Лебедянь по праву считается одним из самых красивых и интересных городов Липецкой области. Родина известных музыкантов, выдающихся людей, край цветущих садов и вкусных соков ждет вас в гости! Совместно с краеведом, членом Липецкого областного краеведческого общества Валерием Акимовым, вы познакомитесь с основными достопримечательностями города, погрузившись в мир их истории и местных легенд. Вы увидите старинные храмы и монастыри, погуляете по уютным улочкам, познакомитесь с купеческими и дворянскими домами, бывшими трактирами и торговыми лавками, государственными учреждениями, музеями и культурными центрами. Удобная навигация по объектам позволит вам с комфортом путешествовать по городу не только пешком, но и на машине. Желаем вам приятного настроения и незабываемого путешествия!
Кстати: а вы уже были в Лебедяни? Как вам этот тихий старинный городок?
Дата фотографий: 13 декабря 2017 года, 17 декабря 2019 года.
Инициатор проекта: Администрация Липецкой области, ОКУ "Центр кластерного развития Липецкой области".
Фото: Вадим Разумов.
Текст: Валерий Акимов.
Озвучка: радио "Липецк - FM"
2. Никольская церковь
Въезжая в город с востока, повернув с автодороги Липецк-Данков, мы попадаем в район бывшей Пушкарской слободы, что на левом берегу реки Дон. Миновав высокий корпус лебедянского элеватора постройки 1890-х годов, и железнодорожный переезд, мы движемся по бывшей Тамбовской улице, которая сейчас названа в честь Карла Маркса. Этот район города относительно новый – активное строительство здесь стало вестись уже в конце XIX века, когда в версте от города была проложена железная дорога, появился комплекс станционных построек с зернохранилищем и элеватором. В последнее время этот район подвергся значительной перестройке. Правую сторону улицы теперь почти полностью занимают производственные и складские корпуса местного производителя соков – ОАО «Лебедянский". А по левую руку еще можно видеть редкие фрагменты первоначальной застройки этого района. Одной из старейших построек улицы является церковь в честь св. Николая Чудотворца. Построенный в 1831 году в качестве кладбищенского, этот храм со временем стал приходским. В 1889 году в его приход входило 418 дворов и более двух с половиной тысяч жителей.Интересной особенностью этого небольшого крестовидного в плане храма, построенного в стиле позднего классицизма, были четырехколонные портики по сторонам света и главки, установленные на коньках фронтонов. В 1870-х годах при строительстве трапезной западный портик был разобран.
3. Казённый мост через р. Дон
Двигаясь дальше, подъезжаем к реке Дон, которая делит город на две части – равнинную левобережную и более высокую правобережную. До начала XX века берега связывал лишь небольшой деревянный мост, да паромная переправа (в половодье). Только в 1910 году в этом месте был построен передовой по тем временам железобетонный мост, состоящий из шести 20-ти и 25-метровых пролётов. Строительным подрядчиком выступила саратовская фирма «Инженер И.Г. Грингофф и Братъ», построившая мост в рекордно короткие сроки – за один сезон 1910 года. Строительство обошлось уездному земству и городской управе в 115 тысяч рублей, взятых в долг у Губернского Земства. В строительстве под руководством русских инженеров принимали участие 200 рабочих.Лебедянцы с интересом наблюдали за работами. Новый красивый высокий мост через реку рос прямо на глазах.
4. В советское время мост удостоился чести быть занесенным в Большую Советскую Энциклопедию. В начале войны, этот стратегический объект хотели взорвать. В ноябре 1941 года лебедянцы с волнением следили за продвижением немецких войск. Шли бои за Елец, фронт приближался к Лебедяни. Было решено заминировать один из пролётов моста и взорвать его при подходе противника к городу. И вот когда пришло сообщение, что вражеская моторазведка вышла к границам Лебедянского района, комендант города отдал приказ о подрыве моста. И мост был бы взорван, если бы не вовремя вмешавшийся председатель горисполкома Леденёв. Он просил подождать и, если потребуется, готовился взорвать мост сам. Врага остановили, и зелёные ящики с взрывчаткой, пролежав под мостом ещё около года, были убраны, так и не причинив никому вреда. В конце 2019 года автомобильное движение по мосту было прекращено. Казённый мост передал эстафету новому железобетонному мосту, построенному рядом.
5. Тяпкина гора
При проезде по Казённому мосту открывается чудесный вид на Тяпкину гору - известняковую возвышенность правого берега Дона. На протяжении нескольких столетий панораму города составляли купола и шпили нескольких церквей и часовен. Это исторический центр Лебедяни. Археологические находки на Тяпкиной горе – месте строительства Лебедянской крепости свидетельствуют о существовании здесь славянского поселения еще в VIII-X и XII-XIII вв. А предания гласят и о еще более древнем возрасте города, относя строительство первых укреплений к XIV веку. Однако первое известное письменное упоминание о Лебедяни относится к началу XVII века, когда сельцо Лебедянское городище принадлежало московскому дворянину Никите Дмитриевичу Вельяминову.
6. Церковь Рождества Богородицы
Обратите внимание на старую церковь, что расположилась под горой - прямо напротив съезда с Казённого моста. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, в народе называемая «Подгородней». Другое название церкви – Космодемьянская – дано по второму престолу, освященного в честь святых Косьмы и Дамиана. Именно под таким названием её запечатлел на своём холсте гостивший в Лебедяни замечательный русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Это самый древний из сохранившихся городских храмов. По преданию, он был построен на братской могиле первых защитников Лебедяни, погибших под саблями и стрелами кочевников.
7. Земская больница.
Поднявшись по крутому подъему Тяпкиной горы наверх, с правой стороны мы увидим необычное двухэтажное здание с угловой ротондой и балконом. Здание Лебедянской межрайонной больницы (а ранее - земской больницы) на углу Почтовой и Набережной улиц. Этот памятник является ярким примером классицизма. Его центральное расположение в исторической застройке города и очевидные архитектурные достоинства всегда выделяли это представительное здание среди прочих гражданских построек. Обратите внимание на то, насколько красив лепной орнамент, украшающий здание!Построенный в первой четверти XIX века дом принадлежал купцам Проскурниным, у которых был куплен земством.
8.
9. Старо-Казанский собор.
Рядом со зданием земской больницы, в начале Почтовой улицы видим краснокирпичную церковь, освященную в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм отмечает место, откуда в начале XVII века начиналась Лебедянь. Здесь на территории бывшей лебедянской крепости несколько веков располагалась главная городская площадь с главным городским храмом. В 1771 году место двух обветшалых деревянных Казанской и Никольской церквей начала XVIII века занял нынешний каменный храм, Дошедший до наших дней почти в первозданном виде, Старый Казанский собор является одним из лучших на территории Липецкой области культовых сооружений в стиле позднего барокко. Колокольня, построенная позднее в классическом стиле, была соединена с храмовой частью с помощью удлиненной трапезной уже в конце XVIII века. В трапезной освятили придел во имя св. Николая Чудотворца.После строительства в Лебедяни в 1836 году нового Казанского собора, Старый собор уступил свою роль главного городского храма. Тем не менее, многие известные лебедянские купеческие роды оставались его прихожанами. Многие из них делали щедрые вклады на его украшение и подновление. Неудивительно, что посетивший Лебедянь в ноябре 1911 года епископ Тамбовский и Шацкий, Преосвященный Кирилл отметил, что «церковь зданием не обширна, но весьма благолепна и чистая, особенным благолепием отличается иконостас в главном алтаре, красивого рисунка и с художественными иконами». В советские годы церковь была закрыта и использовалась в хозяйственных целях, колокольня служила водонапорной башней. В 1980-х, признавая архитектурную ценность постройки, власти освободили церковь и даже начали ее реставрацию, но закончить ее не смогли. Возрождение Старого собора стало возможным только в 2014 году, когда храм передали в ведение общины Лебедянского Свято-Троицкого монастыря, силами которой храм активно восстанавливается в настоящее время.С середины ХХ века Старо-Казанский сбор оказался отделен от площади зелёным сквером. Тем не менее, находясь в самом начале Почтовой (бывшей Казанской) улицы, собор прекрасно просматривается, удачно замыкая перспективу этой городской магистрали.
10. Тюремный замок.
Слева от Старо-Казанского собора, в зелени сквера можно видеть двухэтажное здание присутственных мест и «тюремного замка». Ещё 100-150 лет назад оно занимало центральное место на площади и служило главным административным зданием города. Здание было построено в 1830-х годах по проекту губернского архитектора Николая Васильевича Урюпина, взявшего за проект архитектора Висконти. Однотипные двухэтажные здания присутственных до настоящего времени сохранились в Суздале, Свияжске и других малых городах.
11. Уездное училище.
На противоположной стороне бывшей Сенной площади стоит двухэтажный каменный дом Лебедянского уездного училища. Это угловое здание на пересечении улиц Ленина и Почтовой. Учебное заведение размещается здесь с 1828 года, когда здание было ещё одноэтажным. С тех пор менялся и облик, и название здания. Свой нынешний облик училище после реконструкции в начале 1870-х годов, когда был надстроен второй этаж. С тех пор первый этаж здания занимали учебные классы.
12. На втором этаже располагалась квартира инспектора училища. При уездном училище действовала Фундаментальная библиотека из 1192 томов книг 435 названий. Помимо общего курса наук здесь дополнительно преподавали французский, немецкий и латинские языки, что давало возможность выпускникам училища сразу поступать в 3-й или 4-й класс гимназии. Таким образом, училище как бы являлось прогимназией, хотя формально таковой не было.Сейчас здесь размещаются учебные кабинеты второй городской школы.
13. Дом Фудельмана
Памятник архитектуры - жилой дом купца Ивана Ивановича Фудельмана на Почтовой улице, относится к типичным купеческим домам XIX века. Каменный первый этаж и деревянный второй – так строились многие дома того времени. Считалось, что в каменном доме жить холодно и сыро, поэтому жилым был, как правило, верхний этаж. Внизу располагались служебные помещения, лавки и трактиры. Любопытно, что фасад первого этажа дома лишён симметрии, что говорит о том, что здание было построено в несколько этапов. Первоначально это было одноэтажное здание, выстроенное в классических формах в первой половине XIX века.
14. Во второй половине XIX века дом был продлён на запад пристройкой и надстроен вторым этажом. Вероятно, в то же время рядом с домом появились оригинальные арочные въездные ворота, сохранившиеся до сих пор. Хозяин дома – бывший писарь унтер-офицерского звания, а впоследствии лебедянский купец Иван Иванович Фудельман умер до 1917 года. Перед революцией дом принадлежал его вдове. Свободные помещения она сдавала в аренду. В нижнем этаже располагалась парикмахерская Перепёлкина, портновское заведение Ильина и завод фруктовых и ягодных вод и пивная лавка Яковлева.Но пришли большевики и, как обычно, все поделили. Хозяевам оставили пару комнат, остальные превратили в коммуналку. Сейчас на втором этаже дома располагаются квартиры, второй этаж пустует. Дом Фудельмана является памятником архитектуры и охраняется государством.
15. Торговые ряды
С угла Почтовой и Интернациональной улиц открывается великолепный вид на Торговые ряды и Ново-Казанский собор. Непременного атрибута старых русских купеческих городов - Торговые или Гостиные ряды в Лебедяни состоят из четырех корпусов. Они опоясывают главный городской храм с четырёх сторон. Строительство рядов было запланировано ещё в начале XIX века. Но построить их лебедянцы смогли только через полвека, построив сначала величественный Новый собор. Выполненные по единому проекту, ряды представляли собой комплекс из 36 купеческих лавок. Каждая имела светлый торговый зал, удобное чердачное помещение и вместительный подвал. Несколько стандартных лавок иногда объединялись в одно большое торговое помещение. По местному обычаю все ряды делились на «чёрные» ряды, где продавали железные, бичёвные (верёвочные) и хлебные товары, и «чистые» ряды с мануфактурными и бакалейными товарами. И хотя считалось, что обеспеченнее доход в чёрных рядах, дороже ценились лавки в чистых рядах. Возможно, ещё и потому, что купцы-мануфактурщики и бакалейщики всегда были людьми более состоятельными.
16. Оживлённая торговля велась и на самой площади внутри Торговых рядов. «Вокруг большого собора всегда шумел базар и несколько раз в год собирались ярмарки», - писала внучка настоятеля Лебедянского собора протоиерея Андрея Черменского Нина Алексеева. «Я ходила и на базар, и на ярмарки как на яркий, разноцветный праздник. Или как в театр, в огромный театр под открытым небом. Сколько было товаров, съестного, изделий деревенских мастеров, произведений народного искусства. Чего здесь только не продавали! Мясные ряды, рыбные, фруктовые и овощные, десятки сортов колбас, мёд, всевозможные сладости, зерно и мука. Лошади – и какие! Кому не известны донские рысаки? Всевозможная живность: от цыплят и кур до породистых коров и племенных быков. Фураж – душистое сено, овёс, кормовая смесь. Овчины, валенки, полушубки, пёстрые нарядные шали. Самовары, расписные матрёшки и деревянные ложки, детские игрушки, русскими умельцами сотворённые. Всего не перечесть. А ещё на площади возле большого собора на коврике, расстеленом на земле, тонкий, гибкий мальчик лет десяти – гуттаперчевый, в чёрном трико, показывал акробатические номера: шпагат, колесо, стойку и ходьбу на руках, сальто...» Лебедянский базар начала XX века по-прежнему шумел в центре города, заполнял своей пёстрой и многоголосой толпой всё свободное пространство Базарной площади.
17. Ново-Казанский собор.
В центре Соборной площади, одной из сторон которой является нынешняя Интернациональная улица, стоит Ново-Казанский собор - основное украшение и символ Лебедяни. Исследователи пока не могут окончательно определиться с автором проекта собора, приписывая авторство то ведущему московскому зодчему А.Г. Григорьеву, то губернскому архитектору Н.В. Урюпину. Собор построен в стиле греческой классики в 1828-1836 годах в основном на средства купцов Игумновых. Теплая зимняя церковь и колокольня были достроены позднее. Помимо главного престола во имя Казанской Божией Матери в церкви первоначально было еще два в зимней части: во имя Богоявления Господня и Святителя Николая Чудотворца. Позднее к ним добавился придел во имя Илии Пророка и второй престол в холодном храме – во имя Смоленской Божией Матери.
18. Предметом особой гордости горожан были пять художественных образов, работы академика живописи Тимофея Егоровича Мягкова, в том числе «Спаситель благословляет детей» и репродукция картины Иванова «Явление Христа народу». На колокольне размещался полный набор колоколов, главный из которых весил более десяти тонн. Хор собора соперничал с певческими коллективами других храмов города и считался лучшим в Лебедяни. Даже в 20-е атеистические годы, возглавляемый бывшим купцом и, несомненно, одаренным человеком Алексеем Еремеевым, хор неизменно собирал много любителей и ценителей красивого церковного пения. Длительное время собор был центром жизни Лебедяни. В праздники и дни испытаний вокруг него устраивали крестный ход. Храм украшали, колокольню подсвечивали свечами и фонариками, и она светилась в ночи как новогодняя ёлка. Собор притягивал.В 1930-е годы по решению советской власти храм был закрыт, иконы поруганы.
19. Серебристый шпиль с крестом сломали, колокола сбросили и разбили. И хотя в 1970 году на соборе перекрыли обветшавшие купола, общей картины запустения это не изменило. Долгое время в соборе был склад хозяйственных товаров, в алтаре торговали овощами и пивом. Только 4 ноября 1989 года, в день почитания Казанской иконы Божией Матери, двери храма снова распахнулись перед прихожанами. Возобновилась служба. Трудами протоиерея Игнатия Кондратюка и с помощью благотворителей собор стал обретать свою первозданную красоту.
20. Лавка купца Маслова.
Напротив собора и Торговых рядов на Интернациональной улице располагается несколько купеческих лавок. Самым нарядным и интересным по праву считается бывшая рыбная лавка купца Маслова , которая находится по адресу: ул. Интернациональная, 8. Лавка была построена в самом начале XX века. Говорят, это был самый главный рыбный магазин с широчайшим выбором всевозможной рыбы. Нынешний флюгер в виде осетра - уже вторая копия известной лебедянской достопримечательности, воссозданная по инициативе Лебедянского Фонда культуры современными липецкими мастерами.
21.
22.
23. Книжный магазин Чурилина.
Двухэтажный жилой усадебный дом, расположенный по адресу: улица Мира, 8 с четырёхколонным портиком тосканского ордера был выстроен по образцовому проекту в начале XIX века. В конце века дом принадлежал купцу 2-й гильдии Ивану Афанасьевичу Чурилину. Купец с семьёй жил на втором этаже. А на первом этаже в 1892 году открыл первый в Лебедяни книжный магазин. Впоследствии владельцами магазина были сыновья купца Владимир и Никанор. Благодаря им в Лебедяни появились первые почтовые открытки с видами города. На их обороте надпись: «Изданiе книжнаго магазина Чурилина. Репродукцiя воспрещена». Эти видовые снимки города начала ХХ века до сих пор называют «чурилинскими открытками». Снабжённые подписью на русском и французском языках, эти открытки 1910-х гг. стали официальной иллюстрацией города. Сохранились фотографии больницы, здания земства, Свято-Троицкого монастыря и нового моста через реку Дон, виды центральных городских улиц. Менялись названия, политический строй, но книги в этом магазине продавали всегда. Книжный магазин размещается в этом здании и сегодня.
24.
25.
26. Трактир Голева
На бывшей Христорождественской улице (ныне этот адрес звучит как улица Мира, дом 10) в двухэтажном каменной доме с балконом и проезжей аркой находился трактир Голева. По легенде, в 1843 году здесь останавливался приехавший на лебедянскую ярмарку начинающий писатель Иван Сергеевич Тургенев. Было ли это на самом деле или нет, документально не подтверждено. В середине XIX века в этом здании действительно располагался трактир с номерами для приезжающих. В то время комплекс построек купца второй гильдии Ивана Петровича Голева состоял из каменного двухэтажного дома и двухэтажного флигеля.
27. Почта
Красивое здание по ул. Советская, 2 сейчас занимает федеральная служба связи – почта. Построенный в 1831 году, каменный двухэтажный дом представляет собой удачный пример провинциального классицизма. Бело-жёлтый фасад, лепнина и чугунные балконы – всё это сохранилось до наших дней. Известно, что дом этот до революции принадлежал купцу 2-й гильдии Александру Николаевичу Иншакову. Бывший приказчик, разбогатев, выкупил этот и ещё несколько домов у прежнего владельца – купца Петра Ивановича Игумнова.
28. Почта размещается здесь и сейчас.
29. В 1913 году на первом этаже дома работал мануфактурный магазин Иванова, остальные помещения первого, второго и антресольного этажей занимала квартира семьи владельца дома.После революции 1917 года дом быстро национализировали и отдали под резиденцию уездной партийной организации ВКП(б). Здесь размещался партийный клуб и уездный комитет партии. С начала 1920-х годов здание было передано в аренду почтовой конторе.
30. Здание женского приходского училища на Дворянской (ныне Советской) улице
Дворянская улица (в народе называвшейся чаще просто Большой) всегда была центральной городской магистралью и неизменно приятно удивляла приезжих. «Особенно хороша была Дворянская (Советская) улица с тротуарами шириной более, чем елецкие улицы, прямая как стрела, обсаженная молодыми липами и хорошо вымощенная», - писал современник. Деревья были заботливо высажены в 1910 году и до сих пор радуют горожан и гостей города летней прохладой и июньским душистым липовым ароматом. Сейчас на этой улице сохранилось немало интересных одноэтажных и двухэтажных купеческих и мещанских усадеб, составляющих единое целое с каменными въездами и флигелями.
31. На углу нынешних Советской улицы и улицы Мира расположено двухэтажное здание бывшей женской гимназии. Изначально этот дом принадлежал купцу Сорокину, но был выкуплен городом для нужд образования. Во второй половине девятнадцатого - в начале двадцатого столетия здесь размещалась сначала мужская прогимназия, а затем – городское женское приходское училище. После революции 1917 года, когда раздельное образование было заменено единым трудовым обучением, в здании стали заниматься ученики городской начальной, а затем – средней школы. Сейчас в доме женского училища звучит музыка – игре на музыкальных инструментах и вокалу обучаются юные лебедянцы – воспитанники детской музыкальной школы №1 им. Константина Николаевича Игумнова.Перед зданием установлен бронзовый бюст Игумнова - выдающегося русского пианиста и педагога, основателя одной из крупнейших пианистических школ, профессора Московской профессора консерватории и народного артиста СССР. Торжественное открытие памятника состоялось в мае 2013 года – в год 400-летнего юбилея города и 140-летней годовщины со дня рождения К.Н. Игумнова. Автор скульптуры - липчанин, член Союза художников СССР, скульптор Валентин Челядин.
32. Трехэтажный дом Игумновых
Высокий дом с балконом под номером 6 на Советской улице также принадлежал Игумновым. До середины XX века оставался единственным трехэтажным домом в Лебедяни. В середине XIX столетия его построил лебедянский купец Иван Иванович Игумнов. Но пожить в нём не успел. После его смерти дом пустовал, пока не перешел по наследству старшему сыну купца Николай. В отличие от отца, Николай Иванович Игумнов больше тяготел к общественной деятельности, литературе и служению Богу. Положившись в ведении торгового дела на своего брата, он занимался делами города и собора: три раза избирался городским головой и около сорока лет служил старостой Нового собора, тратя на этом много своих личных средств. Семья Игумновых выписывала журналы и книги и была одной из самых образованных в городе. Дом стал местом встреч представителей лебедянской интеллигенции - знакомых Игумновых, и долгое время служил центром музыкальной жизни города. Редкие исполнители, приезжавшие в Лебедянь, устраивали здесь свои концерты. Именно в этом доме провел свои детские годы будущий выдающийся пианист юный Костя Игумнов.«Как только наступала весна и белым цветом садов покрывалась земля, в Лебедянь на каникулы из Москвы возвращался Константин. Родительский дом на Большой Дворянской утопал в зелени лип и сада.
33. Посредине здания, как импровизированная сцена, возвышался балкон. По вечерам, когда живительная прохлада окутывала землю, студент консерватории открывал двери на балкон и садился за фортепиано. Чудные звуки музыки извлекали пальцы юноши. Это было для Лебедяни в диковинку. Многие горожане останавливались перед домом и с большим вниманием слушали льющиеся гармоничные звуки. Николай Иванович, отложив в сторону книгу, подходил к окну, и слезы отцовского счастья текли по его лицу:- Молодец, Костя! Ты будешь большим музыкантом, - говаривал он в то памятное время. - Смотри, сколько народа! Значит, твоя музыка доходит...»
34. Дом Игумновых (старый)
Лебедянь остаётся одним из небольших, но ярких городов области, до сей поры сохранивших замечательные образцы строительного искусства XIX века. Описаний архитектуры Лебедяни того времени немного. Не найдешь сейчас имён архитекторов, выполнявших застройку городских комплексов, не известны авторы генеральных планов Лебедяни. Лишь по обрывочным данным можно составить описание богатства архитектуры построек конца XVIII-XIX вв., времени расцвета и самого бурного строительства города. Именно к этому периоду можно отнести все более-менее значимые архитектурные памятники Лебедяни – купеческие усадьбы и общественные здания, торговые лавки и дворовые хозяйственные постройки, которые кое-где сохранились в центральной части города. И геометрическая правильность застройки, и архитектурная организованность, и симметричность когда-то бело-жёлтых фасадов, окон, украшенных лепным оформлением, барельефных вставок и руста, колонн и полуколонн, высокие фронтоны и атики, отражают типичный для того времени стиль – классицизм.Ярким примером классицизма в Лебедяни служит старинный особняк Игумновых (Советская, 10).
35. Двухэтажный каменный особняк Игумновых или «дом с колоннами» на бывшей Дворянской был построен в первой половине XIX века и принадлежал старшей ветви лебедянских купцов Игумновых. Главной отличительной особенностью здания являются колонны первого этажа, поддерживающие просторный балкон с оградой из литых элементов. Первый этаж сейчас занимает некоммерческая организация «Лебедянский Фонд культуры», которая проводит в стенах дома музыкальные вечера, творческие встречи, выставки, презентации и постепенно реставрирует этот памятник архитектуры на частные пожертвования.
36. «Дом ремёсел»
О том, что народные ремесла – это не только массовое производство кустарных изделий, но и редкие умения и самобытное искусство, напоминает отдел народных промыслов и ремесел или «Дом ремесел». Он расположен в бывшем доме мещанина Красинского в доме №24 по Советской улице. Его открытие состоялось в 1996 году. В выставочном зале посетителей регулярно знакомят с живописью местных мастеров и художников соседних районов и областей.
37. Городская управа
Здание бывшей Городской управы и городской думы расположено на углу улиц Советской и Победы. Сто лет назад это здание венчала пожарная каланча с площадкой для наблюдения за городом и высоким шпилем.
38. Дом с балконом
Одной из отличительных черт архитектуры Лебедяни и бесспорным её достоинством были балконы одноэтажных домов, выходившие прямо на проезжую часть. Когда-то они украшали практически каждую городскую усадьбу. Дом №36 на Советской улице является одним из первых домов с таким балконом. Известно, что первым владельцем этого дома был сын Тамбовского губернатора, предводитель лебедянского уездного дворянства и действительный член Лебедянского общества сельского хозяйства Александр Дмитриевич Кошелев. За редким исключением, лебедянские балконы сохранились только на старых фотографиях.
39. Гостиница и трактир Чурилина
Двухэтажный дом, ныне расположенный по адресу: Ул Советская д. 91, известен тем, что на рубеже XIX-XX веков в нем располагался трактир купца Чурилина. В то время здание располагалось на бойком месте: напротив биржи извозчиков, на краю Ярмарочной площади. Видимо, именно сюда заглядывал герой повести Евгения Замятина «Уездное»: «…чуриловский трактир. Ну, и место же весёлое, о Господи! Шум, гам, огни. Половые белые шмыгают, голоса пьяные мелькают спицами в колесе…». Писатель лишь немного изменил окончание фамилии купца (Чурилов вместо Чурилин), но в остальном против истины, наверняка, не погрешил. В этом же доме на верхнем этаже проживала и семья трактирщика и купца Василия Ивановича Чурилина. Здесь провел детские годы его неродной сын – поэт серебряного века Тихон Васильевич Чурилин. После окончания лебедянской прогимназии он покинул Лебедянь и отправился сначала в Саратов, потом в Москву. Его первая публикация - выдержанное в традициях русской классической поэзии стихотворение «Мотивы» было опубликовано в «Ниве» в 1908 году. В 1915 году вышла его первый стихотворный сборник «Весна после смерти». Стихи Чурилина оценили Гумилев, Блок, Хлебников, Маяковский, Асеев. Марина Цветаева называла Тихона Чурилина гениальным поэтом. И хотя его творчество было сложным для восприятия, а судьба сложилась трагически, при жизни поэт выпустил несколько книг стихов и прозы, часто публиковался в периодических изданиях.В биографической повести «Тяпка-Тань» родительский дом – трактир Чурилина – поэт называет «домом-додомом» и сравнивает с замком. К сожалению, к началу XXI века многие свои архитектурные особенности здание утратило. С 1950-х годов здесь размещалась лебедянское автотранспортное предприятие «Союззаготтранс», давшее неофициальное название месту на пересечении Советской и Тульской улиц – «Трансагентство».
40. Свято-Троицкий монастырь
С монастырем связано много легенд: о его основании «боярином Тяпкой», «пустынником Петром» о пребывании здесь некоего опального удельного князя с женой и детьми. Документально известно, что Лебедянский монастырь был основан на лесной поляне в Романцовском лесу в 1621 году и получил название Яблонова пустынь. Его первыми насельниками и строителями были монах Савватий и черный священник Иосиф. Они возвели первый деревянный храм во имя Живоначальные Троицы и Пророка Ильи, ставший предшественником современного архитектурного комплекса. Через пятьдесят лет монастырь уже окружала каменная стена, внутри которой было три каменных храма: Троицкий (1642-1666), Успенский и надвратный Ильинский (оба 1670-е гг.). В 1680 году монастырь стал патриаршим, начало расти его благосостояние и число братии. В 1695 году, по преданию, монастырь посетил царь Пётр Алексеевич. Молодой царь бывал в наших краях в связи с подготовкой Азовских походов и строительством Воронежских верфей. И хотя документальных подтверждений приезда Петра Первого в Лебедянь нет, проезд царского кортежа по нашим местам не выглядит выдумкой.«Петровское» или «Царское» Евангелие, долгое время хранившееся в Троицком монастыре, а потом переданное в Липецкий областной краеведческий музей - тому подтверждение. По легенде, царь Пётр, путешествуя инкогнито, часто приезжал во многие местах совершенно неожиданно. Так случилось и в 1695 году. Появившись в тихой обители во время службы, он увидел перед собой возмутительное зрелище. Дьячок, читавший молитву, был совершенно пьян и едва держался на ногах. Беднягу шатало из стороны в сторону. Пётр, известный своим крутым нравом, на этот раз, вероятно, был в благодушном расположении. Он отбыл также незаметно, как и появился. О его приезде стало известно лишь спустя несколько месяцев, когда в монастырь пришёл царский подарок - большое Евангелие в чеканном переплёте, весившее два пуда. А вместе с подарком передавался царский наказ: читать это Евангелие на службах, непременно держа его на руках. Естественно, что о нетрезвом поведении при таком условии и речи быть не могло.История монастыря связана и с именем святителя Тихона Задонского, восстановившего обитель после упразднения монастырь после пожара 1764 года. Тогда вскоре после закрытия в монастырском саду на яблоне чудесно явилась древняя икона Святой Троицы, подаренная монастырю царем Алексеем Михайловичем и хранившаяся после пожара в городском соборе. Икону несколько раз переносили в другие церкви, но на утро ее снова находили на той же яблоне в опустевшем монастыре. Очередное возвращение иконы было расценено как знамение, после чего по ходатайству святителя Тихона перед Синодом Троицкий монастырь был восстановлен.Монастырь закрыли только в 1929 году, на его территории размещается Лебедянское бюро совхозов, в позже - Лебедянский сельскохозяйственный техникум. И хотя в 1970-1980-х годах властями и общественностью предпринимались попытки реставрации уникальных храмов и монастырской стены, полноценное возрождение древней обители началось лишь после 2005 года, когда решением Синода Лебедянский Свято-Троицкий женский монастырь был официально включен в число действующих.
41.
Все аудиогиды по Липецкой области можно посмотреть по ссылке https://izi.travel/ru/de60-centr-klasternogo-razvitiya-turizma-lipeckoy-oblasti
Journal information