Когда была создана эта станция? Чем примечательна ее история? Чем она примечательна туристам сегодня? И почему Куженкино стоить посетить всем, кто без ума от романтики железных дорог и очарования старины?
Друзья, кто-нибудь из вас уже был на станции? Видели ее главный сюрприз? Поделитесь впечатлениями от увиденного!
Кстати: спешу напомнить вам о том, что 2-3 ноября состоится наша замечательная двухдневная поездка по Тверской области "Заповедные пути-дороги". В сопровождении дам и кавалеров из реконструкторского клуба "Vauxhall Nord", а также - невероятно харизматичных историков железных дорог Марии Калиш и Юрия Егорова мы отправимся в путешествие на ретро-паровозе. Во время этой поездки вы увидите море красивых, "открыточных" видов, необычных и малоизвестных достопримечательностей Тверской области. Кроме того, вас будет ждать глубокое погружение в историю и современность российских железных дорог! Таких достопримечательностей вы увидите ни в одном музее. Почему? Ответ на этот вопрос лишь отчасти вы найдете в моем посте https://deadokey.livejournal.com/566899.html! Но я настоятельно рекомендую вам увидеть эти сохранившиеся фрагменты истории своими глазами! Присоединяйтесь к нашей поездке! Забронировать билеты в тур можно здесь: https://www.usadboved.ru/retrotrain
Дата фотографий: 9 февраля 2019 года.
2. Бологое-Полоцкая железнодорожная линия сейчас не играет важной роли в транспортном сообщении. Однако её сохранность заботит многих людей. Дело в том, что железная дорога, строительство которой шло с 1902 по 1907 год, не подвергалась серьёзным переделкам. Поэтому многие сооружения на ней сохранились почти в первозданном виде. Одна из интереснейших станций Бологое-Полоцкой линии – Куженкино.
3.
4. Станция получила имя населённого пункта в Тверской области. В 1939 году Куженкино присвоили статус посёлка городского типа. Но когда к строительству станции только приступили, здесь была деревня. Вместе с вокзалом построили водонапорную башню. Открытие станции состоялось в 1907 году.
5.
6.
7.
8.
Русско-японская война уже завершилась, о Первой мировой ещё не думали. Но ощущение угрозы пронизывало общество. Поэтому к железным дорогам – объектам стратегического назначения – было приковано пристальное внимание. В 1910 – 1912 годах неподалёку от станции Куженкино построили склады амуниции и обмундирования. Такое решение оказалось стратегически верным: во время Первой мировой войны доставку к театру военных действий осуществляли по линии Бологое – Полоцк – Седлец. В годы Гражданской войны в Куженкино организовали хранение военной техники.
9.
10.
11.
12.
Вокзал в Куженкино представляет собой типовой образец вокзала IV класса в начале ХХ века. Здание выполнено в стиле модерн. Хорошо сохранились практически все элементы внешней отделки: кронштейны, поддерживающие вынос кровли, подлинные переплёты на фронтонах, висячие резные гирьки, башенка, увенчанная шпилем с флюгером. Флюгер на башне заменён, но новый экземпляр идентичен оригинальному.
13.
14.
15.
А вот интерьер претерпел существенные изменения. Оригинальное убранство сохранили лишь помещения почты, телеграфа и место дежурного станции. Осталось нетронутым станционное оборудование, также удалось сберечь утермарковские печи, двери с филенками и старыми ручками, дворницкие ящики. Остальные черты интерьера появились уже в советский период, преимущественно после Великой Отечественной войны. Перед вокзалом простирается песчаная подсыпная платформа, огороженная бетонной коробкой.
16.
17.
Помимо вокзального здания архитектурный комплекс железнодорожной станции Куженкино включает водонапорную башню, сторожку на переезде и две будки для стрелочников, дровяной и багажный сараи, керосиновый склад, полуказарму и две казармы для железнодорожных служащих, два жилых дома, клуб. Также примечательна вспомогательная постройка – импровизированная электростанция из вагонов при дровяном сарае. Постройки относятся к разному времени, однако большая часть появилась в первые годы ХХ века.
18.
19.
20.
21.
Деревянный клуб появился позже большинства служебных помещений. Его построили в 30-е годы ХХ века. Здание расположено за площадью, к которой вела кольцевая дорожка, вымощенная булыжником. Булыжное покрытие частично сохранилось.
22.
23.
Казармы и полуказарма предназначались для проживания станционных рабочих и служащих. Для своего времени подобное жильё было весьма комфортабельным. В 20-е годы в дополнение к ним построили дома для железнодорожных рабочих.
24.
25.
Во время Великой Отечественной войны Бологое-Полоцкая железнодорожная линия подверглась бомбардировкам. Однако большая часть построек уцелела. В послевоенный период это направление предназначалось преимущественно для грузовых поездов. Товары и топливо везли в прибалтийские страны. После распада СССР нагрузка на железнодорожную линию существенно снизилась. При этом многих сотрудников сократили. Линия постепенно приходит в упадок. Она не электрифицирована, что осложняет дальнейшую эксплуатацию. Уже утеряны архитектурные ансамбли станций Чёрный Дор, Горовастица, Торопец.
26.
27.
28.
29.
Сохранность железнодорожных сооружений этого направления, в частности, станции Куженкино, беспокоит многих энтузиастов. Общество любителей железных дорог выступило с предложением сделать Бологое-Полоцкую линию заповедной. Появилась петиция с требованием ввести мораторий на снос исторических зданий. Общественность обратила внимание на проблему. В список культурного наследия были внесены ансамбли станций Куженкино, Скворцово, Бологое-Полоцкое, Баталино. В 2017 году на станции Куженкино начались реставрационные работы. А наши дни в здании действующего вокзала находится музей, который после запуска состава с паровозом становится все более популярным.
30.
31.
Источники:
1. Тверские Своды "КУЖЕНКИНО СТАНЦИЯ БОЛОГОЕ-ПОЛОЦКОЙ Ж.Д. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА (1 ПОЛ. XX)" http://tversvod.ru/page186/?full=1
Добавляйте меня в друзья
Мой туристический и познавательный проект http://usadboved.ru
Мой телеграм https://t.me/usadboved
Сообщество в ЖЖ по усадьбам https://russkaya-usadba.livejournal.com
Социальные сети моих проектов:
Усадебный экспресс - путешествия по всем усадьбам, которые описаны в блоге.
https://www.facebook.com/usadboved/
https://vk.com/usexspress
https://www.instagram.com/usadboved/
Экоэлектричка - путешествия по паркам и заповедникам.
https://www.facebook.com/ecoelectrictrain/
https://vk.com/ecoelektrichka
https://www.instagram.com/ecoelectrictrain/
Промпоезд - путешествия по заброшенным фабрикам и железнодорожным станциям.
https://www.facebook.com/prompoezd/
https://vk.com/prompoezd
https://www.instagram.com/prompoezd/
Усадебные волонтеры - субботники в усадьбах.
https://www.facebook.com/groups/savingmanors/
https://vk.com/savingmanors
https://www.instagram.com/saving_manors/
Journal information