Знакомясь с историей Богородицкой усадьбы и судьбами тех, кто связан с ней, я не перестаю удивляться тому, насколько великими были люди, прославлявшие историю здешних мест! Мы с вами уже знакомились с историей Казанского храма и любовались его интерьерами. А теперь я предлагаю вам неспешно пройтись до алтарной части домовой церкви Бобринских, чтобы узнать о великих людях, которые нашли здесь свой земной покой.
За Казанским храмом расположен небольшой некрополь. Здесь похоронены несколько выдающихся членов рода Бобринских. На ассоциативном уровне, многие туристы уже привыкли отождествлять семейные захоронения потомков Екатерины Великой с роскошным и монументальным храмом-усыпальницей в Бобриках. Однако, в алтарной части Казанского храма вы увидите лишь скромные могилки и деревянные кресты. Но как же велики люди, похороненные здесь! Я предлагаю вам изучить богородицкий некрополь, чтобы до глубины души проникнуться судьбами тех, кто нашел здесь свой последний покой.
Как ярому коммунисту, похороненному здесь, удалось за свою жизнь спасти от гибели больше усадеб, чем многим рьяным краеведам? Могиле какого замечательного писателя из рода Бобринских вы можете поклониться? Что связывает похороненную в Борогодицке Веру Сергеевну Бобринскую с новомучеником Сергием Сидоровым? Какой представитель рода Бобринских, живя в достатке и водовороте жизни в США, решил бросить все, чтобы провести последние годы жизни, глядя на белоснежное родовое имение? Кем для русских дворян были нянюшки, воспитывающие их наследников?
Друзья, поделитесь пожалуйста жизненными историями этих замечательных людей со своими друзьями! Как жаль, что многие туристы во время визита в Богородицк обходят некрополь и даже не знают о том, какие великие личности нашли здесь свой покой и о том, какой замечательный пример они показали всем нам своей жизнью! Друзья, вам было бы интересно, если бы мы совместно с сотрудниками Богородицкого дворца-музея и парка подготовили для вас серию постов, в которых о каждом из представителей рода Бобринских рассказывалось бы более подробно?
Дата фотографий: 27 апреля 2019 года.
Белкин Иван Петрович
К сожалению, у многих богородчан и гостей города Иван Петрович Белкин ассоциируется исключительно и «коммунистом, похороненным у Казанского храма». Однако, этот удивительный человек, несмотря на радикальность взглядов в отношении имперской России, спас сразу несколько русских усадеб от полного исчезновения. Как такое возможно?
Иван Петрович был талантливым врачом. На протяжении всей своей жизни он агитировал за то, чтобы качественная и профессиональная медицина была доступна для всех слоев населения: инициировал открытие медпунктов, больниц и санаториев.
С приходом советской власти он становится партийным чиновником и занимается управлением в области здравоохранения. А с 1925 года ему было поручено создание нескольких санаториев. Иван Петрович начинает свою работу, выбрав под размещение этих оздоровительных учреждений территории: бывшей царской усадьбы Ильинское в Московской области, бывшей усадьбы Трубецких в Узком, несколько дач в Мисхоре. Фактически, именно ему мы обязаны тем, что вышеперечисленные памятники истории и архитектуры были спасены от разорения в советские годы и дошли до наших дней.
Имение Бобринских в Богородицке своей сегодняшней сохранностью тоже во многом обязано Ивану Петровичу Белкину. Ведь именно он в 1935 году приезжает в старинный город и начинает создавать санаторий «Красный шахтер» на территории Богородицкого дворца. Если бы в те годы он не приспособил вотчину Бобринских под использование советской властью, неизвестно, выжила бы ли усадьба в те лихие годы. Меня очень поразила эта история. Ведь этот удивительный человек не просто «коммунист», а тот, кто несмотря на свои политические убеждения за свою жизнь спас больше усадеб, чем любой рьяный современный краевед.
Алексей Валерианович Брагин-Бобринский
Он решил оставить комфортную жизнь в солнечном Сантьяго, покинуть налаженный туристический бизнес, уехать за тысячи километров от своих друзей и близких, чтобы исполнить то, что он считал Делом своей жизни. Алексей Валерианович Брагин-Бобринский вернулся в Россию для того, чтобы жить на Родине, иметь возможность видеть имение своих предков в Богородицке и, используя свой опыт в туристической сфере, заняться популяризацией этой удивительной усадьбы.
К сожалению, тяжелая болезнь забрала этого удивительного человека на 76 году жизни. У него было очень мало времени на то, чтобы помочь развитию Богородицка. Но, умирая, он говорил, что счастлив найти свой покой в родовой усадьбе.. Алексей Валерианович Бобринский показал нам пример самоотверженности и безусловной любви к своей Родине. С большим материалом о жизни Алексея Валериановича вы можете ознакомиться здесь https://deadokey.livejournal.com/562051.html.
Вера Сергеевна Бобринская
Супруга и муза Николая Николаевича Бобринского, Вера Сергеевна, происходила из удивительной семьи. Ведь ее предками были родовитые дворяне и потомки грузинских царей! Однако, характер и жизненные ориентиры этой удивительной женщины сформировали ее родители. Отцом Веры Брбринской был Сергей Алексеевич Сидоров, православный священник, ныне почитаемый Церковью в числе новомучеников.
Большую часть своей жизни отец Сергий провел в лагерях, тюрьмах и на допросах. С приходом советской власти он не стал скрывать своей веры и начал проповедовать о Христе еще более усиленно и ярко! Именно благодаря его проповедям множество людей не только остались в Церкви, но и пришли к вере – даже в страшной атмосфере гонений.
В возрасте сорока с небольшим лет отец Сергий был расстрелян на Бутовском полигоне. Ныне он почитается Церковью в числе новомучеников.
Вера Сергеевна Бобринская не только поддерживала своего супруга во всех публицистическо-краеведческих начинаниях, но и сама выпустила автором «Записок священника Сергия Сидорова: с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, Верой Сергеевной Бобринской». Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с этим замечательным трудом!
Вера Сергеевна всего на несколько лет пережила Николая Николаевича Бобринского. Скромные могилы супругов расположены за алтарной частью Казанского храма.
Граф Николай Николаевич Бобринский
Граф Николай Николаевич Бобринский был Аристократом с большой буквы. Тем, кто несмотря на смену режима, утрату всех титулов и званий и наличие удивительной природной скромности олицетворял дух ушедшей России. Он был удивительно разносторонним, добрым и образованным человеком.
С возрастом Николай Николаевич открыл в себе тягу к писательству. Целью своей работы на литературно-просветительском поприще он ставил популяризацию истории России и рода Бобринских, и, конечно же, прославление Православной веры. Глубоким смыслом и трогательными христианскими мотивами пронизано «Житие Митрополита Макария» его авторства. Исключительную ценность представляет его семейно-биографическая работа, историческая повесть «Сын императрицы». Пожалуй, настолько образно и ярко жизнь Алексея Григорьевича Бобринского мог описать только его прямой потомок!
Его труды часто можно было увидеть в Православной газете «Благовест «, журналах «Роман-газета», «Лампада» и «Москва», а также – в известном и любимом многими из нас краеведческом издании «Богородицкий вестник».
Николай Николаевич Бобринский умер на 74 году жизни. Он хотел найти свой земной покой в родовой усадьбе, у стен белоснежного Казанского храма. Его воля была исполнена. Спустя несколько лет после кончины Николая Николаевича рядом с его могилкой появилось еще одно захоронение: рядом с любимым супругом здесь обрела покой Вера Сергеевна Бобринская.
Николай Львович Бобринский
Рядом с могилой своей тети похоронен маленький Николай Львович Бобринский. Увы, Николенька умер во младенчестве. Он был младшим сыном в большой семье Льва Алексеевича Бобринского – пожалуй, самого доброго и трогательного сына Алексея Павловича Бобринского. Николенька вместе со своими родителями, а также – многочисленными братьями и сестрами, до революции жил в южном флигеле Богородицкого дворца.
Отец ненадолго пережил своего трагически скончавшегося во младенчестве сына. Но судьба определила ему другое место покоя.
А так выглядел папа Николеньки в детстве.
Княгиня Юлия Алексеевна Львова (урожденная Бобринская)
Имя Юлии Алексеевной Бобринской уже неоднократно фигурировало в моих публикациях, посвященных Богородицку. Дочь выдающегося Алексея Павловича Бобринского, образованная и талантливая Юлия Алексеевна, прославилась благодаря своей активной общественной позиции, любовью к благотворительности и популяризации богородицких кустарных промыслов.
Несмотря на то, что большую часть своей замужней жизни Юлия Алексеевна Львова провела в имении своего супруга в Поповке, что в Алексинском уезде Тульской области, похоронена она была в родовом имении, рядом с домовым храмом Бобринских.
Мария – няня Николая Львовича Бобринского
Рядом с захоронением младенца Николая Бобринского находится еще одна могила. На табличке, прикрепленной к кресту, нет ни фамилии, ни отчества, но зато есть имя и указан род деятельности усопшей. Здесь покоится няня маленького Николеньки – Мария. О ее жизни практически нет никаких сведений.
Однако, рассказывая вам об этой женщине, мне хотелось бы еще раз порассуждать о том, насколько велика была роль нянь и воспитателей в дворянских семьям. Это сейчас, в 21 веке, нанимая няню для своих детей, многие относятся к воспитательнице своих чад исключительно как к обслуживающему персоналу. Но еще сто с небольшим лет назад все было совершенно иначе. Нянюшки в дворянских семьях воспринимались всеми домочадцами неотъемлемой частью жизни династии. Эти женщины, зачастую вышедшие из народа, учили юных аристократов не грамоте, но жизненной премудрости, красоте традиций и простоте нравов, тем самым, закладывая основы их жизненного мировоззрения.
Поэтому, нет ничего удивительного в том, что няни, сопровождавшие своих воспитанников при жизни, обретали рядом с ними и вечный покой.
Journal information