Начинаю знакомство с московским модерном с созданием карты, это около 128 зданий работы таких известных архитекторов, как Л.Н. Кекушев, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, Р. И. Клейн, И.В. Фомин И.В. и других. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал, ЦУМ (бывш. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева и многие другие. В последние двадцать лет стиль вновь вошел в архитектурную практику под видом постмодерна. В ближайшее время планирую выкладывать рассказы и фотографии каждого здания, а с помощью карты Вы сможете распланировать и совершить незабываемое путешествие по Москве эпохе модерна 1898-1912 годов…
Интерактивная карта архитектуры Московского модерна. |
Модерн в переводе с французского означает "современный". В разных странах этот стиль называли по-своему. Во Франции – ар-нуво, в США – тиффани, в Германии – югендштиль. Модерн стал последним классическим архитектурным стилем. Он возник на рубеже 19-го и 20-х веков, и существовал очень недолго – около двадцати лет. Несмотря на то, что модерн вобрал в себя многие интересные черты предыдущих стилей, его нельзя назвать подражательным. Само название "модерн" говорит о том, что это нечто новое и оригинальное. Характерными чертами для модерна стали замена четких геометрических форм более сглаженными и плавными линиями, присущими живой природе; использование новых материалов и технологий (применение бетона, металла и стекла); использование большого количества декоративных элементов как при оформлении фасадов, так и при внутренней отделке интерьеров. В качестве украшения в основном использовались растительные орнаменты (ирисы, вьющиеся растения, водоросли), фигуры животных – все, что связано с природой. В раннем модерне часто декор был даже излишне обильным, в отличие от позднего, ориентированного на лаконичность используемых украшений. Кроме того, в модерне совершенно перестал фигурировать ордер (сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции: колонны с капителью, базой и иногда с пьедесталом, а также фриз, карниз и проч.). Модерн стал стилем, который совмещал в себе стремление совместить практичность и искусство, сделать прекрасным привычное и повседневное. Недолговечность этого архитектурного стиля объясняется стремительным развитием исторических событий, характерным для начала 20-го века. В условиях растущей потребности жилья архитектурные излишества модерна были не нужны и только мешали. Для развития московского модерна большую роль сыграли молодые русские промышленники. Это были состоятельные люди с европейским образованием, благодаря которым в конце 19-го, начале 20-го веков в историческом центре Москвы появилось множество доходных домов и особняков, построенных в стиле модерн. Нужно отметить, что в этот период интенсивность строительства в Москве превосходила по показателям все другие крупные города Европы. Всего за два десятилетия здания в стиле модерн украсили бульварное кольцо, переулки вблизи Арбата и Тверской. Несмотря на то, новый стиль не получил заслуженной оценки у многих поклонников прекрасного, которые считали его безвкусицей, модерн пришел и на улицы, где селилась московская аристократия: На Поварскую и Пречистенку. Наиболее яркими представителями московского модерна стали Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.Э. Эрихсон, А.У. Зеленко и другие. Здания, построенные по их проектам, и сегодня продолжают восхищать ценителей архитектурного искусства. Среди зданий, построенных в стиле модерн широко известен особняк Рябушинского, расположенный на улице Малой Никитской. Ф.О. Шехтель построил его в 1900-1902 году по заказу М. Рябушинского – московского собирателя картин. Фасад здания оформлен в светлой палитре, отделка выполнена керамическими плитками и майоликой с растительным орнаментом в виде переплетающихся орхидей. Перила парадной лестницы напоминают нарастающую волну, украшением служит также светильник с витражным абажуром и витражное окно. Образцом модерна является и кованая ограда, окружающая здание. Еще одно выдающееся произведение Шехтеля – особняк Дерожинской. Он был построен в 1901-1902 годах, и больше подходит под определение позднего модерна, так как здесь наблюдается отсутствие присущей стилю декоративности, и акцент делается на игру объемов и форм. В этом особняке все объемные элементы сосредоточены вокруг центральной оси. Центральное главное окно вытянулось на высоту всего здания до карниза и представляет собой подобие триумфальной арки, а аттик (участок стены, расположенный над завершающим архитектурное сооружение карнизом) дополнен двумя цилиндрами из бетона – символами "века машин". Московский модерн в исполнении Л.Н. Кекушева – это настоящее искусство, вызывавшее удивление и восхищение и в прошлом, и сейчас. Одним из первых зданий, построенных в Москве в стиле модерн, стал особняк Кекушевых в Глазовском переулке. Строительство продолжалось с 1898 по 1899 годы, и в результате появилось здание, отчетливо демонстрирующее возможности стиля и его достоинства. При отделке были использованы такие дорогие материалы как полированный гранит, тарусский мрамор, мореный дуб и прочее. Еще одно здание – особняк Кекушевой на Остоженке – это дом, похожий на средневековый замок. Здесь также ярко выражены характерные элементы модерна: асимметрия, нестандартные контуры проемов, растительные мотивы в декоре. Из других образцов московского модерна можно назвать гостиницу Метрополь, особняк О. Листа, особняк Миндовского, особняк Медынцева, доходный дом Исакова, здание издательства И.Д. Сытина Русское слово, и другие.
Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. |
Список литературы: |
1. М.В. Нащокина "Московский модерн", 3-е издание, 2011 г. |
В комментариях Вы можете: 1. Предложить другие объекты московского модерна. 2. Предложить перенос точки координат объекта на карте. 3. Присылать ссылки на фотографии. |
Journal information