Местом возникновения дорического считаются берега Эгейского моря как с европейской, так и с азиатской стороны в VI веке до н. э.. Встречается в первых сооружениях Древней Греции и дорийских колониях. Лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером. |
2. Дорический, ионический и коринфский ордер. |
3. Тосканский (римский-дорический) и дорический (греческий) ордера. |
Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами (вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны), заканчивалась капителью (венчающая часть колонны или пилястры). В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода — 16 — 20 штук. Капитель — верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина — круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки (плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму). Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом — выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско--дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат (верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада). |
4. Отличия дорического и тосканского ордера. |
5. Дорический ордер. |
6. Примеры дорического ордера. |
5. Конный двор в усадьбе Кузьминки. Конный двор с его замечательным павильоном в усадьбе Голицыных, шедевр московского ампира, создал архитектор Доменико Жилярди. Музыкальный павильон был построен в 1820 году для выступлений домашнего крепостного оркестра роговой музыки и является признанным шедевром архитектуры стиля ампир. Монументальный фасад павильона с аркой-нишей украшен дорическим портиком со скульптурной группой Аполлона с музами. |
6. Коллонада главного дома усадьбы Остафьево. Здание строилось с 1800 по 1806 годы; отделочные работы продолжались еще несколько лет. Два двухэтажных флигеля, поставленные в одну линию с домом, соединены с ним колоннадами римско-дорического (тосканского) ордера. Открытые галереи позволяли достичь той гармонии архитектуры и природы, которая была неотъемлемой частью мировоззрения эпохи Просвещения, последователем которой был один из соавторов проекта дома Андрей Иванович Вяземский. |
7. Церковь в усадьбе Ахтырка. Ахтырская церковь - единственное здание, уцелевшее от прекрасного усадебного ансамбля, созданного в 1820-х гг. по проектам А.С.Кутепова в подмосковной усадьбе князей Трубецких. Кирпичная, частично оштукатуренная церковь строилась между 1821 и 1825 гг.; принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира. Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора, увенчанный купольной ротондой, выполнен в строгих формах дорического ордера. |
8. Мавзолей С.П. Румянцева в усадьбе Троицкое-Кайнарджи. Построен С.П. Румянцевом для перезахоронения его отца, генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Кубическое здание увенчанное низкой ротондой, с четырьмя четырехколонными дорическими портиками. |
9. Главные въездные ворота парадного двора усадьбы Гребнево в виде Триумфальной арки выстроены при Голицыных в 1811-1823 гг. Колонны римско-дорического (тосканского) ордера. |
10. Колонный портик тосканского ордера в усадьбе Петровское. |
11.Колонный портик тосканского ордера в усадьбе Петровское. |
12. Грот в усадьбе Кусково. Грот в Кускове был построен в 1756 - 1761 годах по проекту талантливого крепостного архитектора Ф.Аргунова, фасады декорированы резчиком М.Зиминым, внутренняя отделка выполнена "гротичных дел" мастером И.Фохтом. Живописна и динамична архитектура Грота. Трехчастное барочное здание стоит на фигурном стилобате с плавно изгибающимися ступенями, как бы стекающими в небольшой прудик, который является центром малого архитектурного ансамбля. Коллонны тосканского ордера. |
13. Усадьба Дубровка в Калужской области. Колонны настолько заросли, что не видно базы, поэтому их можно отнести к дорическому ордеру, но все-таки ближе к тосканскому. |
14. Въездные ворота в усадьбе Андреевское Воронцовых-Дашковых. Сдвоенные колонны тосканского ордера. |
16. Флигель в усадьбе Денежниково. |
17. Это то, что осталось от портика главного дома усадьбы Красково. |
18. Вот так выглядел в усадьбе Красково портик до пожара. Аналогичный портик существует в усадьбе Узкое. Портик похож на храм Артемиды Пропилеи. |
19. Портик с колоннами тосканского ордера в усадьбе Медное-Власово. |
20. Архитрав медленно разрушается. |
21. База колонн в усадьбе Медное-Власово. |
22. Церковь в усадьбе Завалино. Колонны тосканского ордера. |
23. Ротонад в усадьбе Горки Ленинские. |
24. Капитель колонные в ротонде усадьбы Горки Ленинские. |
25. Колонны тосканского ордера в главном доме усадьбы Воскресенки. Сам портик интересен тем, что капители колонн повернуты в сторону. |
26. Колонны в усадьбе Воскресенки с каннелюрами, характерными для дорического ордера, но поставленными на базу. |
27. Деревянные колонны в усадьбе Фряново. |
28. Портик без ордерных признаков в усадьбе Мещерское. Декоративное убранство весьма разнообразно: разорванные фронтоны различной формы; ширинки, карнизы, оконные обрамления из тёсаного кирпича; пучки колонн и пилястры. |
29. А это уже советско-дорический ордер в музее В.И. Ленина в усадьбе Горки Ленинские. |
Спасибо, есть что добавить?
Journal information