Первый поезд прибыл на Николаевский вокзал в 1851 году. С тех пор он является важнейшим объектом транспортной инфраструктуры столицы. Сегодня, как и полтора века назад, на Ленинградском вокзале все так же шумно и многолюдно: здесь всегда можно встретить и туристов, и дачников, и деловых людей, ожидающих посадки на "Сапсан" и готовящихся к важным переговорам в Северной Столице. Иными словами, Ленинградский вокзал занимает важную роль в жизни многих москвичей и петербуржцев. Так давайте же совершим по нему небольшую фотопрогулку! А вы часто бываете на Ленинградском вокзале?
Дата фотографий: 2018 год.
2. Ленинградский вокзал.
3. Недалеко от современного здания вокзала в XIV веке находился Красный пруд. Его окрестности принадлежали московскому князю Василию I. К 1462 году эта территория перешла в собственность Ивана III, после чего она получила название Красносельской дворцовой слободы. Вокзал является объектом культурного наследия федерального значения.
4. Берег Красного пруда использовался в качестве пастбища. В конце XVII века между фортификационным насыпным валом, который окружал Москву, и прудом было обширное поле. В северо-западной части этой большой территории находился путевой дворец Алексея Михайловича. Здание дворца венчала каланча, и в народе пустырь прозвали Каланчевской площадью.
5. Внутри вокзала недавно привели в порядок лестницу.
6. Во время строительства Камер-Коллежского вала в XVIII веке эта территория вошла в состав Москвы, и начала постепенно застраиваться.
7.
8. Указ о строительстве прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом был подписан Николаем I в 1842 году. Тогда и началось строительство.
9. Строительная комиссия выбрала Каланчевский пустырь в качестве конечной станции первого казенного двухпутного полотна в стране.
В 1843 году архитектором Рудольфом Желязевичем были подготовлены проекты для вокзалов промежуточных станций железной дороги. Но его собственные предложенные идеи не приняли. И чуть позже сам Николай I для обеих конечных станций железной дороги выбрал проект Константина Тона.
10. Рядо с вокзалом сохранились пакгаузы.
11.
12. Экскурсию по вокзалу проводил проект "Промпоезд".
13.
14. Комплекс зданий Таможенного двора, 1850 - 1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич.
15. Железнодорожный путепровод.
16. В этом здании находится Московское территориальное управление Октябрьской железной дороги.
17. Рядом вывшая водонапорная башня циркульного депо Николаевской железной дороги.
18. Старое здание, которое относится к депо.
19. Рядом с водонапорной башней - вход в институт.
20. Архитектура башни необычна – сверху она имеет лишний ярус с арочными окнами.
21. Пока башню снимал, рядом проехал в наше время теперь редкий ЧС2т-1005. Это пассажирский односекционный шестиосный электровоз постоянного тока, выпускавшийся чехословацким заводом Škoda в 1972 (опытная партия) и с 1974 по 1976 гг. (серийное производство) по заказу советских железных дорог.
22. Особая часть Ленинградского вокзала - это Кругового депо Николаевской железной дороги, которое в 2013 году получило статус выявленного объекта культурного наследия, однако было реконструировано и потеряло оригинальный вид.
23. Депо «на 20 стойл» для стоянки и ремонта паровозов строилось по типовому проекту 1849 г., разработанному профессором Императорской Академии художества, архитектором Рудольфом Желязевичем.
24.
25.
26.
27.
28. Изначально вдоль дороги существовало 10 подобных сооружений, из них три снесены в разное время, два заброшены и разрушаются, все остальные перестроены. В Москве здание «николаевского» кругового депо — единственное. Депо представляло собой круг, разделённый на 22 радиусных ячейки, использовавшихся под паровозные стойла, и накрытый сферическим куполом. Другими словами, в средней части здания под куполом размещался круг для поворота паровозов и направления их в соответствующий сектор — «стойло». Завод «Макет» занимался обслуживанием железных дорог, но с конца 1980-х гг. помещение переоборудовано под склады и сдаётся в аренду. На момент передачи объекта в ведение РЖД в 2011 г. его архитектура была полностью утрачена, а статус не определён. Здание представляло собой плачевное зрелище: круговой контур полностью разрушился ещё в 1960-–1970-х гг., оно лишилось купола, обросло хаотичными надстройкам, некоторые оконные проёмы были заложены.
29.
Самую актуальную информацию о поездках Промпоезда по вокзалам и множество интересных фактов из будущих поездок можно узнать, подключившись к нашим группам.
Группа Facebook
Группа ВКонтакте
Группа Одноклассники
Youtube
Страница с экскурсиями по вокзалам https://www.usadboved.ru/railwaystations
Journal information