Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Рагим Мусаев: "Театр "У Гаши", сам того не подозревая, повторил события восемнадцатого века"

В Богородицке есть удивительная достопримечательность - камерный театр "У Гаши". Он был создан местными энтузиастами много лет назад и продолжает свою активную деятельность по сей день. Актеры этого театра отчасти считают себя преемниками театральных традиций Андрея Тимофеевича Болотова и регулярно ставят его пьесы. В их репертуаре можно встретить и классику, и постановки по современным произведениям. А еще, актеры театра "У Гаши" создают крепкие актерские семьи, воспитывают детей в любви к семейному делу, приобщают к искусству школьников и туристов и поддерживают возрождение русских усадеб.

Как и благодаря кому возник театр "У Гаши"? Как воспринимает постановки по пьесам Болотова современный зритель? Способствует ли раскрытию творческих талантов Богородицкий дворец? Как ненавязчиво приобщать подрастающее поколение к искусству? Как А.Т. Болотов помогает актерам театра "У Гаши" перед спектаклями? И как актеры театра относятся к идее превратить Богородицк в город-театр?

На этот и другие вопросы ответит заведующий литературной частью театра "У Гаши" Рагим Мусаев. Наше интервью обязательно поднимет вам настроение в этот прекрасный выходной день!

Друзья, давайте поддержим этот замечательный коллектив репостами и комментариями!




Рагим Мусаев в Богородицком дворце.

- Богородицкий муниципальный домашний театр «У Гаши», фактически является преемником театральных традиций театра Болотова – первого детского театра в мире. Какие принципы, заложенные им еще несколько веков назад, вы бережете в работе театра и в наши дни?
- Мы наш театр, сам того не подозревая, повторил события восемнадцатого века, театр домашний, семейный, поэтому традиции берегут себя сами. Просто . Группа влюбленных в театр молодых людей, связанных между собой дружескими и родственными связями, развлекавшаяся до того разыгрыванием отдельных сцен из популярных пьес, решила сыграть полноценный спектакль. И затея прижилась! Это история и театра Болотова, и театра "У Гаши". Учитывая дворцовый антураж, первые лет десять, мы играли почти исключительно пьесы ХVII - ХVIII веков. А дальше мы, работая в тех же стенах богородицкого дворца, столкнулись с теми же проблемами. И, сами того не ведая, стали решать их схожим способом. И уже позже, занявшись пьесами Болотова, мы поняли, как похожи наши театры. Начинали мы тоже детьми, просто сейчас слегка постарели. Зато нам на смену пришли наши дети. Из-за сложностей с поиском материала тоже сами стали писать для себя пьесы. Как и рачительный Андрей Тимофеевич, приспосабливаем и переделываем одни и те же костюмы и декорации под разные спектакли. И, наконец, вопреки всем театральным новшествам, наш театр, как и в ХVIII веке, актерский, а не режиссерский.



- Сегодня в репертуаре вашего театра можно увидеть различные постановки: и современные, и классические, и спектакли по произведениям самого Болотова. Какова доля последних от общего числа спектаклей?
- От Андрея Тимофеевича нам осталось всего 2 пьесы: "Честохвал" и "Несчастные сироты". Начиная с 1987 года, театром "У Гаши" поставлено более 60 спектаклей (обычно по две премьеры в сезон). Но мы любим драматургов восемнадцатого века. В разные годы мы играли и обе пьесы Болотова, и пьесы самой матушки Екатерины Великой, и пьесы других авторов из репертуара болотовского театра. Кстати, если кто-то отыщет утраченную рукопись болотовской "Вознагражденной добродетели", приносите, поставим непременно.

- Как современная публика реагирует на спектакли по произведениям Болотова? Ведь такие его работы, как «Честохвал» и «Несчастные сироты» могут показаться нынешним зрителям весьма старомодными и даже – непонятными…
- Давайте сразу откроем страшную тайну: Андрей Тимофеевич – не самый гениальный драматург своего времени. Тем не менее, пьесы его всегда имеют успех. Секрет прост. Спектакли позволяют разглядеть за музейной отстраненностью повседневную жизнь дворца в годы его расцвета. Ведь пьесы Болотова – своеобразный хит-парад затей и достижений провинциальной усадьбы ХVIII века. Происходит полное погружение в эпоху, автоматически влекущее открытие: они были такими же, как и мы. Естественно, мы делаем сценические редакции, понятные современному зрителю, очень аккуратно вписывая в текст Болотова необходимые пояснения. Ведь честохвал – это всего лишь хвастун.


- Как вы думаете, почему имя Болотова, в частности, Болотова-театрала и драматурга переживает забвение в наши дни?
- Из всей русской драматургии ХVIII века сегодня активно ставится разве что Фонвизин. Тем не менее, и Сумароков, и Херасков, и Лукин, и многие другие авторы той эпохи сыграли свои роли в развитии русского театра. Исторические и театральные энциклопедии, даже модная ныне Википедия, Болотова-театрала знают очень хорошо. Между прочим, сюжет знаменитого "Недоросля" списан Фонвизиным с "Несчастных сирот" Болотова.
- Как часто сейчас вы выступаете в Овальном зале Богородицкого дворца? Можете ли вы сказать, что вам особенно комфортно во дворце?
- Первые лет 10 мы играли только в овальном зале дворца. Потом освоили и большую сцену, но несколько раз в год возвращаемся на любимую площадку. Овальный зал, с одной стороны, обладает особой дворцовой атмосферой, а с другой, он очень уютный. В нем возникает удивительно близкая связь актеров со зрителями. Играть ведь приходится буквально под носом публики. Это не сцена, где рампа и расстояние скроют секундный выход из образа или тихо брошенную партнеру подсказку. Здесь видна каждая эмоция, каждое движение мускула на лице и любая актерская помарка. Для исполнителя это одновременно и ответственность, и драйв.

- Где и как вам комфортнее выступать: в здании или под открытым небом?
- Болотов организовывал усадебный парк как своего рода театр, где сцена меланхоличная сменялась сценой веселой. Парк очень зеленый, поэтому найти в нем естественные кулисы или сцену никогда не составляет труда. Мы играли в самых разных его уголках. Главное, чтобы дождик не пошел!

- Расскажите подробнее о Болотовском фестивале детских театральных коллективов? Кто принимает участие в нем? Насколько трудно вам работать со школьниками, многие из которых далеки от театральной среды?
- Болотовский фестиваль каждую осень проходит в богородицком дворце-музее. Его основные участники много лет школьные театральные коллективы из разных городов Тульской области. Старший состав нашего театра участия в фестивале не принимает. По возрасту. Но у нас есть детский состав, которым занимается руководитель театра "У Гаши" Елена Карпова. Она профессиональный режиссер и профессиональный педагог, так что справляется. Главное заинтересовать, тогда и далекое становится близким. Кстати, некоторые участники детского состава потом вливаются в основную труппу театра. Сегодня ведущие роли в театре играют Наталья Жданова, Екатерина Овчинникова, Лилия Климова и Александр Мазалов, начинавшие как раз школьниками.

- У театральных коллективов есть свои «сценические» приметы. Если ли у вас приметы, связанные с Болотовым, Богородицким дворцом или парком?
- Наша "штаб-квартира" находится в самом сердце богородицкой усадьбы, в училище для простонародья, построенном при участии Болотова. Сейчас это художественная школа. Здесь живем, здесь репетируем, здесь иногда и играем. Какие вам еще приметы нужны? Дома и стены помогают! Разве что… Не знаю, насколько это примета… Я в последние годы стал общаться с Болотовым. Проходя мимо его памятника в усадебном парке, обязательно здороваюсь.
- Вслух?
- Если рядом нет психиатров, то вслух. Иногда могу задать вопрос. А если играем что-то из репертуара его театра, то прошу благословления. Андрей Тимофеевич никогда не подводит! Только не рассказывайте никому, это тайна.
- Вы являетесь прекрасным образцом не только домашнего, но и семейного театра. Среди ваших актеров часто образуются крепкие и счастливые семейные пары, несмотря на стереотип о том, что семейная жизнь для творческих людей – вещь довольно непростая. Как вы думаете, в чем секрет крепкого брака между людьми творческих профессий?
- В том, чтобы они смотрели в одну сторону, но сходили с ума не одновременно. Ну и эта штука нужна… Как ее… Забыл… А! Любовь!

-  Я читал и о том, что свадьбы у вас тоже проходят интересно. Например, театрализованная свадьба, как это?
- Это когда после первого поцелуя новобрачных часть гостей, смахнув счастливую слезу, срывается с места и, на ходу переодеваясь, несется на свои места, чтобы через несколько минут встретить молодых и их нетеатральных гостей в образе. Есть у нас спектакль под открытым небом "Семь историй про любовь". На его основе поставлена прогулка по усадебному парку, в ходе которой зрители встречают Екатерину Великую, графа Орлова, Болотова, Анну Каренину и многих других известных персонажей, чьи любовные истории связаны с богородицкой усадьбой. В зависимости от желания молодоженов подбирается маршрут, и выбираются сами истории. Они, кстати, интерактивные. Больше 10 лет играем, а восторги зрителей прежние. Правда и мы стараемся совершенствоваться. В прошлом году, например, оживили тот самый памятник Болотова. Зрители признаются, что эффект ошеломительный! И да, театрализованную экскурсию может заказать любой желающий.

- В театре «У Гаши» любовь к сцене тоже передается из поколения в поколение: дети многих актеров с удовольствием принимают участие в спектаклях и идут по стопам своих родителей. Расскажите, как ненавязчиво заинтересовать ребенка театром или тем видом творческой активности, который интересен его родителям? Ваш опыт в наши дни очень актуален. Ведь современные родители часто пытаются активно «развивать» своих детей, сделать из них и театралов, и музыкантов, и спортсменов, и научных гениев, а в результате часто получают полное отторжение своих чад ко всему вышеперечисленному… Как приобщить детей к семейным интересам, при этом, не перегнув палку? Когда у ребенка может появиться осознанный интерес к искусству?
- Дети не всегда следуют наставлениям родителей, зато всегда повторяют их поступки. Вот и весь секрет. Никакого насилия и вдалбливания. Если ребенок с детства видит, как папа с другом пытаются постичь особенности фехтования, а мама с подругой изучает фасоны платьев конца ХVIII века, и потом все это выливается в яркий праздник театра, то вариантов мало. В зависимости от постановки требуется стать и музыкантом, и спортсменом, и научным гением. Как минимум этот ребенок станет любить и понимать театр. Дети наших актеров уже заняли места своих родителей. В тех же "Семи историях про любовь", к примеру, роль Екатерины Великой вместо Ольги Денисовой играет ее дочь Соня, а графа Орлова вместо Дмитрия Карпова играет его сын Рома. И Соня, и Рома на сцене лет с шести. Сегодня они, выпускники престижных московских ВУЗов, с удовольствием приезжают на свою малую родину и играют в наших спектаклях.

- Имея большой опыт в театральном «раскрепощении» людей, далеких от сцены, можете ли вы рассматривать варианты проведения театральных интерактивов с туристами, приезжающими в Богородицк?
- Можем. Этим мы тоже много занимались и занимаемся.
-  Какие у вас главные творческие планы на ближайшие годы?
- Давайте пока про текущий сезон. Репетируем "Хозяйку гостиницы" Гольдони: разбираемся с сервировкой стола, ищем угольные утюги, обновляем костюмы. Премьера запланирована на ближайшее время. Что дальше? Самим интересно. После классики обычно берем что-то современное. Мы, кстати, сотрудничаем с замечательным переводчиком Виктором Анатольевичем Вебером – "русским Стивеном Кингом". Он много переводит и для театра. Возможно, опять возьмемся за один из его переводов современной англоязычной драматургии. Поживем – увидим.

- Недавно я увидел, что коллектив театра «У Гаши» поддержал фестиваль «Федотовская весна» в усадьбе Федоровка. В каких усадьбах вам еще доводилось выступать?
- В Федоровке играем 5 лет подряд. Это уже традиция. Каждый год в конце мая садимся в машины и едем в усадьбу легендарной примы Малого театра Гликерии Федотовой. Нам там очень нравится. И, кажется, эта любовь взаимна. Кстати, в первый приезд мы привозили "Приданое обманом" Сумарокова из репертуара болотовского театра. Этот спектакль до сих пор вспоминают. А вы говорите, ХVIII век неинтересен! Им просто никто не занимался. В разные годы играли в усадьбах графов Уваровых Поречье, художника Василия Поленова, выступали на Бежином лугу и Куликовом поле. Приглашайте! Мы полезных перспектив никогда не супротив!
- Нравится ли вам популяризации Богородицка под брендом города-театра?
- Конечно, нравится! Почему бы и нет? Ведь даже историческая планировка нашего города – это самый настоящий амфитеатр, поднимающийся от усадьбы графов Бобринских. Ну и первый детский драматический театр тоже никто не отменял.

- Каким вы видите будущее театра «У Гаши»: вы хотели бы покорить театральные сцены всей страны или вы по-прежнему предпочли бы оставаться камерным, домашним?
- Над "покорением" мы специально не задумывались. Но мы играли и в Туле, и в Москве, и в других городах. Наша актриса Наташа Макдоналд теперь живет в шотландском Эдинбурге, где организовала свой театр для русскоязычных англичан. У нас даже была совместная постановка, так что дружим семьями. Пьесы, изначально написанные мною для нашего театра, идут в профессиональных театрах, в том числе других стран. Например, сейчас в белорусском Гомеле идет наша "Снежная королева", причем с нашей же музыкой. Наш "Декамерон" шел в Одессе. При этом для нас очень важно оставаться именно домашним. Мы же и помимо сцены вместе много лет и в горе, и в радости. Поэтому если для конкретного члена труппы в данной пьесе роли нет, она обязательно будет придумана. Пусть без слов. Но все будут вместе. Как у Болотова. И совсем не важно, что сегодня ты главный герой, а завтра "кушать подано". Просто потому, что мы семья. Потому, что все должны быть дома. А покорению страны это не мешает. Главное, чтобы нам было интересно! А иначе зачем?

Tags: Богородицк, Рагим Мусаев, Театр "У Гаши", Тульская область, интервью, театр, театры
Subscribe

Posts from This Journal “Богородицк” Tag

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment