Дата фотографий: 25 августа 2017 года.
2. Сейчас «Фарфор Вербилок» – один из трёх действующих фарфоровых заводов в России. Удивительно, что при этом он же является первым в нашей стране частным заводом по производству фарфора. Производство пережило века, меняя названия, но не суть.
3.
4. Основателем фарфорового дела в России можно считать британца Франца (Фрэнсиса) Гарднера. Гарднер был шотландским купцом. В 1746 году он приехал в Российскую империю. Тогда же для удобства в ведении дел сменил имя Фрэнсис на более привычное россиянам Франц Яковлевич, однако подданство менять не стал.
5.
6.
7. Сперва Франц Гарднер поселился в Петербурге и стал пробовать силы в лесной промышленности. Впоследствии занялся сахарной промышленностью: это приносило больший доход. Но продолжал мечтать об иной сфере деятельности.
8.
9.
10.
11. К началу 50-х гг. XVIII века Гарднер перебрался в Москву. Он приобрёл дом. Впоследствии фамилия домовладельца дала название целому переулку в Басманном районе Москвы. В этот же период Франц Яковлевич решил открыть фабрику по производству фарфора. Конкурентов в этой сфере в России не было. Фарфоровую посуду покупали за границей. Это сказывалось на цене изделий. Купец надеялся, что императрица оценит перспективу получить качественный продукт.
12.
13.
14. Приступая к делу, Франц Гарднер думал, что для русского фарфора подойдёт глина из Гжели: там уже производили керамические изделия. Но первые же попытки показали: для фарфора требуется другое сырьё. В поисках подходящей глины Франц Яковлевич отправился в путешествие по стране. Лучшим вариантом оказалась глуховская глина с Черниговщины.
15.
16.
17. Поскольку Гарднер так и не сменил подданства и не стал резидентом Российской империи, владеть крепостными он не мог. Надежды на содействие со стороны императрицы при открытии производства также не оправдались. Но эти обстоятельства не стали помехой. Франц Гарднер купил у князя Урусова землю в Дмитровском уезде, а купчую на крепостных оформил на подставное лицо. Село, приобретённое у Урусова, в купчей называлось Верболово, но уже при Гарднере устоялось другое название – Вербилки.
18.
19.
20. Заявку на открытие фабрики купец подал в Мануфактур-коллегию и вскоре получил официальное разрешение. Первых мастеров Гарднер пригласил из саксонского города Майсена, славящегося мейсенским фарфором. Росписи по фарфору русских мастеров обучал немецкий художник Кестнер. Но с расширением производства количество российских мастеров возросло: к 1771 году они были в большинстве. В организации мануфактуры также принимали участие профессор Женевского университета Франц Гаттенберг и старший сын Франца Яковлевича – Франц Францевич. Фабрика получила название «Мануфактура Гарднер в Вербилках».
21.
22. Благосклонное отношение со стороны властей действительно пришло, но гораздо позже. В 1773 – 1783 гг. Гарднер изготовил для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза. Существуют две версии. Согласно одной из них, к Гарднеру обратился Потёмкин: императрица приказала тому сервировать праздничный стол, который превзойдёт роскошью пиры «Тысячи и одной ночи». Потёмкин сделала ставку на «Мануфактуру Гарднер» и не прогадал.
23.
24. По другой версии Гарднер сам решил сделать подарок, поскольку его дело оказалось под угрозой: помещик Вырубов, на имя которого оформляли купчую на крестьян, впал в немилость. Первый вариант кажется более правдоподобным: обратившегося по своей инициативе промышленника могли бы не выслушать. К тому же до орденских сервизов мануфактура получила заказ на сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Его расписывал лично Кестнер, и сохранились сведения, что императрица осталась довольна работой. Так что уничтожение мануфактуре уже не грозило.
25.
26. Как бы то ни было, Екатерина II получила от «Мануфактуры Гарднер в Вербилках» четыре сервиза: честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже – святого князя Владимира. Они предназначались для приёмов, на которые приглашали кавалеров соответствующих орденов. Каждый сервиз включал от нескольких сотен до полутора тысяч элементов.
27.
28.
29. В 1785 году Гарднеру дали право ставить на изделия его мануфактуры изображение московского герба – это считалось своеобразным знаком качества. Впоследствии (с 1855 года) фарфоровому заводу в Вербилках пожаловали право наносить на изделия государственный герб.
30.
31. Главная печь.
32.
33. «Мануфактура Гарднер в Вербилках» выпускала и эксклюзивные изделия на заказ, и продукцию для массового потребления. Дворяне нередко заказывали именные сервизы с вензелями, монограммами и родовыми гербами. Гарднеровский фарфор приобретал всё большую популярность, производство расширялось.
34.
35.
36. В 1796 году Франца Яковлевича Гарднера не стало. Управление фабрикой взял на себя прямой наследник – Франц Францевич Гарднер. Однако он тоже прожил недолго. На некоторое время дела пришли в упадок, но впоследствии младшие дети – Александр и Пётр Гарднеры – смогли возродить производство.
37.
38.
39.
40. Гарднеровский фарфор признали эталонным, на его качество равнялись другие частные фарфоровые заводы в России. В 1829 году на Первой промышленной выставке изделия завода в Вербилках заслужили золотую медаль. В 30-е годы XIX века мануфактура наладила выпуск фаянса, а в 40-е – опака. С 1856 года «Мануфактура Гарднер в Вербилках» получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
41.
42. Но настоящий взлёт ждал фабрику в последнее десятилетие XIX века. Расцвет был связан со сменой владельца. В 50-е годы мануфактурой управляли внуки основателя фабрики, сыновья Петра Францевича Гарднера – Владимир и Александр. Художественный уровень изделий в это время несколько снизился. После них управление перешло к Елизавете Гарднер. Понимая, что вернуть производство на прежний уровень не сможет, она продала производство Матвею Сидоровичу Кузнецову – уроженцу Гжели, владельцу нескольких заводов по изготовлению керамики.
43.
44. Завод в Вербилках сменил не только владельца, но и имя. Он вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Однако на изготовленном в Вербилках фарфоре продолжали ставить клеймо Гарднера. Уже к 1898 году «Товарищество Кузнецова» стало крупнейшим производителем фарфоровых изделий во всей Европе. На его фабриках трудилось более двенадцати тысяч человек. Изделия экспортировали в Турцию, Персию, Румынию. Кузнецовский фарфор получал Гран при на международных выставках в Реймсе (1903 г.) и Льеже (1905 г.).
45. Сразу после Октябрьской Революции фабрика была национализирована. Потомки Матвея Кузнецова, умершего ещё в феврале 1911 года, уехали в Ригу. Предприятие в Вербилках получило название «Автономный республиканский Дмитровский фарфоровый завод». В ассортименте появилась новая категория – агитационный фарфор. В 1937 году фарфоровые изделия из Вербилок завоевали большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. В том же году на заводе стала действовать художественная лаборатория. Среди выдающихся мастеров фарфора в этот период следует отметить Сергея Михайловича Орлова.
46.
47. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал высоковольтные изоляторы для линий связи. Художественное производство почти прекратилось, однако некоторые новые работы в это время всё же создавались. Татьяна Михайловна Деморей, вспомнив об орденских сервизах Гарднера, создала тематические сервизы, посвящённые великим полководцам России: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов».
48.
49.
50. После войны производство вновь переживало взлёт. В 1958 году фарфор Вербилок удостоился серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.
51.
52. Фабрика открыта новому, но при этом смогла сохранить традиции. А вам интересно посетить предприятие со столь необычной историей?
Экскурсии по усадьбам, фабрикам и паркам на сайте usadboved.ru
Journal information