Давайте же, опираясь на исследование Веры Андреевны, узнаем, когда и при каких условиях в Богородицком дворце появились флигели, как они выглядели, какую функцию они выполняли и почему они исчезли, так и не сохранившись до наших дней.
А вы знали, что дворец Бобринских в Богородицке окружали два флигеля? Как вы относитесь к идее об их восстановлении?
Мы не раз возвращались к судьбам людей, связанных с усадьбой в Богородицке. Но свою историю хранит и само здание. Флигели усадьбы заслуживают особого внимания. Они не сохранились до наших дней, однако вызывают живой интерес у историков и краеведов. Информация о них уже была обнародована. Подробно прочитать о флигелях в Богородицком можно в статье Веры Андреевны Дутовой, опубликованной в сборнике «Тульские усадьбы».
Флигели на открытке начала XX века.
Флигели были важной частью проекта И.Е. Старова. До нас дошли копии, снятые с авторских планов 1771 года. Строительство флигелей предположительно началось в 1773 году. Крышу возвели в конце ноября 1776 года.
Проект И.Е. Старова.
Два здания-близнеца поставили по обе стороны от колокольни. Таким образом получилось достичь целостной композиции, объединить стиль дворцовых и храмовых построек: флигели были выполнены в стилистике дворца, но внешне вполне сочетались с фасадом колокольни.
Ноябрь 2018 года.
Март 2018 года.
Старов соблюдал архитектурные требования классицизма: чётное число окон, симметричность и трёхчастность фасадов. Южный фасад северного флигеля был дополнен арочным входом. Сами флигели изначально предназначались для вполне практических целей. Нижний этаж южного флигеля отводился под хлев для голландских коров, также там размещались стойло для мелкого скота и помещение для производства молочных продуктов. Низ северного флигеля вмещал конюшню, каретный сарай, помещение для конюхов, ледник и «сарай для поклажи хлеба».
Л.А. Бобринский с женой. Около 1901 г.
Расположение флигелей сильно повлияло на планировку двора. Здесь также соблюдалась симметрия. К северному флигелю прилегал конюшенный двор, а к южному скотный. Отделкой флигелей занялись в 1777 году с наступлением тепла. Для этого заключили контракт с московскими мастеровыми: в Богородицке плотников и штукатуров, готовых взяться за такую работу, не нашли. Внутри были установлены изразцовые печи. Надзор за отделкой осуществлял архитектор Я.А. Ананьин. Непосредственно руководил работой архитекторский помощник Фёдор Волков. Также к руководству был привлечён управляющий А.Т. Болотов: он создал несколько рисунков строящихся флигелей, а впоследствии отразил этот этап в воспоминаниях. О рабочих известно меньше. Но сохранились сведения о подмастерье «для вставливания при строениях стёкол» – Александре Давыдовиче Вильгельмсе.
Осенью 1777 года вышел приказ императрицы отдать один из флигелей под присутственные места. Приказ был исполнен уже в январе 1778 года. Открытие состоялось 14 января в присутствии губернатора М.В. Муромцева. Можно предположить, что для этой цели использовали южный флигель. Его помещения, в отличие от северного флигеля, хорошо отапливались зимой. Помимо контор там располагались казёные квартиры, точнее, комнаты для чиновников. Для постоянного проживания флигель был не вполне пригоден, квартирантам приходилось пользоваться общей кухней. Функции присутственного места южный флигель выполнял до 1782 года. Затем служебное жильё расселили, чиновники перебрались в город. Комнаты верхних этажей южного флигеля стали служить лишь для размещения приехавших на время людей (чиновников, а также родственников управляющего).
Флигели на акварелях А.Т. Болотова.
Среди присутственных помещений южного флигеля особое значение имела волостная канцелярия. Правитель канцелярии считался в имении вторым по значимости лицом после управляющего.
Флигели на акварелях А.Т. Болотова.
В 1784 году в нижних комнатах южного флигеля открыли школу для простонародья. Первый набор состоял из тридцати крестьянских мальчиков. Детей учили чтению, чистописанию, катехизису, арифметике и пению. Школа действовала как интернат: на питание и одежду для учеников шла часть волостных средств. Для обучения музыке в 1787 году пригласили капельмейстера И.И. Роженбергского. Народное училище в южном флигеле может считаться одной из первых в России общедоступных музыкальных школ.
Флигели на акварелях А.Т. Болотова.
7 февраля 1787 года в «училищном» флигеле вспыхнул пожар. На этот день приходилась Масленица: возможно, причиной пожара стала чья-то небрежность во время празднования. Сгорела половина флигеля, одно крыло уцелело. К восстановительным работам приступили сразу же. Поскольку часть, в которой располагались классы, не пострадала, школьные занятия прерывать не пришлось.
В северном флигеле устроили усадебный театр. Детский репертуарный театр – редкое явление для России XVIII века. Идея принадлежала управляющему А.Т. Болотову. Идею поддержал губернатор. Во флигеле сделали настоящую сцену с двойными кулисами, местом для суфлёра, поднимающимся занавесом. Открытие театра состоялось 8 июля 1780 года. Первый же спектакль собрал более двухсот зрителей. Театр пользовался успехом, однако просуществовал недолго. 10 мая 1782 года сгорел дом управляющего Болотова. Спасённые вещи перенесли в северный флигель, сцену разобрали.
Флигели на акварелях А.Т. Болотова.
Документальных свидетельств об использовании флигелей в XIX веке крайне мало. В 1820 году графиня А.В. Бобринская открыла для крепостных школу взаимного обучения, но точных данных о месте, где проходили занятия, нет. Скорее всего, под классы вновь приспособили южный флигель. К 1827 году школа прекратила существование.
В 1896 году в одном из флигелей (предположительно, южном) открыли ткацкую мастерскую. Мастерская тоже была своеобразной школой. Ткачеству там обучали бесплатно: государство выделило субсидию на развитие народных промыслов. За год обучение в мастерской прошли 48 крестьянок. Изделия, выполненные богородицкими мастерицами, завоёвывали награды на международных выставках.
Л.А. Бобринский с женой. Около 1901 г.
К началу ХХ века вид флигелей заметно изменился. Принцип симметрии уже не соблюдали. Часть окон заложили кирпичом. К южному флигелю пристроили кирпичную оранжерею и крытую железом веранду. В оранжерее с водяным отоплением выращивали персиковые и абрикосовые деревья. Северный флигель дополнили кирпичной пристройкой, крытой железом. Во флигелях сделали электрическое освещение, а отапливались все усадебные здания централизованно (нагретым воздухом). При этом голландские печи во флигеле остались. Общее состояние построек оставалось хорошим. Мелкие ремонтные работы выполняли регулярно и вовремя. Здания застраховали в страховом обществе «Россия».
С 1901 года в южном флигеле жил Л.А. Бобринский с семьёй. Там же под опекой его жены действовала школа кустарных вышивок. Нижний этаж отвели под хозблок: кухню, ванную, прачечную. В северном флигеле также работала прачечная. Кроме того, северный флигель в начале ХХ века вмещал сараи, плотницкую, конторскую, три конюшни и сбруйную комнату. На втором этаже северного флигеля проживала прислуга.
Богородицкий дворец без флигелей, март 2018 года.
После Революции семья Л.А. Бобринского некоторое время продолжала жить в южном флигеле. К Бобринским присоединились родственники, переехавшие из Москвы в надежде переждать временную (как они надеялись) смуту. Но в октябре 1918 года Бобринских выселили из усадьбы. Здания флигелей новая власть стала использовать в хозяйственных целях, их назначение постоянно менялось. В 1921 году там разместили детскую колонию. Внутреннюю планировку сильно изменили. Но уже в 1922 году коллегия уездного отдела образования отказалась от прав на усадебные помещения: у неё не хватало средств для охраны зданий.
К 1928 году флигели находились в аварийном состоянии. Из-за угрозы обвала зданий оттуда выселили 17 семей. Этот факт упоминается в переписке между губисполкомом и Богородицко-Товарковским государственным сахарным заводом. Документальных сведений о состоянии построек в последующие годы не найдено.
К тому моменту, как на архитектурный ансамбль Богородицкого вновь обратили внимание, флигели уже были утрачены. Актуален вопрос, нужно ли их восстанавливать теперь. Существует намело доводов в пользу восстановления. Во-первых, симметрично расположенные флигели – неотъемлемая часть ансамбля, спроектированного И.Е. Старовым. Во-вторых, эти здания много значат для истории образования и культуры Тульской области.
Однако существует и другое мнение. Облик усадьбы менялся на протяжении времени. На какой период ориентироваться при восстановлении флигелей? К тому же восстановленные по планам и рисункам здания могут отличаться от существовавших в действительности построек. Как вы думаете, стоит ли восстанавливать флигели?
Journal information