Сегодня я хочу вам представить интервью с удивительным человеком и специалистом по русской культуре XVII века. На протяжении многих лет петербурженка Александра Юрьевна Веселова изучает биографию и творчество Андрея Тимофеевича Болотова. Будучи научным сотрудником Института русской литературы Российской Академии наук, Александра Юрьевна досконально и профессионально изучила все произведения Болотова, обобщив и систематизировав знания о нем.
Как и при каких условиях Александра Веселова стала изучать биографию Андрея Тимофеевича Болотова? Почему она не согласна с тем, что имя Болотова предано забвению в наши дни? Что, по мнению Александры Веселовой, сформировало его характер и поразительное трудолюбие? Почему Болотов так легко находил общий язык с детьми и почему его опыт будет полезно взять на вооружение современным родителям? Чем живут потомки Болотова в наши дни? Почему жизнерадостность Андрея Тимофеевича не стоит воспринимать однозначно? Как Александра Юрьевна относится к идее о полном восстановлении болотовского парка в наши дни? Какие строки Болотова она переадресовала читателям блога "Летопись русской усадьбы"? И, наконец, как же все-таки правильно: БОлотов или БолОтов?
Об этом и многом другом - в нашем эксклюзивном интервью с Александрой Юрьевной Веселовой. Мы будем благодарны вам за помощь в распространении этого материала и ваши репосты.
А в завершении этой вступительной части мне хотелось бы сообщить, что пообщаться с Александрой Юрьевной Веселовой и другими замечательными экспертами лично вы сможете уже совсем скоро. 1 апреля мы совместно со "Школой Наследия" проводим круглый стол, посвященный Андрею Тимофеевичу Болотову. Если вам небезразлична судьба усадеб в Богородицке, Дворяниново, Донском и Киясово, если вы хотите предложить свои идеи по популяризации наследия Болотова или предложить свое участие в качестве волонтера на болотовских мероприятиях - милости просим к нам! Участие в мероприятии в качестве слушателя свободно, ссылка на электронную регистрацию - ниже, эта процедура формальна, но необходима организаторам круглого стола для того, чтобы комфортно разместить всех его участников. Есть ли среди моих читателей те, кто хотел бы присоединиться к нам 1 апреля?
Регистрация http://heritage-school.ru/news/337
Мероприятие на facebook https://www.facebook.com/events/399434860608014/
- Александра Юрьевна, перед началом интервью, помогите мне и нашим читателям определиться: все-таки БОлотов или БолОтов?
- Сейчас относительно мирно сосуществуют две традиции. Одна поддерживается потомками и некоторой частью научно-музейного сообщества, которую потомкам удалось убедить. Они полагают, что исторически правильно говорить БолОтов. И аргументы их, приводимые в нескольких специальных статьях, не бездоказательны. С обеих сторон есть свои доводы и возражения, и вполне возможно, что изначально фамилия возникла именно с таким ударением. Но уже в XIX веке, если не раньше, ударение сместилось, по-видимому, чтобы избежать неблагозвучных ассоциаций. В итоге историко-филологическая часть научного сообщества привыкла говорить БОлотов. Эта традиция тоже не вчера возникла, я именно так первый раз услышала это имя на лекциях в университете, так говорят все мои коллеги, поэтому я не вижу смысла переучиваться. Но я спокойно отношусь к тем, кто говорит иначе, и знаю, что и противная сторона в последнее время несколько примирилась с таким положением дел.
- Теперь давайте поговорим о вас: расскажите о себе, о своей семье, о вашем образовании и трудовом пути.
- Я родилась в Ленинграде, мои родители были инженерами. Чтение всегда было одним из самых моих любимых занятий, и моей мечтой было сделать это профессией. Поэтому я поступила на филологический факультет, закончила его, затем закончила аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас я работаю в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук.
- Когда и как в вашей жизни появился Андрей Тимофеевич Болотов?
- После третьего курса летом я ехала в поезде, уже сейчас не помню куда, и в дорогу взяла почитать журнал «Наше наследие». Там были напечатаны фрагменты из записок Болотова и небольшая статья о нем. И все это мне очень понравилось, и записки, и сам Андрей Тимофеевич. Потом, уже вернувшись домой, я взяла в библиотеке мемуары Болотова в издании «Academia» и с удовольствием их прочитала. Я тогда уже начала посещать семинар по русской литературе XVIII века, но Болотов еще в меньшей степени был предметом моего научного интереса, а в большей степени человеческого.
Утраченный дом в Киясовке.
- Расскажите об основных этапах вашего погружения в изучение личности Болотова.
- После окончания университета я обсуждала со своим будущим научным руководителем возможную тему диссертации и упомянула Болотова. И тут я узнала, что есть много неопубликованных материалов, которыми почти никто не занимался. В результате я в основном сосредоточилась на его литературной критике и сборнике «Мысли о романах». Я постепенно начала осваивать архивы и поняла, что здесь очень много работы. Поэтому после защиты диссертации я продолжала заниматься Болотовым и его наследием, и продолжаю до сих пор, написала много статей, надеюсь когда-нибудь закончить книгу. Кроме того, последние несколько лет я в составе небольшого коллектива работаю над подготовкой полного научного и комментированного издания мемуаров Болотова.
Усадьба Дворяниново.
- А когда вы в первый раз побывали в Киясовке, Богородицке и Дворяниново?
- Летом после первого курса аспирантуры. Я решила, что должна все это увидеть и поехала через Москву, одна, никого там не зная, и это было весьма отчаянное предприятие. Транспорт ходил плохо, где-то я добиралась автостопом, а на обратную дорогу до Москвы мне удалось пристроиться в экскурсионный автобус из Ясной Поляны. За то, что они меня взяли, я им всю обратную дорогу рассказывала про Болотова.
- Какое из этих мест производит на вас наибольшее впечатление?
- Богородицк. Дворяниново конечно трогательно, и мысль о том, что здесь жил мой герой, греет мне душу, но все же это обычная усадьба, хотя и очень удачно расположенная. Когда я первый раз туда приехала, автобус останавливался очень далеко, и нужно было идти пешком, и я хорошо помню это момент, когда издалека становится видна усадьба на высоком берегу Скниги – это очень красиво. Но все же Богородицк – это высокая архитектура и настоящее искусство дворцово-усадебного строительства. Ну а Киясовка и с Болотовым была связана не долго, и то, что там сейчас осталось, к сожалению, не дает наглядного представления об усадьбе. То есть представить себе все можно, и определить, что где было, но очарование места утрачено.
Дворец в Богородицке.
- Хотелось бы задать вам один из самых главных и грустных вопросов. Как и почему случилось так, что имя Болотова постепенно забылось?
- Я с этим не согласна. Записки Болотова лидируют по числу изданий среди всех мемуаров XVIII века (в последние годы XX века его догнала Екатерина II, но зато до этого ее записки были под запретом). Его сельскохозяйственные труды тоже неоднократно издавались. Ему посвящено множество статей, несколько научных книг и не меньше пяти больших художественных произведений, романов. Его усадьба сохранена и музеефицирована. К каждому его крупному юбилею проводились конференции. Уже в XXI веке, то есть меньше, чем за 20 лет, по его творчеству защищено не меньше 10 диссертаций. Редко какая научная или научно-популярная книга о русской культуре XVIII века обходится без ссылок на его мемуары. В советское время Болотова от забвения спасло то, что он был агрономом. Таким образом, он оказывался в ряду «прогрессивных крепостников», что позволяло о нем не забывать. Так что в русской культуре есть и более забытые персонажи, хотя и не менее достойные.
- Что вы считаетн самым выдающимся достижением Андрея Тимофеевича?
- Мне трудно оценить его труды по сельскому хозяйству (и я была бы рада послушать здесь мнение специалиста), но в той области, о которой я могу судить, я считаю его главным достижением мемуары. Потому что это беспрецедентный случай в русской культуре этого периода. Мемуаров такого объема, такой степени подробности и точности, и написанных так, что их до сих пор легко читать, мы больше не знаем.
- Вы в мельчайших деталях знаете все подробности биографии Болотова. Благодаря СМИ люди, интересующиеся историей, уже знают о его роли в садоводстве, медицине и т.д. Какие малоизвестные открытия Болотова могут вызвать удивление и восторг у современников?
- К сожалению, в определенные периоды нашей истории было принято приписывать русским ученым право первенства во многих областях без всяких на то оснований. С Болотовым, насколько я могу судить, такое тоже случалось. Мне кажется, что удивление и восторг у наших современников должны вызывать не отдельные открытия, которых было не так уж и много и все они известны и отчасти потеряли свою актуальность, а поразительная трудоспособность Болотова. В наш век технического прогресса и прокрастинации, человек, который гусиным перышком при свечах написал почти 400 томиков примерно по 200 листов разных произведений, а еще управлял имениями, разводил сады, воспитывал детей и т.д. – вот настоящее чудо!
На конференции в Берлине, доклад о водной системе Богородицкого парка при Болотове.
- Как вы думаете, что сформировало характер Болотова?
- Ранняя самостоятельность. Он ведь очень рано остался сиротой и вынужден был принимать решения, которые за других принимали родители. Если бы отец его прожил дольше, его судьба очевидно сложилась бы иначе.
Вид усадебного дома в Дворяниново со стороны реки Скниги. Рисунок А.Т. Болотова. 1799 г.
- Как, по вашему мнению, ему удавалось быть одновременно успешным в разных отраслях науки? Это – природные таланты или же результат труда и усилий над собой?
- Любознательность. Он не делал ничего, что не было бы ему интересно. А то, что вызывает интерес, легко делать. Очевидно, что способности в определенных областях у него были, привычка и любовь к труду тоже, но его всегда влекла жажда узнать или сделать что-то новое.
- У Болотова имели место быть особые отношения с природой. В чем секрет их взаимодействия? Можно ли говорить о том, что только на природе этот человек был счастлив?
- Я не думаю, что он был счастлив только на природе. Он, видимо, умел был счастливым при многих обстоятельствах (об этом и «Путеводитель к истинному человеческому счастию»). Но он был человеком, чувствующим природу. Он сумел это осмыслить, отрефлексировать, определить в философских терминах, но по-моему это было дано ему от рождения. Есть люди, которым это дано. И хотя Болотов кажется верил, что «науку чувствовать красы» можно освоить, но вот тут я с ним не согласна. Невозможно заставить человека сидеть, часами смотреть, как распускаются тюльпаны и получать от этого удовольствие. Но есть люди, которые его действительно получают, и видимо Болотов был таким.
Воссозданный болотовский огород в Дворяниново.
- Как этому человеку удавалось столько трудиться, но при этом, не уставать?
- Мы не знаем, уставал он, или нет. Почти все, что мы о нем знаем, мы знаем от него самого. Образ, который создает человек в мемуарах, всегда отличается от реальности. Очевидно, что Болотов не любил жаловаться и был оптимистом, но это не значит, что он не знал усталости или горя.
- Болотов прожил без малого век. Сейчас многие журналисты охотятся за загадочным «рецептом» его долголетия. Как вы думаете, этот «рецепт» вообще был?
- Болотов про это целую огромную книгу написал, но если коротко: душевное равновесие.
- Вы живете в Санкт-Петербурге. Какие места в северной столице наиболее связаны с именем Болотова?
- Публичная библиотека, которая сейчас называется Российская национальная. Там хранится самое большое собрание его рукописей. А что касается каких-то мемориальных мест, то они в большинстве своем или не сохранились, или изменили свой облик.
- Возвращаясь к Андрею Тимофеевичу…он ведь был весьма острым на язык. Какое самое смешное воспоминание о современниках Болотова вы можете выделить?
- Я бы не назвала Болотова остроумным, по крайней мере, в современном понимании этого слова. У него было чувство комического и талант рассказчика, он приводит немало комических эпизодов, но они смешны по сути происходящего, а не потому, что Болотов сумел их так описать. В то же время, комический элемент был для него важной составляющей воспоминаний, свое право писать о смешном он специально оговаривает в предисловии и начинает историю своего рождения с комического эпизода с повивальной бабкой, у которой крестик во время поклонов застрял в половицах, как раз в тот момент, когда уже пора был принимать роды.
Дворяниново, музей.
- Можно ли сказать, что базисом житейской и творческой мудрости Болотова было его христианское мировоззрение? Ведь в своих книгах он неоднократно подчеркивает, что нужно уметь доверять свою жизнь Богу.
- Безусловно, но в этом нет ничего странного или особенного. Русская культура XVIII века оставалась христианской в своей основе, и такое мировоззрение было присуще большинству и образованных, и не очень образованных русских людей.
- В настоящее время очень сложно найти информацию о потомках Болотова. Кто они? Где живут? Чем занимаются? Принимают ли участие в сохранении памяти великого предка?
- Их много, и некоторые из них занимаются изучением наследия Болотова и принимают участие в сохранении его памяти. В советское время было принято скрывать свое дворянское происхождение, поэтому отчасти традиция прервалась, а некоторые представители рода оказались в эмиграции. Но уже в 1980-х появились статьи о роде Болотовых, написанные его потомком Андреем Леонидовичем Толмачевым. Сейчас он вместе с сыном создал и поддерживает сайт, посвященный генеалогии русского дворянства, издал альбом живописи иеромонаха Даниила, одно их своих предков и потомков Андрея Тимофеевича. В некотором смысле продолжила семейную традицию Галина Северьяновна Усова, доктор сельскохозяйственных наук, ботаник и селекционер. Дети ее тоже трудятся в близких областях. Но дело в том, что линия рода Болотовых в какой-то момент пересеклась с линией рода Пушкиных. У этих людей в роду не один достойный представитель русской культуры, но нетрудно догадаться, какое родство окажется более значимым.
- Болотов уделял особое внимание педагогике и воспитанию детей. К сожалению, немногие из его детей прожили долгую и счастливую жизнь. Тем не менее, мне кажется, он был потрясающим отцом. В чем был секрет его доверительных отношений с детьми? Какие его педагогические принципы будут полезны современным родителям?
- Мне кажется, к Болотову применим модный как раз в современной педагогике и психологии термин «принятие». Он просто любил своих детей (и видимо вообще детей) такими, какими они были. И еще они ему были интересны, даже маленькими. Сейчас выходит очень много научных работ, посвященных «истории детства», и в них рисуется картина, кажущаяся современному человеку ужасной: ребенка считали несовершенным взрослым, легко отдавали на воспитание чужим людям, пороли и т.д. Это и так, и не так. Потому что естественный родительский инстинкт существовал во все времена, и счастливыми были те семьи, где его не подавляли полностью, в угоду умозрительным представлениям, а просто позволяли себе любить детей. Чего и всем современным родителям остается пожелать.
- Что изменилось в вашем собственном мировоззрении под влиянием Болотова?
- Мне трудно это оценить, но я стараюсь стремиться к тому самому душевному равновесию.
Церковь в Киясово.
- Что вы думаете о нынешнем состоянии болотовских мест и усадеб?
- По сравнению со многими другими усадьбами и памятными местами, они не в самом худшем состоянии. Хотелось бы конечно полноценной реставрации Богородицкого парка, воссоздания исторически достоверного дома в Дворянинове (тот дом, который был наспех построен в Дворянинове в 80-х к открытию музея и стоит там до сих пор не имеет отношения в реальному дому, построенному Болотовым). Но и то, что уже сделано, это немало. Сейчас я вижу главную проблему современных болотовских мест (и подобных им провинциальных дворцов и усадеб) даже не в отсутствии денег, которых всегда не хватает, а в отсутствии там настоящих специалистов-реставраторов. Они еще не перевелись полностью, но из-за современных систем финансирования, тендеров и прочего их нельзя пригласить. Богородицкий дворец был так хорошо восстановлен в 60-70-е годы, потому что работать туда приехали лучшие специалисты в стране. А сейчас, даже если такие найдутся и согласятся (и даже если будут готовы сделать это бесплатно), они не смогут получить разрешение на работу, потому что его получит какая-то неизвестная вчера возникшая фирма, которая выиграет тендер, наймет столь же неизвестного подрядчика и т.д. Музеи связаны многочисленными ограничениями и поэтому даже внутримузейные связи работают все хуже.
- Как вы относитесь к идее о полном восстановлении всех болотовских затей в Богородицке?
- С большой осторожностью. Во-первых, это должно быть настоящее восстановление, с предварительной научной работой. То есть делать нужно так, как было, из аутентичных материалов, а не так, чтобы издалека было похоже, но из пластика. Во-вторых, надо отметить, что многие болотовские затеи были очень непрочными и поддерживались постоянным трудом огромного числа крепостных крестьян. Не случайно большая часть затей развалилась уже в начале XIX века, в том числе знаменитый водовод, который чуть не каждый день где-нибудь давал течь, но его оперативно чинили специально приставленные люди. Болотов очень гордился тем, что многие затеи обходились ему «малым коштом», но это лишь потому, что труд крепостных был абсолютно бесплатный, а рабочей силы у него было почти неограниченное количество, так как волость была императорская. Но такой подход невозможен в современных условиях, и это надо учитывать. То есть в мечтах, конечно, было бы хорошо все сделать так, как оно показано в Богородицком альбоме, но на практике здесь опять же нужны очень хорошие грамотные специалисты и трезвая оценка реальности.
- Сейчас в городе активно разрабатывается проект благоустройства Набережной, пруда и туристической части города. Как вы к нему относитесь?
- Как и ко всем проектам благоустройства любого исторического пространства, с большой настороженностью. Потому что надо не только обладать очень большим вкусом, но и иметь очень хорошее образование, чтобы суметь вписать в исторический ландшафт свои современные проекты благоустройства. Когда на одном берегу пруда стоит такой дворец, как в Богородицке, нужно быть очень осторожным с тем, что возводить напротив. Конечно, жители часто предпочитают рекреационную зону музейной. Их можно понять, но их можно и переубедить. Я не за то, чтобы все вокруг музеефицировать и ходить по стрелочкам, но за более бережное отношение к историческому контексту, он часто страдает от современного представления о красоте, и тому, увы, много примеров.
- Назовите пять самых любимых своих усадеб
- Все-таки Павловск, хотя это и императорская резиденция, но все же усадьба. Рождествено Набоковых. Люблю Тригорское в Пушкинских горах, хотя там и советский новодел, но атмосфера у этого места сохранилась. Знаменское-Раек Глебовых-Стрешневых. И Богородицк конечно. И еще мне кажется, что дивной была усадьба Куракина Надеждино, но от нее почти ничего не осталось.
- В завершении нашего интервью я хотел бы попросить вас обратиться к читателям блога «Летопись русской усадьбы» любимой цитатой Андрея Тимофеевича Болотова
- «Совет утренний самому себе» в сборнике «Духовных песен» (Отдел письменных источников Государственного исторического музея). Отрывок.
Если хочешь быть счастливым
В день сей жизни твоея,
И чтоб дух твой был спокоен
И веселье ощущал,
Так старайся, как возможно,
Удалять все от себя,
Что лишь может дух смущати
Грустью сердце наполнять.
Прогоняй прочь все печали
Ты далеко от себя,
И тоске, досадам, власти
Над собою не давай.
Все они не только пользы
Никакой не принесут,
Но несчастие прямое
будут созидать твое.
Вопреки того, старайся
Всячески искать всего,
Что способно дух и сердце
И все чувства веселить.
Но чтоб было то безвинно
И безгрешно для тебя,
И чем ты никак не мог бы
Прогневить творца миров …
Journal information