Дизайнер Ирина Глик хорошо известна московской публике как руководитель успешной дизайн-студии "Геометрия", создатель интерьеров модных ресторанов, одна из самых ярких бизнес-леди Москвы и активная мама пятерых детей. Но мало кто знает о том, что значительная часть ее жизни посвящена, в том числе, Богородицку - городу, где Ирина родилась, выросла и "ловила" первые лучи вдохновения, прогуливаясь по знаменитому болотовскому парку.
Вот уже на протяжении многих лет Ирина Глик является благотворителем значительной части проектов по благоустройству города. О том, сколько собственных средств и финансов она вкладывает в годной город, Ирина предпочитает не афишировать. Однако, признается: с популяризацией Богородицка и его исторического наследия в наши дни обстоит непросто. В этом интервью Ирина Глик любезно согласилась рассказать читателям блога "Летопись русской усадьбы" о своих планах по благоустройству города, истории своего счастливого детства в Богородицке и становлении в качестве дизайнера. Мы обсудили множество вопросов: о том, почему классический стиль всегда в моде, о том, какие болотовские тренды в ландшафтном дизайне популярны в наши дни, о том, в какой временной период Богородицк был оживленным и радостным городом и о многом другом.
Знают ли молодые российские ландшафтные дизайнеры имя Андрея Тимофеевича Болотова? Какие уголки болотовского парка и дворца Бобринских Ирина любит больше всего? В чем недостатки российской системы поддержки проектов, связанных с усадьбами? И, главное: каким Ирина Глик видит Богородицк после благоустройства Набережной, Горсада и основных туристических зон?
Друзья, если вы поддерживаете идеи благоустройства прекрасного города Богородицка и замечательного мецената Ирину Глик в ее непростом деле - сделайте пожалуйста репост этой записи.
- Ирина, расскажите пожалуйста о своей семье и детстве, проведенном в Богородицке!
- Я родилась и выросла в Богородицке. Жили мы на Графской стороне - это парковая часть левого берега Уперты и Городского пруда. Жили мы в своем доме с большим садом. Этот сад был удивительным и представлял собой причудливый микс огромных, посаженных, наверное, еще Болотовым дубов, фруктовых деревьев и маминых грядок. Я росла в большой и дружной семье: вместе с братом и сестрой. Мой папа, много лет проработав в сельском хозяйстве, показал себя хорошим управленцем и некоторое время возглавлял город. Я им очень горжусь, и особенно приятно мне осознавать, что многие жители Богородицка до сих пор вспоминают его работу добрым словом. Он был очень хозяйственный, ответственный и чуткий к чужим бедам и проблемам.
Обелиск в Церериной роще, 2018 год.
- В каком примерно возрасте вы стали осознавать, что дворец Бобринских – это достопримечательность и когда он стал производить на вас первое впечатление?
- Я даже не могу вот так четко идентифицировать этот момент. Можно сказать, что на территории дворцового парка прошло мое детство. В школу я ходила через Церерину Рощу, а в музыкальную школу - через сам парк. Он как будто бы всегда присутствовал в моей жизни.
Акварель А.Т. Болотова на выставке в ГИМ.
Здание музыкальной школы, 2018 год.
- Как часто вы гуляли в дворцовом парке?
- Каждый день! Я всегда восхищалась этим местом, и вообще - росла очень впечатлительным ребенком. Гуляя здесь, я любовалась деревьями, цветами, постоянно представляла, что могло происходить здесь в прошлом, придумывала различные истории. Я чувствовала красоту этого места по-детски непосредственно, но очень ярко. Я выросла в красоте. Она давала мне ощущение гармонии и дает его сейчас.
Болотовский парк, 2018 год.
- Можно ли сказать, что детские и юношеские впечатления от красоты Богородицкого дворца, во многом, сформировали ваш вкус – как человека и как специалиста?
- Наверное, это так. В парке я ощущала гармонию, которую я уже потом начала искать в своей профессии. Чувствовала искусно выстроенный баланс красоты здесь. Но это - не про какие-то конкретные знания и не про уроки. Это записывается на подкорке. И ты с этим растешь.
- За что вы больше всего любите свой родной город?
- За то, что у меня здесь было прекрасное детство. Он красивый. Я гордилась им и его историей. Чувствовала, что живу в уникальном городе. Я очень люблю наш дворец, наш парк, наш герб, на котором изображено 9 пучков чабреца. Помню, с каким особым трепетом мы относились к этому растению в детстве, собирали его, заваривали чай. Уже сейчас, имея собственный опыт родительства, я понимаю, что свое детство я провела в очень правильном месте.
Екатерина II в левой руке держит чабрец.
- Какие еще достопримечательности, не считая дворца, вам дороги?
- В какой-то степени, я ощущала себя деревенским жителем. Ведь большая часть города располагалась на правом берегу Уперты. А я же, в свою очередь, выросла на тихом левом берегу, с частным сектором и огромным парком. Центром города для меня, безусловно, был и остается дворец. Это уже сейчас я открыла для себя красивейшее здание бывшей типографии, думаю о том, как можно облагородить и использовать его. Ведь оно, как и сам дворец, сохранило свой неповторимый облик. В наши дни в Богородицке исторических построек сохранилось очень мало. В основном ценна его уникальная планировка и дворцово-парковый ансамбль.
Дворец, март 2018 года.
- Могли бы вы представить в детстве, что через несколько десятилетий станете помогать Богородицку?
- Нет. Кто об этом думает в детстве? Но когда в 90 –х город стал затухать и постепенно разрушаться, было очень грустно на это смотреть. Закрылись шахты, множество предприятий. Богородицк, как и многие маленькие периферийные города, столкнулся с острой нехваткой средств на поддержание инфраструктуры. Пешеходный мост, который соединял правую и левую части города, настолько обветшал, что с него просто-напросто сняли все доски. А большой городской пруд, любимое место отдыха горожан, стал постепенно зарастать и превращаться в болото .Но даже в эти трудные годы были предприняты попытки по расчистке пруда. Правда, не совсем удачные. Пруд долго стоял без воды , почистить смогли только маленькую часть примыкающую к плотине. А сама некогда красивая переливная плотина была заменена на стандартное, страшное сифонное сооружение, которое уже сейчас в полуаварийном состоянии.
Качели в горсаду до реставрации дворца. Источник: http://photoshare.ru/photo15299548.html
Особенно грустно воспринималось все это на контрасте с воспоминаниями детства. Ведь я застала, пожалуй, пик процветания Богородицка. "Сердцем" города был Горсад. Я помню, что здесь были потрясающие карусели, гиганские качели, домики с развлечениями, аренда лодочек. Сейчас, рассматривая эту территорию, я думаю: "Ну неужели столько всего могло здесь поместиться?". А ведь здесь была еще и дискотека, аллейки с лавочками и, конечно же, прекрасный летний театр со сценой. Сюда часто приезжали артисты, в том числе и столичные, рок-группы. Горсад любили все: и старички, и дети, и молодежь. В детстве мне казалось, что столица не где-то там, в Москве, а вот она, у нас, в Городском саду. А потом все исчезло…Наблюдая за печальными метаморфозами города, очень хотелось, чтобы все снова нормализовалось. И я стала постепенно задумываться, чем же я могу в этом помочь.
Вход в горсад. Источник: http://photoshare.ru/photo4325052.html
- Расскажите о своей профессиональной карьере в области дизайна.
- К своей карьере я подошла немного "сбоку", сперва получив филологическое образование. Но мне всегда нравилось создавать гармоничное пространство вокруг себя. Уже в детстве я пыталась мысленно и в действиях украшать интерьер, думала, какие аксессуары могут оживить дом, какие шторы повесить в гостиной. Кстати, в художественную школу в детстве я так и не пошла, хоть и мечтала об этом. Живя в Богородицке, я занималась в музыкальной и спортивной школах. Стало быть, "художка" стала бы третьей в списке моего дополнительного образования. Я записалась туда, очень тщательно готовилась, создавая какие-то работы. Меня взяли в школу. Но за обучение нужно было платить 9 рублей в месяц. Проанализировав все, мои родители мягко отказали мне в посещении художественной школы. Они аргументировали это тем, что не надо распыляться по трем направлениям. Конечно же, я не держу на них никакой обиды. Возможно, этот случай подтолкнул меня к мысли задуматься о художественном образовании позже. И вот уже 15 лет я тружусь на поприще интерьерного дизайна и архитектуры.
- В те годы как вы оценивали Богородицкий дворец с точки зрения его визуального облика?
- Я просто очень любила это место. Тогда я не была подкована с профессиональной точки зрения, чтобы полностью увидеть его художественную ценность. А еще, периодически у меня формировалось ощущение "второго дома" - во дворце. Я постоянно бывала там на школьных мероприятиях, даже принимала участие в театральных постановках по Шекспиру. До сих пор помню тот трепет, с которым я входила в этот огромный белоснежный зал. А когда поднималась на верхнюю смотровую площадку дворца, убеждалась в абсолютной гармонии мироздания (улыбается) – основные пять лучей городских улиц веером сходятся к оси дворца.
Белый зал во дворце.
- Какой архитектурный стиль вам нравится больше всего?
- Я, лично, не люблю сложных вещей. Мне важны гармония, свет, свободное движение энергии. Мне ближе экологичный минимализм или современная уютная классика. Ставить пробы на стилях - не совсем правильно. Это вопрос личностных приоритетов. Любой стиль имеет право на существование. И в зависимости от умения дизайнера и воли заказчика любой стиль может воплотиться как в красивом, так и в уродливом виде. Как, например, Богородицкий дворец - творение Старова. Он для меня является олицетворением благородной красоты и гениальности То, каким его создал архитектор, говорит о безусловном его таланте!
- Сейчас в среде модных дизайнеров активно идут споры о том, чем является пресловутый «дворцовый» стиль: архаизмом или классикой? Какой позицией на этот счет придерживаетесь вы?
- Классика! Ну какой же это архаизм? Другое дело, что такой стиль необходимо правильно "считывать". А для этого нужен определенный интеллектуальный багаж. Однако, не могу не отметить, что есть множество пошлых примеров современной интерпретации такого "классического" стиля. Это возникает от неумения дизайнера работать со стилем и нежелания заказчика прислушиваться к советам экспертов. Поэтому вокруг классического стиля и существует некий негативный флер. Мне нравится классика и я уверена, она всегда может быть и фоном для абсолютно современных решений: если в сложных вещах и деталях есть баланс, то это очень здорово!
- Возвращаясь к Богородицку…Что вас, как дизайнера, больше всего вдохновляет во дворце Бобринских?
- Любимый мною с детства Белый зал, фасады и грандиозная простота форм.
Дворец, 2018 год.
- А можете ли вы назвать гениальным дизайнером того времени Андрея Тимофеевича Болотова?
- Конечно же! Я считаю, что он - Гагарин ландшафтного дизайна! Мега-мозг! Агроном, архитектор, режиссер, воспитатель, экономист, инженер, писатель, издатель.. . Он - живое воплощение истины о том, что талантливый человек талантлив во всем. И при всем при этом это был человек с особым стержнем, неким ощущение внутренней порядочности и стремлением полностью отдаваться своему делу. Таких людей очень и очень мало. И именно с его уходом наступил период определенного заката в Богородицке, что тоже, весьма символично...
- Рассматривая акварели Болотова, увидели ли вы для себя нечто такое, что у вас, как у современного специалиста вызвало бы эмоции «вот это да!»?
- Разумеется, особенно после знакомства с выставкой "Монумент садов Богородицких..." в ГИМ! И особенно ярко я это осознала, когда увидела все акварели Болотова и его сына. По сути, он уже тогда занимался вещами, которые не теряют актуальности и в современном дизайне. Болотов делал удивительную вещь - он "лепил" многочисленные формы, без каких-то серьезных инструментов, ориентируясь на свой собственный вкус и чувство меры. Он выстраивал структуру восприятия этой красоты, искал самые красивые ракурсы на нее - делал все не только для внешней гармонии, но и для гостей парка, эти знаменитые видовые "сиделки" уникальны! Мои самые любимые акварели Болотова - те, где фигурируют его пруды, гроты и виды дворца с шикарной угловой лестницей.
- Какие из болотовских идей вы могли бы легко рекомендовать нашим современникам применять в современном ландшафтном дизайне?
- Я очень люблю саму идею пейзажных парков. И считаю, то, что Болотов решил отойти от регулярной схемы парка в сторону пейзажной - удачным решением. Мне кажется, что идти за природой - это правильно и сейчас, и было правильным в прошлом. Сейчас многим нашим паркам не хватает таких искусных и гармоничных сочетаний между природой, технологиями и развлечениями. Многие современные ландшафтники пытаются достичь такого эффекта и в наши дни. Но этому надо учиться. В первую очередь - у Болотова.
- Как вы считаете, достаточно ли известно имя Болотова среди наших современников?
- Совсем нет! Процент тех, кто знает Болотова и любит его, очень мал. Но среди поклонников его таланта много тех, кто с ним практически "сроднился". Пока я не совсем понимаю, почему имя Болотова сейчас не столь популярно. Часто в разговоре с ландшафтниками, я касаюсь темы Болотова. По идее, они просто не могут не знать, кто является самыми яркими фигурами в российском паркостроении. Но я вижу полное замешательство в глазах. И это грустно. Может быть, в российском менталитете он остался, в первую очередь, агрономом. Его имя незаслуженно предано забвению. Но, все-таки, он не совсем забыт.
-А как, по-вашему, обстоят дела с известностью Богородицка в наши дни?
- С этим обстоят дела еще хуже, чем с Болотовым. Мы должны признать, что сегодня Богородицк мало кому известен. Даже в своем регионе, Тульской области, он находится в тени самой Тулы , Ясной Поляны, Куликова Поля, и других, без сомнения - прекрасных и важных объектов. К тому же, богородчане - весьма скромные люди. Мы не умеем громко кричать о себе, даже если имеем уникальные достопримечательности. Конечно же, в городе есть активисты, хорошие и самоотверженные люди. Но популяризацию и туристический пиар должны брать на себя другие структуры. Они же должны вкладывать больше ресурсов в развитие инфраструктуры.
На дне сегодняшнего пруда, с архитектором Гораном Драгичевичем и строителями.
- В каком году вы поддержали первый проект по благоустройству Богородицка? И что это был за проект?
- Это был как раз тот пешеходный мост, 7 лет назад.
Новый мост, март 2018 года.
Старый мост. Источник: http://photoshare.ru/photo4324986.html
- Почему вы предпочитаете не афишировать вашу меценатскую деятельность?
- Наверное, ее нужно афишировать - как еще один способ привлечь внимание к Богородицку. Но пока у этой деятельности не очень много плодов, к сожалению. Но я жду действительно важного и значимого результата.
- Самое важное, на ваш взгляд, начинание, которое вы поддержали в Богородицке – это что?
- Сложный вопрос...Если в глобальном плане, то я мечтаю реализовать проект по восстановлению городских прудов и сделать так, чтобы город постепенно обрел вид, достойный своего статуса. В город должна вернуться правильная, "живая" энергия. Но а если мы говорим о более мелких деталях, то я, как правило, могу так заинтересовать своих собеседников Богородицком, что они приезжают в этот город.
Набережная, осень 2015 года.
Набережная, конец ноября 2018 года.
- Вам нравится, когда ваш родной город называют «Тульским Петергофом»? Может быть, ему подошло какое-то другое определение?
- Мне не нравится. Это дилетантский подход. Объективно говоря, между Богородицком и Петергофом никогда и не было ничего общего. Да, здесь жил потомок российской императрицы. Да, здесь был грандиозный парк с почти дворцовым размахом. Но "Тульский Петергоф" - это отсутствие фантазии. И наши попытки как -то заинтересовать читателя городом в эпоху "желтых заголовков". Я люблю название города, оно очень светлое, поэтичное.
Вид на дворец, март 2018 года.
- Как часто вы бываете в Богородицке?
- Из-за большой загруженности по работе, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Но летом я стараюсь приезжать к маме. Во время таких визитов я часто общаюсь с горожанами. Им очень нравится то, что город постепенно меняется. Подходят бабушки и дедушки. Благодарят. Уже за маленький кусочек реализованного проекта - благоустроенные дорожки горсада и части набережной. Увы, в прошлом году нас подвел подрядчик со скамейками и ограждениями. Но я очень надеюсь, что мы реализуем все задуманное.
- Вы – счастливая мама пятерых детей. Как относятся ваши дети к Богородицку? Они любят здесь бывать вместе с вами?
- Любят, но из-за ритма жизни тоже нечасто здесь бывают. Старшие дети частенько приезжали сюда на лето, когда были маленькие , гуляли по парку моими тропами. Моей главной задачей было - не отбить у них интерес к парку и музею. Смогла трехлетняя Маша пешком дойти до дворца и спокойно послушать экскурсию - хорошо, кто-то не смог - ничего страшного. Они чувствуют мою любовь к этому городу и "пропускают" ее через себя. Иногда это даже более наглядно, чем лекции и экскурсии. Тем более, они видят мою вовлеченность в проект благоустройства, радуются достижениям, расстраиваются, если переживаю я. В нашей семье любовь к стране и путешествиям прививается на познавательном уровне. Вот, например, наш старший сын уже несколько лет увлекается путешествиями по России, любит снимать достопримечательности. Он очень любит природу, как и мы.
- Поддерживают ли ваши близкие ваши благотворительные проекты?
- Поддерживают, как могут. Это очень сложный вид деятельности. Это не только "денег дала". Тебе приходится сталкиваться с равнодушием, принимать участие в государственных контрактах, зачастую убыточных из за системы торгов, общаться с чиновниками, которые не всегда бывают порядочными, строителями. И это - не всегда спокойное общение. Я говорю и себе и близким, что я делаю это ради родного города, что я не могу видеть всю эту разруху и хочу помочь. Но иногда все равно бывает сложно. Я переживаю - переживают и близкие. Очень важно, чтобы у подобных городских проектов была федеральная поддержка. Маленьким городам сложно самостоятельно тянуть такие глобальные задачи, как в нашем случае реконструкция прудов и всей инфраструктуры вокруг. У них просто банально нет человеческих и финансовых ресурсов. Вот за эти ресурсы и идет постоянная борьба. И я благодарна людям, которые мне в этом помогают.
Набережная в процессе мощения, справа Ирина Глик.
-Каким вы видите Богородицк, скажем, через 20 лет?
- Мы почистим пруды. Сделаем широкую набережную со спуском к воде и местами для отдыха. Организуем красивейшую аллею на пути к парку. Построим новую плотину со смотровыми площадками. Горсад снова будет полон жизни. У нас будет прекрасный театр и студия мультипликаторов, которые уже сейчас готовы развивать свое дело. Все будут хотеть у нас жить. В городе и рядом с ним будут целые поселения и коттеджные поселки, где будут жить интеллигентные и современные люди: айтишники, архитекторы, журналисты. У нас будут часто останавливаться поезда. А еще, у нас обязательно будет благоустроенный пляж и потрясающая рыбалка. Горожанам будет очень комфортно жить, а туристы будут наслаждаться многочисленными пешеходными маршрутами по нашим красотам. А может у нас будет и один из самых грандиозных в России театральных фестивалей! ( прим- рассказывая об этом моя собеседница улыбается и будто бы смотрит на благоустроенный Богородицк своими глазами)
- Хотели бы вы стать хозяйкой собственной усадьбы?
- Мы с семьей живем за городом. Но не можем позволить себе размеренного образа жизни. Да что там говорить: в широком смысле этого слова, при нашем ритме, мы не являемся полноправными хозяевами собственной жизни. Особенно трудоголики. Но я с удовольствием иногда работаю в собственном саду. Мне близки все эти болотовские идеи и задумки. Я выросла на земле и мне очень не хватает творчества, связанного с природой. Если же речь идет о восстановлении именно старинной усадьбы, то для этого, мне кажется, нужно быть немного сумасшедшим. Нужно иметь с этой усадьбой личную историю. Ибо это совсем не про бизнес. Честно говоря, я думаю, что у нас в стране пока нет подходящих условий для собственников исторических зданий. Члены Ассоциации владельцев исторических усадеб полностью правы, пытаясь донести мысль о необходимости нулевых ставок для таких людей. Но я бы сказала, что энтузиастам, решившим заботиться о памятниках нашей истории нужно еще и доплачивать! Это огромная работа, которая нуждается в поддержке!
- И, наконец, традиционный вопрос: есть ли будущее у русских дворцов и усадеб?
- Если будет правильная государственная политика, то есть. Если этого не будет - то нет. Я часто читаю истории о тех замечательных людях, которые своими силами оберегают совсем проблемные объекты от неминуемой гибели. Их не слышат, не понимают, и не помогают даже с консервацией объекта. Это очень печально. Глядя на такие примеры, я начинаю даже корить себя за минуты отчаяния в решении некоторых вопросов с Богородицком. Но я верю в наших людей. Верю в то, что захотев спасти нашу историю мы однажды осуществим свои мечты!
Предыдущие интервью на тему Богородицка:
1. Алексей Бобринский: "Мне бы хотелось видеть Богородицк университетским городом"
Journal information