В наши дни усадьба Петрово-Дальнее пребывает в плачевном состоянии. Ее нынешний собственник, вероятно, поставлен в тупик необходимостью вкладывать большие деньги в реставрацию усадебного комплекса и его охрану. Однако, вопрос о смене владельца пока даже не обсуждался всерьез. В итоге, мы имеем то, что творится в усадьбе на сегодняшний день: запустение, проделки вандалов и даже пожары, которые уничтожают старинные исторические постройки.
Самой драгоценной жемчужиной усадьбы является ее главный дом, построенный в 1803-1807 годах в чертах палладианства. Этот особняк очень красив не только снаружи, но и внутри. Художественный облик его интерьеров был полностью восстановлен в 1960-х годах В. Я. Либсоном. Собственно, это начинание стало первой и единственной серьезной попыткой по восстановлению усадьбы за последние 50 лет. То, что происходит с усадьбой сейчас - это, скорее, медленное угасание. Интерьеры дома выглядят "бесхозно", потолки покрываются плесенью, стены покрываются трещинами, а полы - покрыты слоями пыли и мусора.
Я не питаю иллюзий относительно будущего этого удивительного дома и могу смело предположить: если нынешний собственник усадьбы Петрово-Дальнее всерьез не займется должным уходом за достопримечательностью или не передаст эти полномочия другому владельцу, то главный дом вместе с его интерьерами может погибнуть в ближайшие годы. К сожалению, активность вандалов и пожары, участившиеся на территории усадьбы, делают этот печальный прогноз весьма объективным.
Ну а сейчас я прошу вас о помощи в малом - поддержите этот материал репостами! Пусть как можно больше ваших знакомых и друзей увидят, насколько прекрасна усадьба Петрово-Дальнее и насколько великой будет потеря, если очередной огонь, вспыхнувший на ее территории, все же доберется до главного дома.
Друзья, а какой прогноз будущему усадьбы Петрово-Дальнее дали бы вы?
Дата фотографий: 16 апреля 2017 года.
Фото начала 1900-х годов.
1-ый этаж.
Вестибюль.
2.
3.
Из окна видны псевдоготические флигели усадьбы.
4.
5.
Фото начала 1900-х годов.
Роспись над дверьми.
6.
7.
Камин.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Чей-то сценарий.
14.
Сохранилась старая анфиландная планировка.
15.
16.
17.
18.
Фото начала 1900-х годов.
Сохранилось одно из панно над дверьми.
19.
20.
Все росписи сьедает грибок.
21.
23.
Пианино - символ заброшенной усадьбы.
24.
25.
26.
Никогда не покидали старые вещи старого дома; портреты ушедших людей жили в привычной для них обстановке. Верно, в этом заключалась удивительная гармоничность Петровского. До последнего времени в усадьбе строго соблюдались и бытовые семейные традиции - в доме никогда не переставлялась мебель и не было в нем ламп - их всегда заменяли свечи.
27.
Чудится еще - вечерами играли в доме куранты. Рассыпались колокольчиками четверти, башенными колоколами - часы, а потом нежными переливами старые, наивные позабытые пьесы, с четкими фразами мелодий и долгими каденциями; английским часам отвечали другие, в гостиной в стиле Louis XVI своим серебряным звоном - а за ними другие, бронзовые. Потом колокол церкви, и снова часы в доме, часто отбивающие удары, точно заждавшийся голос, и снова молчаливая тишина бесшумного течения времени. Часы отмеряли месяцы, годы и десятилетия и внезапно, как сердце, перестали биться. Но одно [нрзб.] удержало искусство.
28.
На московских художественных выставках промелькнули в десятых годах интерьеры Петровского в чуть смазанных, подернутых мечтательной дымкой картинах А.В.Средина."Le Poete des interieurs" - называли когда-то парижане русского художника, запечатлевшего в своих картинах, нежных, как пастель, красивое умирание старинных усадьб. Эпилог этой уходящей культуры мастер сумел передать в своих работах, передающих виды Петровского, Белкина, Павловска, Кускова, Архангельского, Полотняных Заводов, тот аромат старины, который, как у цветов, увядающих и поблекших, наиболее силен перед смертью. 1917 год грубо оборвал этот медленный, неизбежный процесс умирания усадьбы. Художник-поэт пережил эту дату, определившую и его трагическую обреченность. Глухой, измученный невзгодами, он доживает свои старческие дни в убогой мансарде Парижа."
29.
30.
31.
32.
33.
Старый паркет.
34.
Система пожарной безопасности.
35.
Второй этаж.
"В коридоре верхнего этажа стояли низкие книжные шкафы с сетками, откуда усердно растаскивались французские томики в кожаных переплетах. Сваленным в груду архивом топили печи - а среди бумаг ведь были здесь и карты, оставленные некогда пощадившими Петровское наполеоновскими маршалами с их отметками и автографами. Во всех комнатах царила мерзость запустения. Потом книги вывезли. Их вывозили из усадеб сотнями и тысячами ящиков в Москву и Петербург, в губернские и уездные города, где, никому не нужные, разрозненные, потерявшие свое лицо, лежали они грудами и штабелями в музейных кладовых и библиотечных подвалах. Старые книги, истерзанные и захватанные невежественными руками, четвертованные на части, сгорали в чадном дыму махорочной закрутки, перемалывались в машинах бумажных фабрик. Из них, точно куски живого мяса, выдирались гравюры и виньетки, а страницы, покрытые строчками печати, шли на обклейку стен под обоями или же просто бросались на съедение мышам в ободранных и загаженных комнатах. Ветер сквозь выбитые стекла разносил по пустым залам выдранные листки, тоскливо шелестевшие подобно осыпавшимся листьям на дорожках парков. Так безмолвно, но мучительно умирали после 1917 года старинные книги в русских усадьбах. "
36.
Вид на аллею в парке.
37.
Современная ванна.
38.
На втором этаже в каждой комнате печи с изразцами.
39.
Эти комнаты недавно были жилыми.
40.
41.
42.
Дуб и колонны.
43.
44.
45.
Еще немного деталей.
46.
47.
Двери с резными филенками, белые кафельные печи, роспись стен.
48.
Скоро и этого не останется.
49.
50.
Лепной карниз.
51.
52.
53.
54.
55.
Заметки реставраторов.
56.
Больше мне ничего не удалось снять.
57.
Экскурсии по усадьбам usadboved.ru
Полный сет фотографий интерьеров здесь https://www.flickr.com/photos/deadokey/albums/72157705486759854
Первая часть рассказа об усадьбе Петрово-Дальнее https://deadokey.livejournal.com/538733.html
Journal information