А вы знали, что у истоков фотоискусства в России стояли несколько людей. И одним из них был…внук Екатерины Великой, который был напрямую связан с Богородицким дворцом и династией его владельцев. Многие мои коллеги-фотографы уже не могут представить свою повседневную жизнь без фотоаппарата в руках. Но задумывались ли вы о том, как выглядело увлечение фотографией более 150 лет назад? Первыми фотографами-любителями в России были самые прогрессивные представители дворянства. Фотоаппарат был предметом роскоши и зависти в высшем обществе. Журналы того времени писали, что фотографические аппараты становились постоянными спутниками молодых людей. Фотопомешательство становилось таким масштабным, что джентльмены снимали буквально все – за счет этого пресса обогащалась свидетельствами различных казусов.
Какие же таланты совмещал в себе первый фотограф-любитель в России? Как с помощью его работ можно изучать не только историю фотографии, но и историю рода Бобринских? И у кого покупал аппаратуру этот известный поклонник качественных объективов и красивых кадров?
Предлагаю вам небольшой пост, который я сопровождаю кадрами из уникального семейного архива Бобринских. Эти кадры находятся в коллекции Эрмитажа. Они происходят из собрания графа А. А. Бобринского (1852–1927), последнего владельца особняка на Галерной улице в Петрограде. С 1918 г. именно там располагался Государственный музейный фонд, а в 1920 г. этот особняк со всем содержимым был передан Русскому музею для стремительно разраставшейся коллекции Историко-бытового отдела. Таким образом, почти все дагеротипы Бобринских до 1928 г., когда они были вписаны в книгу поступлений Историко-бытового отдела ГРМ, не покидали родных стен.
А вы знали о том, кем был один из первых фотографов-любителей в России и где находилась его родовая усадьба? Коллеги, прошу поддержать мой рассказ репостом!
Портрет графа Алексея Алексеевича Бобринского (Автопортрет), 1842 год. Источник.
Думаю, что каждый фотолюбитель и профессионал слышал в свой адрес скептические замечания, мол, баловство это – ваше увлечение. Но странный миф о несерьезности фотографов опровергает сама история. Одним из первых и самых уважаемых фотографов-любителей в России был Алексей Алексеевич Бобринский (1800-1868), внук самой Екатерины Великой. Он был человеком выдающегося ума и блистательных предпринимательских способностей. Инженер, государев советник, предприниматель и основатель сахарной промышленности в России – это все о нем. Но мало кто знает о том, что настоящей отдушиной этого занятого человека была фотография.
Посеребренная металлическая пластина 11,8 × 9,0 (в свету) 18,5 × 13,4 (паспарту) На обороте вверху над проступающей пластиной надпись черными чернилами: Portrait du Comté Alexis Alexievitch / Bobrinsky / 1842 (Портрет графа Алексея Алексеевича /Бобринского / 1842); ниже черными чернилами другим почерком: Ce Portrait appartient / à Sophie Bobrinsky (Портрет принадлежит / Софии Бобринской); ниже черными чернилами другим почерком: Ce daguerréotype a été fait par le Comte / Alexis Bobrinskoy lui même. (Этот дагеротип выполнен графом / Алексеем Бобринским им самим); в центре синим карандашом: 45399; ниже грифельным карандашом: Бобр.; справа грифельным карандашом: К. П. 1374-447.
Существует популярная, но не дошедшая на сегодняшний день версия о том, что свой дагеротипный аппарат Алексей Бобринский-старший приобретал лично у самого известного основоположника фотографии – француза Луи Дагера.
Портрет графа А.А. Бобринского (Автопортрет), 1842 год. Источник.
Посеребренная металлическая пластина 8,5 × 7,0 (в свету) 13,7 × 10,0 (паспарту) На обороте вверху надпись черными чернилами: Графъ Алексей Алексеевичъ / Бобринской / С.Петербургъ. 1842; справа синим карандашом: 45398; вверху слева грифельным карандашом: 79; вверху справа грифельным карандашом: К. П. 1374-44 На обороте в центре белая бумажная этикетка прямоугольной формы с печатной рамкой черного цвета, внутри надписи: черными чернилами: № 1223; ниже грифельным карандашом: Бобр.; в центре белая бумажная этикетка круглой формы с неровными краями с надписью черными чернилами: К / №10
Историческое обрамление сохранилось полностью: пластина монтирована под стекло и в белое бумажное паспарту с овальным вырезом, очерченным двумя печатными декоративными линиями; края окантованы узкой тисненой бумажной лентой черного цвета; оборот оклеен тонкой бумагой, под которой рельефно выступают округлые верхний и нижний края пластины и прямые боковые срезы. Фрагментарные утраты окантовки восполнены в процессе реставрации в 2008 г.
Поступил в 1941 из ГМЭ. До 1918 —в собрании графа А. А. Бобринского; в 1920–1928 — в ГМФ (особняк А. А. Бобринского); с 1928 — в ИБО ГРМ
Дагеротип в те годы стоил в районе 300-400 рублей, что было баснословной суммой. Объектами фотографических экспериментов Алексея Алексеевича были его же родные: члены семьи и трое детей. В большинстве книг и сборников по истории фотографии можно увидеть знаменитый «Групповой портрет», автором которого был Бобринский. Эта фотография была сделана в 1842-1843 годах! Уму непостижимо! Но посмотрите, насколько хорошо этот кадр получился для своего времени: композиция, замысел и качество снимка говорят о безусловном мастерстве фотографа!
Групповой портрет, 1842-1843-е годы. Фотограф: Бобринский, Алексей Алексеевич. Источник.
С.-Петербург 1842–1843 Посеребренная металлическая пластина 8,3 × 10,3 (пластина) 19,4 × 13,5 (паспарту) На обороте надпись черными чернилами: Дагерротипъ, снятый въ Jюне 1842 (цифра 3 перечеркнута, надписано: 2) года / на Каменномъ Острову на даче Князя Гагарина / Графом Алексеемъ Алексеевичемъ Бобринским / Сидятъ, начиная съ левой стороны: / Графиня Софья Александровна Бобринская / Графиня Юлия Строганова. / Марья Арсеньевна Бартенева. / Стоят: / Графъ Александръ Алексеевичъ Бобринской / Графъ Владимiръ Алексеевичъ Бобринской / Графиня
Юлия Павловна Бобринская / NB / Графы Александръ и Владимiръ Бобринскiе одеты / въ форме студентов С. Петербургского университета. / Гр. Владимiръ Б. носитъ на голове перевязку вследствiе / ушиба, полученном при фехтованiи; вверху справа красными чернилами: Кн.п. 2272-128; в центре синим карандашом, очерченная: 45401; внизу справа красными чернилами: 1315; внизу синим карандашом: К/п 710; внизу грифельным карандашом: Бобр.
На обороте внизу слева белая бумажная этикетка прямоугольной формы с печатной черной рамкой, внутри надпись черными чернилами: № 1204 Бобр.; грифельным карандашом: Бобр; внизу справа белая бумажная этикетка круглой формы с неровными краями и надписью черными чернилами: № / № 8 Историческое обрамление сохранилось полностью: пластина прямоугольной формы монтирована в бумажное паспарту светло-желтого цвета с восьмиугольным окном и очерчена по линии выреза; края окантованы полосами коричневой ткани; оборот оклеен желтоватой тонкой бумагой, в верхней части сохранилось кольцо для подвешивания. Стекло исторического обрамления восполнено в процессе реставрации в 2008 г.
Существуют снимки, сделанные не самим А.А. Бобринским, а ателье "И. Венингер" и "А. Фоконье и А. Давиньон". На снимке сын Александр.
Ателье «И. Венингер». Портрет графа А. А. Бобринского. Посеребренная металлическая пластина 8,5 × 6,8 (в свету) 13,8 × 11,0 (паспарту) На обороте вверху справа надпись черными чернилами: К.П. 1374-444.
С.-Петербург 1845 год
Посеребренная металлическая пластина 8,5 × 6,8 (в свету) 13,8 × 11,0 (паспарту) На обороте вверху справа надпись черными чернилами: К.П. 1374-444
На обороте вверху в центре зеленая бумажная этикетка прямоугольной формы с печатным орнаментом и текстом: J. Weninger / Peintre de Portreits / Grande Morskoi / maison Person N 37 (И. Венингер / Портретист / Большая Морская / дом Персон / № 37); поверх этикетки надпись черными чернилами тем же почерком, что и в кат. 8, 14: Графъ Александръ / Алексеевичъ / Бобринской. / Студентъ С.П.У. / 1842
Вверху слева белая бумажная этикетка прямоугольной формы с печатной рамкой, внутри надпись черными чернилами, перечеркнутая черными чернилами: № 1224; ниже в рамке грифельным карандашом: Бобр.; внизу слева белая бумажная этикетка прямоугольной формы с печатной рамкой, внутри надпись черными чернилами, перечеркнутая черными чернилами: № 45396; вверху справа белая бумажная этикетка круглой формы с неровными краями с надписью черными чернилами, перечеркнутой черными чернилами: К/№4, ниже черными чернилами: К.П. 1374-444
Историческое обрамление сохранилось полностью: пластина монтирована под стекло, окрашенное с внутренней стороны черной краской с восьмиугольным просветом, имитирующим вырез паспарту; просвет с внутренней стороны стекла декорирован узкой полосой золоченой бумаги с тиснением жемчужником; края первоначально были оклеены золоченой бумажной лентой с тиснением, которая сохранилась лишь фрагментарно; оборот оклеен синей с тиснением бумагой, ножка-подставка сохранилась. В 2008 г. утраты восполнены имитацией.
Поступил в 1941 из ГМЭ. До 1918 —в собрании графа А. А. Бобринского; в 1920–1928 — в ГМФ (особняк А. А. Бобринского); с 1928 — в ИБО ГРМ.
Инв. № ЭРФт-27798
Бобринский Александр Алексеевич — см. кат. 8. Снят в форме студента С.-Петербургского университета. В каталоге выставки «Санкт-Петербург в светописи 1840–1920-х годов» (кат. 2) атрибуция дагеротипа Алексею Алексеевичу Бобринскому основывалась на владельческой надписи, без учета фирменной этикетки ателье И. Венингера, которая до реставрационной очистки выглядела как загрязненная бумага, без следов текста. Однако ее наличие не исключает того, что снимок мог быть выполнен в ателье И. Венингера, но самим Алексеем Алексеевичем Бобринским.
Имеющаяся на обороте надпись (как и в кат. 12), ошибочно называет временем исполнения дагеротипа 1842 г.
Предлагаемая в настоящее время датировка основывается на исторической надписи на портрете графа В. А. Бобринского (кат. 12), выполненном как парный нашему дагеротипу, в один сеанс, которая до реставрации читалась неотчетливо.
Описи: КП ИБО ГРМ I. С. 298 (1374-444. Дагерротип. гр. Ал-др. Алексеевич Бобринский; 1842). Выставки: 2002 Казань. Кат. 124 (как работа А. А. Бобринского 1842 г.); 2003 С.-Петербург. Кат. 2 (как работа
А. А. Бобринского 1842 г.); 2008 Амстердам; 2011–2012 С.-Петербург. Кат. 13 (декабрь 1843–1846).
Литература: Русская фотография 1996. С. 279 (А. А. Бобринский. Ошибочно указан как «Портрет В. А. Бобринского»); 2002 С.-Петербургский альбом. С. 165. Кат. 134 (без указания авторства; 1842 г.).
А вот снимок сына А.А. Бобринского - Владимира Алексеевича.
Ателье «И. Венингер». Портрет графа В. А. Бобринского.
Посеребренная металлическая пластина 8,4 × 7,0 (в свету) 13,3 × 11,3 (паспарту) На внутренней стороне ножки-подставки черными чернилами надпись: Vladimir le 1 mars 1845 (Владимир 1 марта 1845). На обороте вверху желтая бумажная наклейка прямоугольной формы с надписью черными чернилами: Comté Vladimir Bobrinskoy. / Étudiant 1842 (Граф Владимир Бобринской / студент 1842), в правом углу наклейки черными чернилами: К.П.1374-448; внизу желтая бумажная наклейка восьмиугольной формы с надписью черными чернилами: Daguerrotype fait par son Père le C.te Alexis (Дагеротип выполнен его отцом графом Алексеем); вверху слева белая бумажная этикетка круглой формы с неровными краями с надписью черными чернилами: К/№ 9; справа белая бумажная этикетка прямоугольной формы с черной печатной рамкой, внутри надпись черными чернилами, перечеркнутая черными чернилами: № 1205, ниже на той же этикетке грифельным карандашом: Бобр; справа белая бумажная этикетка прямоугольной формы с черной печатной рамкой, внутри надпись черными чернилами, перечеркнутая черными чернилами: № 45400
Историческое обрамление сохранилось полностью: пластина монтирована под стекло, окрашенное с внутренней стороны черной краской с восьмиугольным просветом, имитирующим вырез паспарту; просвет с внутренней стороны стекла обведен узкой полосой золоченой бумаги с тиснением жемчужником; края стекла первоначально были оклеены золоченой бумажной лентой с тиснением на лицевой стороне, которая сохранилась лишь фрагментарно; оборот оклеен синей бумагой, сохранились ножка-подставка и кольцо для подвешивания, укрепленное на тканевой ленте. В 2008 г. утраты восполнены имитацией.
Поступил в 1941 из ГМЭ. До 1918 — в собрании графа А. А. Бобринского; в 1920–1928 — в ГМФ (особняк А. А. Бобринского); с 1928 — в ИБО ГРМ.
Инв. № ЭРФт-27797
Бобринский Владимир Алексеевич — см. кат. 9. Снят в форме студента С.-Петербургского университета.
Поза портретируемого, мебель и фон снимка, аналогичные изображенным на предыдущем снимке (кат. 11), указывают на то, что дагеротип был выполнен в совместное с братом посещение ателье И. Венингера. Надпись на обороте дагеротипа сообщает о том, что исполнителем его был не владелец ателье или кто-то из его мастеров, а сам граф Алексей Алексеевич Бобринский. Однако надпись могла быть выполнена позже и поэтому содержать ошибочное свидетельство об авторстве. Не располагая точными сведениями, считаем правомерным отнести этот дагеротип, как и предыдущий (кат. 11), к работам ателье И. Венингера.
Описи: КП ИБО ГРМ I. С. 298 (1374-448. Дагерротип. гр. Влад. Бобринский, студентом). Выставки: 1991 Ленинград. Кат. 8 (неизвестный фотограф; 1842 г.); 2002 Казань. Кат. 125 (А. А. Бобринский; 1842 г.); 2003 С.-Петербург. Кат. 3 (А. А. Бобринский; 1842 г.), 2008 Амстердам; 2011–2012 С.-Петербург. Кат. 14 (декабрь 1843–1846).
Литература: 1996 Русская фотография. С. 279, 284 (Ошибочно указан как «Портрет А. А. Бобринского», без указания авторства); Бархатова 2009. С. 15, 343 (датировка: 1842).
Ателье «И. Венингер». Портрет графа В. А. Бобринского.
Посеребренная металлическая пластина 14,5 × 11,3 (в свету) 21,7 × 18,5 (рама). На обороте вверху справа надпись белилами: 161г-1207 На обороте под ножкой-подставкой зеленая бумажная прямоугольная этикетка с печатным орнаментом и текстом: J. Weninger / Atelier grande Morskoi / maison Person / N 37 (И. Венингер / Портретист Большая Морская / дом Персон / № 37); вверху желтая бумажная наклейка прямоугольной формы с надписью черными чернилами: Графъ Владимiръ Алексеевичъ Бобринской / около 1846 года / Дагерротипъ снятъ въ первой въ Петербурге фотографiи / Венингера.
Неизвестный фотограф. Портрет графа А. А. Бобринского.
Посеребренная металлическая пластина, пигментные краски 9,1 × 6,8 (в свету) 14,6 × 12,6 (рамка)
На обороте вверху надпись белилами: 161г-1232; под ножкой-подставкой наклейка с надписью черными чернилами тем же почерком, что и в кат. 8, 11: Гр. Александръ / Алексеевичъ Бобринской / 1850. Историческое обрамление сохранилось полностью: пластина монтирована под стекло овальной формы с фацетом и с металлическим золоченым ободком, вставлена в фигурную бархатную темно-синего цвета рамку, украшенную на углах декоративными металлическими элементами.
В центре верхнего края — металлическая накладка в виде кленового листа с кольцом для подвешивания портрета; оборот оклеен черной бумагой с тиснением под кожу; ножка-подставка сохранилась, внутренняя сторона оклеена белой бумагой.
Поступил из ГМЭ. До 1918 — в собрании графа А. А. Бобринского; в 1920–1928 — в ГМФ (?); с 1928 — в ИБО ГРМ.
Инв. № ЭРФт-32049
Старший сын графа, Александр. Неизвестный фотограф, 1842 год.
Посеребренная металлическая пластина 8,3 × 6,5 (в свету) 14,8 × 12,6 (паспарту) На обороте чернилами тем же почерком, что и в кат. 11, 14, надпись: 1842 / Графъ Александръ Алексеевичъ / Бобринской / Студентъ С. П. б. Университета; в центре синим карандашом: 45394; вверху слева грифельным карандашом: К.П. 1374-442; под круглой этикеткой грифельным карандашом: Бобр.
На обороте справа белая бумажная этикетка круглой формы с неровными краями с надписью черными чернилами, перечеркнутой грифельным карандашом: К/11; вверху белая бумажная этикетка прямоугольной формы с печатной рамкой черного цвета, внутри перечеркнутая надпись черными чернилами: № 1203 Бобр.
Историческое обрамление сохранилось полностью: пластина монтирована под стекло и в бумажное паспарту с восьмиугольным вырезом, обведенным двойной линейной рамкой; края окантованы черной бумажной лентой; оборот оклеен тонкой светлой бумагой, под которой рельефно выступает прямоугольная пластина с прямыми сторонами и слегка скругленными нижними углами, закрепленная в монтировке с уклоном. Поступил в 1941 из ГМЭ. До 1918 — в собрании графа А. А. Бобринского; в 1920–1928 — в ГМФ (особняк А. А. Бобринского); с 1928 — в ИБО ГРМ.
Инв. № ЭРФт-32047
Ателье «А. Фоконье и А. Давиньон». Портрет графа А. А. Бобринского.
С.-Петербург 1842 год
Посеребренная металлическая пластина 8,4 × 6,7 (в свету) 16,8 × 13,3 (паспарту) На обороте вверху черными чернилами с утратами от частично сорванной поверхности бумаги надпись тем же почерком, что и на оборотах дагеротипов кат. 5, 6, 10: … Mars 1842 en 4 1/2 minuts / … 1/ … heures pas un temps / …tement… / Графъ … ксеевичъ Бобринской (Март 1842 в 4 с половиной минуты …выполненный); ниже другим почерком: Графъ Алексiй / Алексеевичъ / Бобринской / (+ 1869) Дагеротипъ / 1842 года; вверху справа надпись грифельным карандашом: К. П. 1374-443; на месте утраченной ножки-подставки синим карандашом: 45395, ниже грифельным карандашом перечеркнутая надпись: 12 На обороте вверху слева белая бумажная наклейка круглой формы с неровными краями с надписью черными чернилами: К / № 5; справа белая бумажная этикетка прямоугольной формы с печатной рамкой черного цвета, внутри перечеркнутая надпись черными чернилами: № 1206; ниже на этикетке надпись грифельным карандашом: Бобр.
Историческое обрамление сохранилось полностью: пластина монтирована под стекло и в бумажное паспарту с восьмиугольным вырезом, очерченное тонкой печатной линией; края окантованы светлокоричневой кожей с тисненым золоченым узором; оборот оклеен бумагой светло-коричневого цвета, в верхней части сохранился остаток кольца для подвешивания, ножка-подставка утрачена. Поступил в 1941 из ГМЭ. До 1918 — в собрании графа А. А. Бобринского; в 1920–1928 — в ГМФ; с 1928 — в ИБО ГРМ.
Инв. № ЭРФт-35847
Бобринский Алексей Алексеевич — см. кат. 5. Дагеротип поступил в собрание музея как работа неизвестного мастера. Учитывая стилистические особенности произведения, а также указание на год исполнения, Н. Ю. Аветян предполагает, что дагеротип был выполнен в ателье «А. Фоконье и А. Давиньон». Датируется на основе владельческой надписи на обороте паспарту. Описи: КП ИБО ГРМ I. С. 298 (1374-443. Дагерротип. гр. Ал-др. Алексеевич Бобринский; 1842). Выставки: 2011–2012 С.-Петербург. Кат. 10.
Кстати: несколько потомков Алексея Бобринского-старшего унаследовали его любовь к фотографии. Пожалуй, эта история – лучшее подтверждение того, что талантливый человек талантлив во всем.
Journal information