К сожалению, большая часть существующих некогда парковых построек и затей, не дошла до наших дней. Возможно, никто и никогда уже не восстановит Богородицкий парк и он не будет точь-в точь таким же, каким он был при его создателе. Однако, рассказывать о нем можно и нужно! Огромную работу по визуализации образа Богородицкого парка проделал создатель сайта www.bogoroditsk.ru, краевед Александр Бабин.
В конце этого года в ГИМ, благодаря стараниям старшего научного сотрудника Отдела изобразительных материалов Государственного исторического музея и хранителя коллекции русской графики XVIII – начала XX века Евгения Лукьянова, открылась выставка «Монумент садов Богородицких…», на которой после сложнейшей реставрации впервые были представлены все страницы легендарного болотовского альбома с видами парка.
А в следующем материале по Богородицку я расскажу вам о необычных увлечениях его владельцев и о том, как можно будет весело и полезно провести с семьей новогодние каникулы в усадьбе Бобринских. И уже сейчас я готовлю большое интервью, которое, наверняка, придется вам по вкусу!
А вы, гуляя по парку Бобринских, пытались сопоставить современные реалии с видами Андрея Тимофеевича? С нетерпением жду ваших комментариев, конструктивных замечаний и дополнений!
Вид на дворец со стороны города.
На рисунке Болотовых хорошо видны все парковые постройки и дворец.
Сейчас сквозь деревья можно рассмотреть дворец и въездную башню. Церковь не видно из-за разросшихся деревьев, а остальные постройки утеряны.
Вид на дворец.
На рисунке слева каменный павильон и общий вид на дворец.
Не хватате только отражения в пруду. Это фото ноября 2018 года.
И фото, сделанное в октябре 2015 года.
Вид со стороны города на дворец.
Опять храм не видно из-за деревьев в парке.
Только с дрона можно увидеть храм с этой точки.
Главный съезд от дома вниз под гору.
На акварели Болотова запечатлена плотина и еще деревянная церковь Покрова Богородицы.
Плотина сохранилась, а вот храм - нет. Вместо него сейчас часовня.
Сцена, представляющаяся зрению при главном съезде к большому пруду к белым пескам.
В горе на месте этого съезда Болотовым был обнаружен белоснежный мраморный песок. Вот как Болотов описывает первые впечатления наместника, гуляющего по этому съезду: «повел я его сперва от дворца под гору, по новоразрытому и спокойному новому съезду, к пруду и к нашей прекрасной башне. Тут прежде всего кинулся ему в глаза вновь отрытый и прекрасный съезд, белый как кипень, с желтыми и кофейными жилами и крапинами. И он, любуясь им, хвалил меня, что я сделал тут такой спокойный съезд, и с удовольствием пошел по набережной дорожке, сделанной подле самой воды большого нашего пруда».
Вид рондаля и по сторонам оного сходов вниз.
Вид белых мраморных песков с стороны от пруда в Богородицком саде.
Болотов использовал все, что давала ему местная природа: «...удалось мне сделать еще одно открытие, а именно: нечаянно найтить еще одно место в тамошних горах с мраморными песками, где хотя не таковы были хороши, как на горе пониже дворца, однако разноцветностью своею также особливаго примечания достойны. Почему и сие место успели еще сколько-нибудь начать разрабатывать».
Вид большого пруда и набережной дороги при выходе из белых песков.
В наше время набережная дорога была скрыта водами большого пруда.
Пруд является продолжением реки Уперта.
Вид парка от большого пруда.
Дворец стоял на высоком берегу.
Вид главного схода из дома в сад.
Ниже каменного схода дворца располагалось большое дерновое крыльцо, состоящее из 20 ступеней. Заканчивались ступени полукруглой площадкой с двумя по бокам сходами вниз на другую площадку, поменьше.
Вид развалины и пещер, иссеченных из мраморного песку в Богородицком саде.
«...Натура произвела в сем месте с ним сущую игру, - писал Болотов, - и испестрила его столько разноцветными и разнообразными жилами, полосками, крапинками и пятнами, что недоставало понятия человеческого к постижению, как все это могло сделаться...». Из песочной глыбы Болотовал сделал "руины".
Сейчас это выглядит примерно вот так.
Вид водоема на горе близ дома находящегося.
К сожалению, флигели не сохранились.
Вид на павильон и дворец по пути от грота.
Несохранившийся павильон был спроектирован архитектором К.С. Сокольниковым.
Вид нижней части сада при входе в оную от большого водопада.
Болотов писал о нижнем пруде: «отделывали самый большой нижний водоем, котораго дно, по причине рыхлости земли принуждены мы были устлать и убивать сплошь пластами из синей глины которые одни в состоянии были удержать в нем воду».
Вид цветочного острова на нижнем озерке и за ним вечерней сиделки и за ним березового острова.
О показе пруда наместнику «представился взору его наш нижний и главный водоем, имеющий вид довольно порядочной величины прудка с сделанным посреди его небольшим островком, с стоящим, как на пьедестале, мраморным белым бюстом, а внизу другой островок с прекрасною березовою рощицею и с сделанными на нем с обоих берегов для перехода мостиками»; «и успели главное и труднейшее дело, состоявшее в сделании помянутаго нижняго водоема, совсем кончить, который у меня существует и поныне и увеселяет, и кормит нас своими карпами».
Вид вечерней сиделки вблизи из-за нижнего озерка.
Читаем Болотова: "Наконец блеснувшая ему (проверяющему наместнику) в глаза вдали из-за кустов белая моя вечерняя сиделка, сделанная за водоемом против самой ротунды, побудила его меня спросить: «А это что такое там белеется вдали?» – «Маленькая сиделочка, – сказал я, – сделанная там для отдохновения гуляющих». – «О! Так пойдем же туда, – подхватил он, – мне хочется и ее видеть». И пошел к оной. Не успел он туда притить и безделку сию, сделанную, однако, со вкусом, вблизи увидеть, как начались о ней похвалы и одобрения.
Сцена, представляющаяся зрению с березового острова на нижнее озерко.
Вид купальни с водопадом и полуденною сиделкою из-за прудка
«Вода из сего прудка течет в нижний через каменный порог с маленьким шумом, а в него втекающая упадает образом водопада с сделанной каменной горки и производит двумя ударениями о камни нарочно громкий шумок. На окружающих бугорках разбросаны разные дикие кусочки и поделаны места, удобные для сидения и лежания на траве, что придает месту сему особливую красу и приятность».
Вид на каменную оранжерею.
Оранжерея была построена по проекту К.С. Сокольникова, но до наших дней не сохранилась.
Начало эхонической долины.
В эхонической долине "жило Эхо".
Вид на большой пруд и город со стороны эхонической долины.
Вид в Эхонической долине.
В эхонической долине был сделан каскад прудов, которые спускались к большому пруду.
Вид развалины жилища эхи с ванною внутри в эхонической долине.
Болотов не только руководил отделкой "Жилищем Эхи", но и сам вместе с сыном Павлом раскрашивал стены. Здание, между тем, неожиданно обнаружило удивительное свойство. Оно очень ясно и чисто повторяло звуки, произнесенные с определенного, но только одного-единственного места в 150 метров напротив него. Дело было в обшивке из гладкого сухого теса, которая обладала акустическим действием наподобие некоторых музыкальных инструментов.
Вид моста и озерца Латонина из окон развалины жилища эхи в Богородицком парке.
Акварель сделана из окна "Жилища Эхи", из которого открывался вид на Латонин мост и «озеро Латонино».
Обелиск в Церериной роще.
За основу взят материал сайта http://www.bogoroditsk.ru/mappark.htm
Journal information