С развитием сети железных дорог Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги вело строительство новых железнодорожных линий. Оно было преобразовано из общества Рыбинско-Бологовской железной дороги, основанного в 1868 году.
В 1897 году Общество обязалось «построить железную дорогу нормальной колеи протяжением около 1030 вёрст для соединения возможно кратчайшим путём Москвы с Виндавой», ныне – порт Вентспилс в Латвии. Появление этой железной дороги связано с ростом внешнеторгового оборота России в конце XIX века. Московско-Виндавская железная дорога строилась в первую очередь для соединения центральной России с незамерзающими портами Балтики.
Станция Москва Московско-Виндавской железной дороги располагалась у Крестовской заставы. Вокзал построен по проекту известного петербургского архитектора С. Бржозовского (автора Витебского вокзала в Петербурге) под руководством архитектора Ю.Ф. Дидерикса. Фасад вокзала был выполнен в «русском» стиле, с использованием множества элементов архитектуры допетровской Руси. Здание состояло из трёх двухэтажных «теремов», соединённых одноэтажными переходами. Здание вокзала и пассажирская платформа освещались электричеством, вырабатываемым собственной электростанцией, расположенной в подвале левого крыла здания. Для защиты пассажиров от непогоды над платформой был устроен металлический навес.
Вокзал был открыт для пассажиров 11 сентября 1901 года – на 2,5 месяца позже, чем движение по остальной железной дороге. Поэтому первое время поезда принимались к маленькому деревянному вокзалу станции Подмосковная (сейчас – платформа Красный Балтиец), находившейся в 7 километрах от ещё строившегося Виндавского вокзала.
1900-1915 год. Виндавский вокзал.
1908-1909 годы. Виндавский вокзал и Крестовские башни. Автор: Отто Ренар. Источник:Спутник по Московско-Виндавской железной дороге.М., 1909.
А там, под облаком лебяжьим, где две ладьи Крестовских башен, посвистывали, пар сминая, Виндавская и Окружная" (Давид Самойлов).
1900-1907.
1900-1909. Крестовская застава. Водонапорные башни.
1901 год. Общий вид Виндавского вокзала. Источник:Архив Величко
1901 год. Поезд на Виндавском вокзале.
1901-1903 годы.
1901-1907. Альбом гражданских сооружений Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Санкт-Петербург. 1908. Автор: С.М. Прокудин-Горский
1901-1910 год.
1901 год.
1907-1909. Пассажирская платформа.
1922 год. Кинохроника, снятая Дзигой Вертовым.
Сентябрь. Похороны Эфраима Склянского, зампреда Реввоенсовета РСФСР.
1925 год. Сентябрь. Похороны Эфраима Склянского, зампреда Реввоенсовета РСФСР.
1935 год. Ржевский (Рижский) вокзал.
1945 год. Ржевский вокзал встречает победителей.
1945 год. Фотоснимок с фотовыставки «Страницы Победы» на Тверском бульваре. Автор:Семён Михайлович Моргенштерн (Мишин).
1954 год.
1956 год. Стоянка "Яндекс-такси" )
1962 год. Выставка железнодорожной техники на Рижском вокзале.
1967 год.
1970-1980 годы. Первый перрон Рижского вокзала. Приятная встреча.
1971 год.
1973 год. Штирлица снимали на Рижском вокзале.
1973 год.
1974 год. Какой фильм?
1977-1979. Снимок из книги "Москва", издательство "Советская Россия". Трамвай ходил здесь до 1995 года.
1977-1979 годы.
1977-1979 годы. "Москва. Энциклопедия" 1980.
1979-1982 год.
1979 год.
1980-е годы. Из книги И.Бусевой-Давыдовой, М.Нащокиной, при участии М.Астафьевой-Длугач "Архитектурные прогулки по Москве".
1980-1981 год. Возможно, здесь снимался эпизод картины "Мы из Джаза" с прибытием певицы блюзменского толка в исполнении Л.Долиной, на снимке паровоз Э.
1982 год. Кадр из фильма "Вокзал для двоих".
1982 год. Поезд "Рига-Москва". Два фирменных поезда "Латвия" и "Юрмала" уходили один за другим с разницей в несколько минут. Кадр из фильма "Смерть на взлёте".
1985 год.
1986-1993 год. Водитель Запорожца шикует, его везет Maгирус серии МК (возможно Magirus-Deutz 90М)с платформой итальянской фирмы ISOLI.
1990-1995 год.
1991 год.
1993 год.
1999 год. Альбом «Москва. Реконструкция в фотографиях 1850-2000».
Фотографии с сайта https://pastvu.com
Начало экскурсии по Рижскому вокзалу 23 декабря в 14:00. Встречаемся в 13:45 у прохода на платформы вокзала (правый торец здания). Бронь на сайте https://usadboved.ru/railwaystation_rigskiy.
Journal information