Проект дома в стиле конструктивизма принадлежит советскому архитектору Василию Кильдишеву. Основные признаки данного стиля — простота форм и отсутствие декора. Всего в доме четыре секции, а по планировке он похож на перевернутую латинскую букву F. Центральная часть здания является самой высокой жилой постройкой эпохи конструктивизма, она насчитывает девять этажей, а венчает её башенка-рубка с круглыми окнами-иллюминаторами. В 1930-е годы, на момент строительства здания Обрабстроя, высотный регламент запрещал возводить дома выше восьми этажей.
По обе стороны от центрального корпуса расположены две восьмиэтажные секции. Они намеренно построены с разворотом, чтобы добиться сходства с крыльями. А с южной стороны расположен шестиэтажный корпус. По словам главы департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов, жилой дом Обрабстроя был построен как дом переходного типа. По похожему принципу был спроектирован и знаменитый Дом Наркомфина.
«Эти здания знаменовали переход от частного жилья к социалистической коммуне. Архитектор дома Обрабстроя совместил в одном здании индивидуальные квартиры и общежитие-коммуну. Так, например, в девятиэтажном корпусе квартиры с ванными и кухнями располагались на первых пяти этажах. А комнаты общежития-коммуны были на четырех верхних этажах. Они выходили в единый коридор. Кухни, душевые и уборные были общими. Для жильцов дома работала столовая. Подвал был отведен под общественные помещения: клуб, спортзал и прачечную. Правда, клуб и спортзал вскоре были приспособлены под жилье, а вот прачечная проработала до 1960-х годов», — рассказал Алексей Емельянов.
Ещё одним интересным фактом является то, что на последнем этаже шестиэтажного корпуса работал детский сад, и часть крыши использовалась как площадка для прогулок с детьми. А в верхней части центрального корпуса располагалась смотровая площадка с видом на Москву. В 1960-х годах в доме был проведён капитальный ремонт. Все помещения, расположенные на верхних этажах, отдали под коммунальный квартиры, а выход на смотровую площадку просто закрыли. Однако в центральном подъезде дома до сих пор сохранилось несколько оригинальных элементов того времени — первоначальное вертикальное остекление (узкие окна вытянутой формы) и покрытие пола лестничных площадок (наливной бетон, выкрашенный в шахматном порядке с помощью специального защитно-декоративного покрытия, стойкого к внешним воздействиям).
Несколько дней назад специально для вас я поснимал это здание с нескольких ракурсов. Кажется ли оно вам впечатляющим и интересным с точки зрения архитектуры? Обращали ли вы на него внимание? И как вы относитесь к тому, что все больше памятников констркутивизма становятся "обладателями" охранного статуса?
Дата фотографий: 17 ноября.
Journal information