Интерьеры главного дома усадьбы Знаменское-Садки сохранились, может быть, не так хорошо, как интерьеры Быково. Но двусветный Марсовый зал с плафоном «Марс на колеснице» (на заглавном фото) наверное - лучшее, что осталось в Московских усадьбах. Такой же красотой поражал бальный зал с 24 окнами в усадьбе Гребнево, обвалившийся два года назад. Очевидно, что усадьба Знаменское-Садки заслуживает и своей волонтерской команды, а не съемок клипов Димы Билана или триллеров с Ходченковой. Друзья, есть ли среди вас те, кто хотел бы помочь усадьбе?
Дата фотографий: 20 января 2018 года.
Греч А.Н. писал в книге "Венок усадьбам". Наружно обезличенный, он (дом) сохранил только внутри отделку двух залов. Один из них, украшенный колоннами и пилястрами, с хорами для музыкантов, сохранил прелестный плафон, где в центральном овальном медальоне изображена колесница с небожителями, несущаяся по облачному небу.
2.
ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЛ.
3.
Зал украшен сдвоенными пилястрами ионического ордера, сохранились парадные двери.
4.
Зеленый зал связан с розовым.
5.
Парадная дверь.
6.
7.
Но вернемся к розовому залу с плафоном.
8.
МАРСОВЫЙ ЗАЛ.
В зале устроены хоры для музыкантов.
9.
Ложные окна в простенках второго этажа.
10.
Вид на плафон с балкона.
11.
12.
Парные волютообразные кронштейны в простенках второго этажа.
13.
С каждым годом плафон все хуже и хуже.
14.
Здание реставрировалась в 1960-х годах трестом "Мособлреставрация".
15.
Первый свет зала обработан спаренными колоннами и пилястрами коринфского ордера.
16.
17.
Сохранились парадные двери.
18.
19.
Ниши заняли киношники.
20.
Хоря для музыкантов опираются на портик "в антах".
21.
Полукгруглая ниша.
22.
Коринфские колонны.
23.
Потолок расписан клеевой живописью.
24.
25.
Марса в некоторых источниках ошибочно называют Аполлоном.
26.
27.
28.
От последних владельцев Катковых сохранились некоторые вещи: два зеркала (модерн), настенное зеркало в оправе, четыре большие вазы императорского фарфорового завода. Так было написано в паспорте на дом в 1948 году. Сейчас остались только две вазы, которые спрятали подальше от чужих глаз.
29.
30.
31.
Подлинные вещи интерьеров спрятаны от глаз. И только киношники вносят что-то новое, понятное им, в интерьеры.
32.
33.
Рояль - последнее, что остается в усадьбе.
34.
Спустимся вниз по парадной лестнице.
35.
Еще раз взглянем на двусветный зал и вернемся в вестибюль.
36.
ВЕСТИБЮЛЬ.
37.
Марш лестницы окружен сводчатым коридором.
38.
39.
Интерьер с двумя рядами колонн относится к середине XIX века.
40.
41.
42.
Так выглядят простые залы без интерьеров, все уже давно опустело.
43.
А.Н. Греч пишет про библиотеку усадьбы Знаменское-Садки: "...где составилась тогда прекрасная библиотека русских и иностранных книг первой половины XIX века, библиотека, расхищенная, распыленная, как многие десятки и сотни других в русских усадьбах".
44.
Сводчатые коридоры первого этажа.
45.
46.
47.
На входе в дом мемориальная доска в память Л.К. Шапошникова. Он руководил Центральной лабораторией Комиссии по охране природы при Президиуме Академии наук СССР, со временем преобразованной во ВНИИ охраны природы.
48.
Литература:
Греч А.Н. Венок усадьбам. - "Памятники Отечества", 1994, №3-4, с. 180-182.
Коробко М.Ю. Москва усадебная. Путеводитель. М., 2005, с. 90-118.
Памятники архитектуры Москвы. 2007 год.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru
Journal information