В имении Фуникова Гора в 1863 году родился Сергей Михайлович Прокудин-Горский, пионер цветной фотографии. Ему принадлежат около 3 тысяч цветных фотографий России начала XX века. Его прадед Михаил Иванович Прокудин-Горский (1744—1812) был одним из первых русских писателей и драматургов, автор романа «Валерия» и пьесы «Пролог. Торжествующий град Владимир». В селе Фуникова Гора была Успенская церковь, которую в 1607 году сожгли поляки, на ее месте поставлен крест. Недалеко находится церковь Архангельского погоста, где крестили С.М. Прокудин-Горского, сохранились надгробия Прокудин-Горских. В музее г. Киржач недавно была создана экспозиция «С.М. Прокудин-Горский – пионер цветной фотографии». Очень, странно, но не сохранилось фотографий родины Прокудин-Горского – Киржача, Фуниковой Горы, как и не найдена ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г. …Огромное спасибо Гуряковой Людмиле Геннадьевне, директору музея в г.Киржач, за экскурсию и предоставленные материалы...
22 июня 2013 г. 5 июля 2009 г. Усадьба ФУНИКОВА ГОРА Прокудины-Горские В Л А Д И М И Р С КА Я о б л а с т ь ... ... р а й о н К И Р Ж А Ч С К И Й |
2. Спрятанный старый указатель на Фуникову Гору. |
Фуникова Гора существовала еще в конце XVI века и была селом с церковью Успения Пресвятой Богородицы. В 1607 село было сожжено "литовскими людьми", после чего церковь более не восстанавливалась. На месте бывшей Успенской церкви жителями села была поставлена деревянная памятная часовня (по словам старожилов сломана в 1950-х). В XIX веке Фуникова Гора была владельческим сельцом, в котором находилось 43 двора, где проживало 281 человек. По местной легенде название Фуникова Гора происходит от имени Фуник, якобы принадлежавшего казначею Чингисхана (или другого ордынского хана). Интересен тот факт, что по историческим хроникам основателем рода Прокудиных-Горских был выходец из Золотой Орды. Основателем рода Прокудиных-Горских считается татарский князь (Мурза Муса), выехавший из Золотой Орды со своими сыновьями. На Руси он принял православие и получил имя Петр. В 1380 г. он под знаменем Дмитрия Донского сражался на Куликовом поле и потерял в той великой битве всех сыновей. Однако род не прервался на этом, по семейному преданию, Великий князь Дмитрий Иванович оценив преданность и храбрость Петра, отдал ему в жены одну из княжон династии Рюриковичей, которую звали Мария, а также наделил "вотчиной, Гора называемой". Отсюда и пошла фамилия Горский. Отец С.М.Прокудина-Горского Михаил Николаевич писал в 1880 г.: "Герб нашей фамилии означает: звезда и луна - происхождение от татар, весы - вероятно служба которого была в судном приказе, а река Непрядва - участие в Куликовской битве". Внук Петра Горского Прокопий Алферьевич был прозван Прокудой, отчего потомки его и стали именоваться Прокудиными-Горскими. По второй версии название «Фуникова Гора» происходит, очевидно, от имени «Фуник», старинной русской формы имени «Афанасий». |
3. На выезде из деревни я нашел вот такой дуб. В интернете пишут, что сохранилась дубовая роща. |
4. Если смотреть от грунтовой дороги на дуб, то слева остатки каскадных прудов. |
Первоначально (до 1778) сельцо входило в состав Владимирского уезда, а затем Покровского уезда Владимирской губернии. Расположено в 18 км. восточнее города Киржач. В настоящее время деревня Фуникова Гора является жилой. В «Статистическом списке населенных местностей Владимирской губернии» за 1857 год говорится о погосте Архангельском при реке Упроке, церкви каменной во имя Архистратига Михаила с двумя приделами. При нем деревни: Митино, Новоселка, Халино, Новинки, Офушино, Фуникова Гора сельцо (106м, 142ж), три господских дома, Хмелево (163м, 184ж), господский дом г.Савельева. |
5. |
6. Дорога в сторону Архангельского Погоста. |
7. Дорога в сторону Хмелево. |
Начиная со второй половины XVIII века Фуникова Гора принадлежала писателю Михаилу Ивановичу Прокудину-Горскому (1744-1812). Литературная деятельность его началась в 1764. До 1791 подписывал свои сочинения как Прокудин или Пракудин. Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 31 августа (18 по ст. стилю) 1863 года в родовом имении Фуникова Гора. Через три дня он был крещен в приходской церкви Михаила Архангела Архангельского погоста, в приход которого входило имение. Первое документальное упоминание о деревянной церкви Михаила Архангела встречается в начале XVII века в Патриарших окладных книгах (1628): "... церковь собор Михаила Архангела на Утроке... дани три алтына две деньги, десятильнечьих три алтына".. Настоящая каменная церковь была построена в 1814 году вместо прежней деревянной, пришедшей в ветхость. В трапезной устроены тёплые приделы: Успенский и Спиридоновский. В храме хранились древние богослужебные книги печати 1670-1680-х годов. После революции Михайло-Архангельская церковь была закрыта и разграблена. В начале 2000-х предпринимались попытки консервации здания. В настоящее время церковь окормляют сёстры Киржачского Благовещенского монастыря. Но для восстановления Михайло-Архангельской церкви у них нет средств. На кладбище Архангельского погоста до сих пор сохранились могилы его предков. Сохранилось старое надгробие Сергея Михайловича Прокудина-Горского, брата деда фотографа. Прокудины-Горские были в числе благотворителей Киржачского Благовещенского монастыря, их родовая усыпальница в древности находилась под галереей монастырского Благовещенского собора, а белокаменные надгробия с именами Прокудиных сохранялись там вплоть до начала XX века. |
8. Деревня. |
9. Киржачский район. |
Есть данные (еще не подтвержденные окончательно), что свое детство Сергей Михайлович провел в Муроме. Сам С. М. Прокудин-Горский в анкетах, начиная с 1918 г. (а может быть, и ранее) указывал Муром в качестве своего место рождения. Известно, что младшие братья Прокудина-Горского родились в Муроме. Причины, по которым Прокудин-Горский записал себя в уроженцы г.Мурома, пока не выяснены. В 1898 г. на V фотографической выставке, организованной фотографическим отделом ИРТО, Прокудин-Горский выступает с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII-XVIII вв., написанных маслом. Вероятно, именно тогда он обращается к проблеме ортохроматизма, поскольку на черно-белом снимке надо отразить разными тонами все цвета картины, даже если они имеют одинаковую интенсивность. Очевидно, фотографическое дело всё больше захватывает Прокудина-Горского, причем не только в научно-теоретическом, но и практическом плане. В нём начинают проявляться деловые, предпринимательские качества, стремление поставить научные знания и опыт на службу собственному бизнесу, добиться не только научного признания, но и полной материальной независимости. 2 августа 1901 г. в Петербурге, на Б. Подъяческой 22, открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», возглавляемого в это время Сергеем Михайловичем. |
10. В 1607 году поляки сожгли деревню и церковь. |
11. Вид из центра деревни в сторону Офушино. |
12. Юго-восточная часть деревни, дорога утопает в зелени, возможно, здесь тоже был старый парк. |
13. Очертания прудов рядом с дорогой на въезде в деревню. |
14. Пруд. |
В 20 век Прокудин-Горский вступает с новой страстью, которая принесет ему мировую славу – цветная фотография, передача на снимке натуральных красок окружающего мира! Здесь надо сделать небольшое отступление в историю. Ещё в 1861 г., в год отмены крепостного права в России, английский физик Джеймс Клерк Максвелл провел удивительный эксперимент: снял пеструю ленту три раза через зеленый, красный и синий фильтры. Освещая затем полученные негативы через те же фильтры, ему удалось получить цветное изображение – первую в мире цветную фотографию. Этот способ получил название «цветоделение», однако потребовалось ещё 40 лет упорного труда лучших европейских ученых, в том числе и Прокудина-Горского, чтобы эта технология позволила правильно передавать все натуральные цвета, улавливая их малейшие оттенки. Для этого стеклянные пластины потребовалось покрывать специальной эмульсией сложного состава, делающей их одинаково чувствительными ко всему цветовому спектру. Над этой задачей Прокудин-Горский трудился в 1902 г. в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге близ Берлина под руководством другого выдающегося ученого – профессора Адольфа Мите (1862-1927), в то время главного специалиста по методу цветоделения. Уже в 1901 г. этому немцу удалось сконструировать камеру для цветной съемки, а 9 апреля 1902 г. А.Мите демонстрировал свои цветные фотографии королевским особам. Таким образом, техническая база для создания фотографических «картин в натуральных красках» была создана. В декабре 1902 г. на заседании V отдела ИРТО Прокудин-Горский делает доклад о создании цветных диапозитивов по методу А. Мите и очень тепло отзывается о работе под руководством последнего. Однако в итоге, как писали потом в русской прессе, «ученик превзошел учителя». Используя свой незаурядные познания в химии, Прокудин-Горский создал свой рецепт эмульсии, обеспечивший наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т.е. полную натуральность красок. |
15.Вверх поднимается каскадом еще один пруд. Возможно, на самой вершине стоял главный дом и два флигеля (в старых документах указано три господских дома). |
16. Заросли на вершине холма. |
17. Холм. |
18. Вид с холма. |
19. |
В 1903 г. лучшие германские фирмы «Гёрц» и «Бермполь» строят по чертежам А. Мите для Прокудина-Горского специальное оборудование для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений. Уже тогда Прокудин-Горский мог печатать свои цветные фотографии в весьма приличном качестве в виде открыток и книжных иллюстраций, но их подлинная красота и качество раскрывались только путем проекции изображения непосредственно с пластины на большом экране. Во время первых демонстраций таких слайдов (говоря современным языком) в Петербурге и Москве зимой 1905 г. зрители не могли скрыть своего изумления и восторга от увиденного, вставали с мест и устраивали автору бурные овации. В России началась эра цветной фотографии! Едва получив в своё распоряжение оборудование и фотоматериалы, Прокудин-Горский спешит запечатлеть в «натуральных красках» свою необъятную страну со всеми её многочисленными достопримечательностями и красивыми уголками. Точна дата начала цветных съемок Прокудина-Горского в Российской империи пока не установлена документально, но можно с высокой степенью уверенностью утверждать, что первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил уже в сентябре-октябре 1903 г., запечатлев осенние красоты Карельского перешейка, Сайменского канала и Сайменского озера. |
20. |
21. |
22. |
23. Дорога между Офушино и Фуниковой Горой. |
Известно, что уже в апреле 1904 г. Прокудин-Горский отправляется в один из самых труднодоступных уголков европейской части России – грозные дагестанские горы, где снимает знаменитые аул Гуниб и окрестные ущелья и селения, а также типы местных жителей. До сего дня остается загадкой, кем и с какой целью была организована эта дальняя экспедиция. Летом 1904 г. Прокудин-Горский снимает южные красоты Черноморского побережья (Гагры и Новый Афон), потом будут колоритные малороссийские хутора в Курской губернии, белоснежные зимние пейзажи у себя на даче под Лугой. Условий для съемки – почти никаких. Для смены кассет соорудил самодельную походную палатку. Денег на съемку тоже не хватает. Весной 1905 г. Прокудин-Горский обращается к Общине Святой Евгении (петербургский Красный Крест) с проектом запечатлеть в цвете пол-России и издать эти снимки в виде первых в истории нашей страны цветных фотооткрыток. Получает от общины аванс на это предприятие и снова отправляется в путь, не обращая внимания на начавшийся революционный хаос! За короткий срок сняты более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т.ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры. На очереди съемка Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля, Пскова. И тут фотографа постигает первый жестокий удар истории: из-за полного расстройства экономики в стране Община Святой Евгении не в состоянии оплатить его работу и договор растрогается. Почти весь отснятый материал после этого бесследно исчезает! |
24. Музей г.Киржач. Открытки, изданные С.М. Прокудиным-Горским в 1906-1907 годах на основе первых цветных фотографий. |
25. Экспозиция в музее Киржача. |
26. |
28. Свидетельство рождении С.М. Прокудин-Горского. |
Весной 1908 г. у Прокудина-Горского рождается идея сделать цветной фотопортрет своего самого выдающегося современника – писателя Льва Толстого, отмечающего свой 80-летний юбилей. Разрешение на съемку получено и 22-23 мая Прокудин-Горский проводит в Ясной Поляне, где создает, наверное, самый знаменитый фотопортрет в истории России, а также запечатлевает для потомков виды усадьбы. Напечатанный в виде открыток, журнальных иллюстраций и «настенных картин» этот портрет разошелся по всей стране, а вместе с ним – и слава о «мастере натурального цвета». 3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча с царем, подробно описанная фотографом в своих воспоминаниях 1932 г. Очарованный показанными цветными снимками, Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано за 10 лет сделать 10.000 снимков. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский хотел использовать, прежде всего, для целей народного просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны. Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение»! |
29. Экспозия также представлена старыми фотоаппаратами. |
30. Письмо благодарности из Библиотеки Конгресса США в музей г.Киржач за экспозицию. |
Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский всё больше внимания уделяет предпринимательской деятельности, делая особый упор на привлечение к своим проектам крупных капиталистов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере под фирмою «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и Ко». В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Вероятно, в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на свою коллекцию снимков. В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем Неутомимые изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате, без чего был невозможен коммерческий успех этого предприятия. Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдена. Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков. |
31. В музее проходит выставка детских работ. Школьникам дали задание нарисовать фотографии Прокудина-Горского в краске. Суздаль, церковь Петра и Павла. |
После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев продолжал вести активную деятельность в России: вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, в марте 1918 г. демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешколькного отдела Наркомпроса РСФСР. Со вступительным словом перед показом выступил сам нарком Луначарский, который оказался большим знатоком и ценителем цветной фотографии. В мае 1919 г. Прокудину-Горскому удалось собрать в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, т.к., как писал впоследствии сам фотограф, «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ». С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной; в 1921 г. у них родилась дочь Елена. |
32. Рождественский собор в Суздале. |
До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече со Львом Толстым в Ясной Поляне. Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Его могила находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Господский дом не сохранился. О старинной дворянской усадьбе напоминает только дубовая роща со следами регулярного плана и остатки каскадных прудов (http://www.travellers.ru/city-funikova-gora ). Приехав на место, я нашел только очертания прудов по склону холма рядом с грунтовой дорогой. |
33. Вид на Архангельский погост (фото 2009 года). |
34. Дорога от Фуниковой горы в сторону Архангельского погоста (фото 2009 года). |
35. Храм построен в 1814 году, ограда позднее. Здесь крестили цветного фотографа (фото 2009 года). |
36. Рядом с церковью сохранились надгробия брата деда С.М. Прокудина-Горского (фото 2009 года). |
Старые фотографии |
Планы дач генерального и специального межевания 1770 - 1886 гг. (нажмите, чтобы увеличить и попробуйте расшифровать) |
Планы дач генерального и специального межевания 1869г. (1 часть) (нажмите, чтобы увеличить и попробуйте расшифровать) |
Планы дач генерального и специального межевания 1869г. (2 часть) (нажмите, чтобы увеличить и попробуйте расшифровать) |
Так выглядела раньше церковь в Архангльском погосте, где крестил С.М. Прокудин-Горского и сохранились надгробия его рода. |
Сергей Михайлович |
Л.Н. Толстой. Фотограф: С.М. Прокудин Горский. Весной 1908 г. у Прокудина-Горского рождается идея сделать цветной фотопортрет своего самого выдающегося современника – писателя Льва Толстого, отмечающего свой 80-летний юбилей. Разрешение на съемку получено и 22-23 мая Прокудин-Горский проводит в Ясной Поляне, где создает, наверное, самый знаменитый фотопортрет в истории России, а также запечатлевает для потомков виды усадьбы. |
Фотограф: С.М. Прокудин Горский. Крестьянки в красных платьях. |
Фотограф: С.М. Прокудин Горский. К 1915 г. относится ещё одно интересное событие в творческой биографии Прокудина-Горского – создание двух замечательных юбилейных фотопортретов великого русского певца Федора Шаляпина, который был запечатлен в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем любоваться ими, несмотря не бесследно исчезнувшие негативы. |
Фотограф: С.М. Прокудин Горский. Место истока Западной Двины около дер. Карякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда. |
Старые карты |
|
1780-1790 год. Юго-восточнее Фуниковой Горы на карте обозначен "дом господский". Возможно, это дом усадьбы в Хмелево или дом в Фуниковой Горе находился юго-восточнее, а не на северо-западе деревни. |
1850 год. Фуникова Гора находится чуть выше Хмелево. |
1850 год. Фуникова Гора внизу. Слева Архангельский погост с церковью, справа вверху усадьба Козлятьево, она сейчас на территории Кольчугинского района. |
1934-1941 год. |
1986 год. В Хмелево еще в этом году сохранялся усадебный дом рядом с разрушенной церковью. |
2009 год. |
Карта съемок С.М. Прокудина-Горского (1904-1916 гг.). Щелкните, чтобы открыть большой вариант. |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information