Поговаривают, будто спиртные напитки и закуски для участников показа разливались и раскладывались по подносам чуть ли ни вплотную к книжным стеллажам. Однако, как вы уже догадались, самый большой общественный резонанс вызвала нашумевшая фотография Ингеборги Дапкунайте на столе. Исходя из заявления руководителя библиотеки, можно сделать вывод, что этот кадр все-таки не был фотошопом, как предполагалось ранее, да и вся вечеринка была «на грани».
Как и водится в таких случаях, российское общество вновь раскололось на два лагеря: одни считают показ и нашумевшую фотографию в главной библиотеке страны святотатством, а другие считают первых – ханжами. И, кажется, эта дискуссия по количеству участников и своему накалу сопоставима с обсуждением недавней выходки «современного художника» Данилы Ткаченко, который, искусства ради, сжег пол-деревни, и позабытой публикой свадьбы балерины Анастасии Волочковой в Екатерининском дворце.
Однако, я акцентирую внимание на этой проблеме не для того, чтобы осудить один из лагерей полемизирующих. Я вижу во всех аналогичных происшествиях большую проблему, которая требует взвешенного, единого решения. Существует понятие «популяризация объекта истории и культуры», которое включает в себя и информационное обеспечение, и проведение на территории этого объекта соответствующих его истории и настроению культурно-познавательных мероприятий, а также - активное привлечение молодежи к этому месту. Параллельно нему, существует понятие «приспособление памятника под современное использование», которое дает руководству и владельцу достопримечательности не только актуализировать исторический объект, но и сделать его «окупаемым». И если между двух этих терминов не существует связующего звена в виде уместности, то перед нами и возникает такое явление как кощунство.
Как же не допустить этого? Ниже я предлагаю вам свое собственное видение, как можно попытаться развешить данные вопросы. А вы согласны с этими пунктами? Чем бы вы дополнили эти меры? Целесообразны ли они в наших реалиях вообще? И как вы относитель ко всей этой истории с библиотекой и фото на столе? Под катом вы найдете и больше фото со скандального мероприятия.
Фото: инстаграм Ингеборги Дапкунайте
Фото: boscofamily.ru
Мы с вами вплотную приблизились к такому моменту, когда старая судьба многих памятников истории и культуры либо трансформируется в нечто новое и вытребованное, либо исчезнет вместе с этим объектом. Российское общество уже потихоньку начало свыкаться с тем, что все заброшенные и отчаянно нуждающиеся в спасении усадьбы не могут быть музеями, что нет ничего страшного в том, что старинные дома в крупных городах сдают в аренду представителям бизнеса, и что в бывших дворянских имениях проводятся свадьбы и юбилеи. И вот – перед нами новый вызов. Привыкнув к относительной свободе в распоряжении памятниками, общество начинает откровенно перегибать палку. Обсуждаемый случай – лишь начало. Мы обязательно еще неоднократно столкнемся с подобным явлением.
Настало время четко и прозрачно сформулировать некие общие правила, которым должны подчиняться все те мероприятия, которые проходят на территории памятных для нашей страны мест. Я считаю, что сделать это необходимо на законодательном уровне и выпустить в формате рекомендаций.
Могу вынести на ваш суд несколько соображений по этому поводу
1) Если мероприятие в государственном культурном или научном центре не носит просветительские цели и не имеет тематической направленности («Ночь в библиотеке», концерты классической музыки, дни рождения писателей и поэтов), то оно должно проходить в специально отведенных для этого местах (актовом зале, столовой, фойе и тд).
2) Детали съемок фильмов и модных фотосессий должны обговариваться с руководством объектов заранее.
3) Правила объекта едины для всех. То есть, если посетителям библиотеки, по понятным причинам, запрещается распивать в читальном зале спиртные напитки и прыгать по столам, то и гости различных мероприятий не должны этого делать. Даже если это мероприятие частное и проходит на коммерческое основе!
4) Я считаю, что термин «вандализм» нужно расширить, дополнив его признаками вандализма в отношении объектов культурного наследия. Это необходимо сделать после консультации с грамотными юристами. Навскидку могу предложить следующие признаки: намеренное искажение или порча исторического вида памятника ради «искусства», осквернение мемориальных мест и памятников и тд.
5) Проведение коммерчески-ориентированных мероприятий и праздников на территории государственных музеев и частных усадеб не должно проходить в непосредственной близости от мемориальных комнат и мест (сюда я бы отнес места фамильных захоронений, кладбища и склепы, музейные комнаты, посвященные героям страны и тд).
6) Вандализм и откровенное унижение исторического наследия на территории частных усадеб и территорий также должны наказываться.
7) Стоит серьезно рассмотреть вопрос о запрете для всех категорий посетителей государственных музеев на распитие спиртных напитков, включая посетителей коммерческих мероприятий.
8) Возможно, проблему сможет хоть как-то решить нечто вроде аналогии со списками авиадебоширов. Напакостил на территории объекта культурного наследия – понеси наказание и не появляйся на территории памятников несколько лет. Для режиссеров, актеров и дизайнеров это может быть весьма поучительным.
Кстати, другие кадры участников фотопроекта были весьма интересными и уместными.
Фото: boscofamily.ru
Journal information