Недавно мы с вами уже вскользь знакомились с 10 самыми интересными и уникальными экспонатами Богородицкого дворца. Настало время увидеть его интерьеры полностью! Этот пост был подготовлен совместно с сотрудниками Богородицкого дворца-музея на основе аудиогида по дворцу Бобринских. Выдражаю огромную благодарность всем сотрудникам музея!
А вы когда-нибудь заходили внутрь дворца? Какие детали его интерьера вас впечатлили больше всего?
Дата фотографий: 23 марта 2018 года.
В пятигранном зале со сводами некогда была детская, а сейчас в ней расположилась экспозиция, посвященная истории рода графов Бобринских «Жили мы высокими мечтами…». Центр зала занимает интерьерная композиция, включающая три предмета мебели, некогда принадлежавших Бобринским.
2.
Фисгармония – язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, выполненный в стиле модерн в США, в штате Вермонт. Она принадлежала графам Бобринским до 1918 года. Фисгармония была приобретена у поставщика Двора его Императорского Величества Циммермана в 1910-е годы.
3.
Диванчик «тет-а-тет» в стиле Гамбс датируется 1850-60-ми годами. В переводе с французского «тет-а-тет» означает «голова к голове».
4.
Деталь свадебного сервиза.
5.
6.
7.
8.
В витрине четыре кирпича прямоугольной формы с маркировкой, которая расшифровывается как «Граф Алексей Павлович Бобринский». Подобные кирпичи использовались при перестройке дворца в 1870-х гг. Они были обнаружены строителями, восстанавливавшими дворец после войны. Центральную часть витрины занимает особенный экспонат – спинка кресла. По легенде гарнитур из кресел с резными бобрами, сработанных местными мастерами, стоял в столовой на первом этаже. Украшение спинки кресла вызывает ассоциации с гербом графов Бобринских, на котором присутствует изображение бобра, напоминающего о происхождении фамилии от родового имения Бобрики.
9.
Андрей Тимофеевич Болотов – первый учёный-агроном, писатель, мемуарист, ботаник и лесовод, один из основателей помологии и физиотерапии в России. Он оставил свой след в двадцати восьми областях деятельности, написал 350 томов научных, литературных и религиозно-философских произведений, опубликовал около четырех тысяч научных работ. Болотов более 23-х лет управлял собственными волостями императрицы Екатерины Второй, сначала Киясовской Московской губернии, а потом Богородицкой Тульской губернии. С 1776 по 1797 гг. Андрей Тимофеевич вместе со своей семьёй прожил в Богородицке. Это был плодотворнейший период его жизни. За труды по управлению Болотов был удостоен монаршей наградой «Благоволение Высочайшее» и чином коллежского асессора.Перед Вами копия с автопортрета, написанного Андреем Тимофеевичем в 60-х годах XVIII столетия. Подлинник находится в Государственном Эрмитаже.
10.
11.
12.
Андрей Тимофеевич Болотов регулярно печатался в «Трудах вольного экономического общества» (Санкт-Петербург).
13.
Одним из значимых трудов Болотова, опубликованным в 1770 году на страницах «Трудов…» были «Примечания о тартофеле».
14.
С 1780 года и в течение почти десяти лет выходил болотовский журнал «Экономический магазин». Вот его полное название: «Экономический магазин, или собрание всяких экономических известий, опытов, открытий, примечаний, наставлений, записок и советов, относящихся до земледелия, скотоводства, до садов и огородов, до лугов, лесов, прудов, разных продуктов, до деревенских строений, домашних лекарств, врачебных трав и до других всяких нужных и небесполезных городским и деревенским жителям вещей. В пользу российских домостроителей и других любопытных людей образом журнала издаваемый». Не трудно догадаться, что в нём публиковались практические советы по ведению хозяйства.
15. Один из первых кодовых замков Болотова. Считается, что Андрей Тимофеевич Болотов первым в России изобрел деревянный кодовый замок. Одно из таких изобретений представлено в экспозиции Богородицкого музея, посвященной достижениям великого ученого и паркостроителя.
16.
Овальный зал первого этажа – центр дворцово-паркового ансамбля. Через распахнутые двери хорошо видна широкая березовая аллея: по ней гости въезжали в усадьбу. И она, незримо пересекая дворец по этому залу, на противоположном берегу реки переходит в улицу Екатерининскую, как ее именовали в 18 и 19 столетиях. Через большие французские окна можно полюбоваться парком и городом.
17.
А через боковые окна-двери по белокаменным ступеням спуститься к пруду, откуда и начиналось знакомство с парковыми затеями Андрея Тимофеевича Болотова двести лет назад. В XIX веке в этом зале находилась библиотека, в простенках стояли шкафы с книгами, висели фамильные портреты в овальных золоченых рамах. В настоящее время – это не только экспозиционный, но и камерный зал. Здесь проходят концерты, домашние спектакли, презентации, новогодние праздники, балы, театрализованные представления, а также торжественная регистрация браков.
18.
Стулья предназначены для гостей молодоженов, собравшихся на торжественной регистрации брака.
19.
20.
План сада в Богородицке. Пейзажный парк расположился на возвышенности. Это место Болотов назвал «ближняя часть сада» или «дворцовая горка». С запада ограничивается рекой Упертой, а с севера – глубокой лощиной, получившей название Эхоническая долина по своим акустическим свойствам. В долине Андрей Тимофеевич устроил цепочку каскадных прудов. За ней шла средняя, необработанная часть сада, далее – Церерина роща. От дворца к пруду спускалось дерновое крыльцо «о двадцати ступенях», ставшее прекрасной видовой площадкой. С востока к усадебным сооружениям подходит широкая березовая аллея. На ее продолжении стоял деревянный дом управителя А.Т. Болотова с садом и надворными постройками. Поблизости располагались лабиринт и плодовый сад в регулярном стиле.Чтобы воплотить этот план в жизнь, с окрестных мест собрали около двухсот работных людей, в основном, бобылей, пеших и конных. Их Болотов заставлял возить лес, камни, делать набережные, прокладывать дороги. Практически за одно лето здесь было посажено 10 000 деревьев и кустарников. Знаменитый богородицкий управитель очень гордился тем, что на строительство парка из казны не взял ни одного рубля.
21. План сада в Богородицке.
Несколько залов Богородицкого дворца приспособлены для проведения различных выставок.
22.
23.
Парадная лестница. Здесь была большая прихожая, которая теперь приспособлена под нужды музея и потому утратила свои первоначальные размеры. Когда-то всех входящих во дворец встречало чучело волка, держащего блюдо для визитных карточек. Теперь чучело волка стоит в нише за перилами широкой белокаменной лестницы, ведущей на второй этаж. Некогда она доходила до цокольного этажа и выглядела совсем иначе. Лестницу с дорогими железными перилами делали летом 1782 года московские мастера из найденного в волости дикого камня, причем из-за его отменной крепости работы шли очень медленно. Она «нам стоила много денег», – признавался Андрей Тимофеевич Болотов. В 19 веке лестницу сделали из светло-желтого дерева, и «она приятно скрипела под ногами».
На ее стенах из черного дуба, начиная снизу, размещалась большая коллекция оружия времен Севастопольской обороны, три картины Юбера Робера и 12 полотен «Времена года» школы итальянского художника 16 века Бассано. В настоящее время парадную лестницу украшают две картины: «Богородицкий дворец», художник Игорь Тарнов и «Прогулка Екатерины Великой», художник Георгий Шишкин. Сюжет этой работы – легенда, рассказывающая о том, как императрица обронила веер и повелела именно так – в виде распахнутого веера – расположить улицы города Богородицка. Эта картина передана в дар музею коллекционером из Франции Мартыновой Надеждой Алексеевной. С лестницы через окно-дверь можно было пройти на балкон, который с конца 19 века был крытым. На втором парадном этаже находились лучшие комнаты. Располагались они анфиладой, то есть двери каждой комнаты располагались на одной оси. Анфилада служила выставкой богатств владельца – через открытые двери раскрывалось все великолепие интерьеров, блестящая хрустальная феерия светильников.
24. Парадная лестница.
А вот так выглядел дворец Бобринских после Великой Отечественной войны.
25.
26.
Часы «Ле Руа». Эти часы были изготовлены в Париже в начале XIX века и являются редким экземпляром, выпущенным известной фирмой «Ле Руа», о чем и гласит надпись на циферблате. Эту фирму основал придворный часовщик Людовика XV Жюльен Ле Руа. Часы украшает бюст Наполеона Бонапарта. Часы стоят на небольшом шкафчике работы Гамбса, украшенном гермами – накладными столбиками с египетскими головками. Его назначение - хранение бумаги. Часы имеют загадочную репутацию. Бывали случаи, когда они загадочным образом вновь начинали ходить и столь же внезапно прекращали свою работу.
27. Часы "Ле Руа".
Столик со шторкой. Столик со шторкой - музейная редкость - свое название получил из-за дверцы: она открывается и закрывается как шторка. Столик карельской березы, произведенный в России в конце 18 – начале 19 веков, имеет овальную форму. Он предназначался для ночной вазы, обычное место расположения которых, спальня. Ночные вазы были выполнены из эмалированного металла, стекла или керамики, имели одну ручку или две ручки и закрывались крышкой. Ночные горшки были привычным предметом обихода. В богородицком дворце в начале 20 века возможно была туалетная комната в современном понимании. Во время реставрационных работ был обнаружен отходящий от фундамента ров, обложенный кирпичом, предположительно, для канализационного желоба. Многие туристы по сей день не представляют, насколько интимное значение имел этот предмет, часто путая его с прикроватным столиком.
28. Столик со шторкой.
29.
Мужской кабинет обставлен по моде начала XIX века и декорирован в темно-зеленых тонах. Кабинет – это единственное место в доме, где позволялось выкурить трубку. От курительного дыма портился цвет стен и обивки. А на зеленом это было менее заметно.
В кабинете «скромная» бронзовая люстра, напоминающая ажурную золотую корзину. Второй бронзовый предмет – часы. Они изготовлены в Париже в начале XIX века и являются редким экземпляром, выпущенным известной фирмой Ле Руа, о чем и гласит надпись на циферблате. Эту фирму основал придворный часовщик Людовика XV Жюльен Ле Руа. Часы украшает бюст Наполеона Бонапарта.
Часы стоят на небольшом шкафчике работы Гамбса, украшенном гермами – накладными столбиками с египетскими головками. Его назначение - хранение бумаги.Функции хранения несет и комод красного дерева с бронзовыми накладками, выполненный в стиле «жакоб». Непременный атрибут кабинета – стол-бюро с раскидной крышкой, изнутри оклеенной зеленым сукном.
30. Интерьеры кабинета.
31.
32. Спальня во дворце графов Бобринских.
33.
34.
Кресла в гостиной выполнены из тополя. Тополь, или паплевое дерево, близок к березе как по цвету, так и по структуре древесины, и в одном гарнитуре могли сочетаться два сорта фанеровки. Эта мебель поступила в музей в 1982 году и после реставрации она заняла достойное место в экспозиции.
35.
Эта мраморная скульптура, изображающая спящего ребенка, официально называется «Спящий путти». Путти – в переводе с итальянского – дети. Но перед нами один младенец, поэтому правильно было бы произнести вместо «путти» - «путто». Но это слово, не прижилось. Изображение маленьких детей в классическом искусстве восходит к античным купидонам или амурам. Поэтому для эпох раннего классицизма и ампира подобные образы становятся традиционными. Не сложно прийти к выводу, что скульптура спящего мальчика, высеченная из белоснежного итальянского мрамора неизвестным скульптором в середине XIX века, это изображение Амура. На это указывает и колчан со стрелами. Автор создал удивительно трогательное изображение ребенка. Чудесное создание спит сладким ангельским сном. Скульптура поступила в Богородицкий музей в 1995 году из музейно-выставочного центра «РОСИЗО».
36. Спящий Путти.
37.
38.
39.
Портрет Софьи Бобринской, урожденной Шуваловой - копия с работы великого русского художника XIX века Карла Брюллова. Портрет был написан им незадолго до отъезда в Италию в 1849 году и стал последней его работой, выполненной в России. Брюллов изобразил Софью во время прогулки по пейзажному парку в окрестностях Петербурга августовским днем.
Тёмные волосы девушки собраны в изящную и очень модную в то время прическу - бандо. Атласное платье цвета слоновой кости украшает берта-оборка из полупрозрачного кружева «малин». С плеч спадает черная ажурная шаль из кружев валансьен. Ее талия в 33 см и бледность кожи слыли эталоном красоты. Всё внимание девушки обращено к цветку в ее руке— красному георгину. Он, как и графиня, наделен удивительной красотой, очарованием и никого не оставлял равнодушным, но обладал некой таинственностью.
Если верить воспоминаниям Анны Федоровны Тютчевой, дочери известного поэта, мемуаристке и фрейлине Высочайшего двора, в конце 1840-х годов в очень красивую дочь графа Шувалова Софью был влюблен принц Александр Гессен-Дармштадтский и намеревался на ней жениться, но император Николай I наложил категорический запрет на этот брак.
Софья Шувалова обвенчалась с графом Александром Алексеевичем Бобринским - правнуком императрицы Екатерины II . Она прожила долгую и счастливую семейную жизнь. Умерла в 1912 году, в возрасте 83-х лет. Погребена в Смеле, родовом имении Бобринских.
Копия портрета выполнена художницей Еленой Беловой-Романовой в 1991 году. Оригинал находится в Государственном Эрмитаже. До революции 1917 года портрет украшал дворец Бобринских в Санкт-Петербурге на Галерной улице.
40.
41.
42.
43. Бальный зал.
Перед вами - гостиная первой четверти 19 века, обставленная мебелью красного дерева. Центр гостиной - большой преддиванный стол с восьмигранной столешницей и выдвижными ящиками. Шесть одинаковых кресел с ажурными спинками, украшенными пальметтами и диван являются гордостью музейной коллекции. Спинки в такой мебели, как правило, не покрывались мягкой обивкой.
44. Мебель в гостиной. Роскошь и изящество.
45. Музыкальные каминные часы.
46.
47.
48.
Портрет И.Е. Старова работы художника Ермолая Камеженкова, выполненная им в конце 1790-х гг. Иван Егорович Старов - автор таких знаменитых проектов, как Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Иван Егорович является автором проектов дворцовых ансамблей в Богородицке и селе Бобрики Тульской губернии, выполненных по заказу императрицы Екатерины II в 1771 году.
Родился Старов в Москве в 1744 году в семье дьякона. Образование получил в Петербургской Академии художеств. За выдающиеся успехи на выпускном экзамене был награждён золотой медалью и шпагой - знаком принадлежности к дворянскому сословию, и отправлен в пенсионерскую поездку во Францию и Италию для расширения своего кругозора изучением «славнейших древностей». В Петербург Старов вернулся в 1768 году. С 1791 года Старов - член Совета Академии Художеств.
Ермолай Камеженков родился в 1760 году, был крепостным Тверского архиерейского дома, обучался иконописному мастерству. Способного юношу отослали в Петербург, где он продолжил обучение. В 1785 году вышел указ об освобождении Камеженкова от крепостной зависимости. Академия художеств ценила талант и мастерство живописца: в 1794 году ему присвоили звание академика. Работы живописца хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, в Тверской областной картинной галерее.
49. Зал, посвященный творчеству архитектора Старова.
50.
Эта красавица уникальна и прекрасна! Мраморная скульптура «Нимфа Арнина». Она является уменьшенной копией скульптуры, созданной крупнейшим мастером Италии XIX века Лоренцо Бартолини в 1825 году. Он родился в 1777 году в провинции Тоскана. В двадцать два года переехал во Францию. Ряд работ принесли ему славу, и Бартолини получил множество заказов. В частности, он выполнил бюст Наполеона Бонапарта, за который ему позволили создать свою школу скульптуры. Затем возвратился в Италию и обосновался во Флоренции. С 1839 Лоренцо Бартолини возглавлял кафедру скульптуры в Академии художеств.
Подлинная скульптура «Нимфа Арнина» долгое время считалась утраченной, пока ее в 2013 году не обнаружил ученый Джон Браун в частной английской коллекции. До этого о ней знали только по ее «сестре» - гипсовой копии, которая хранится до сих пор во Флоренции. В конце 2014 - начале 2015 года скульптура была главным экспонатом на выставке «Арнина Лоренцо Бартолини» в Галерее Академии. Такое название статуя получила в честь нимфы реки Арно. «Нимфа Арнина» признана одним из главных творений Бартолини. Путь в Россию этой статуи остается пока загадкой.
51. Статуя "Нимфа Арника".
Каминные часы на подставке произведены во Франции в первой половине XIX века. Корпус часов бронзовый с золочением, украшен фигуркой мсузы Полигимнией с лирой. Деревянная подставка часов с фигурными бронзовыми накладками, является музыкальной шкатулкой, которая имеет на корпусе отверстие для завода ключом и три рычажка для переключения мелодий. Надпись на шкатулке «Silence Musique Аutre Même Continue Musique», в переводе с французского означает «Как только музыка затихает, другая тут же продолжается». Раньше шкатулка играла несколько дивных мелодий, напоминающих перезвон маленьких колокольчиков, но сейчас она молчит. Остановился и ход часов – повреждены временем механизмы.
Данный вид часов свою историю ведет с XVII столетия. Не менее важную роль, чем сам механизм, играло и оформление корпуса часов. Многие из них были скорее произведением искусства, чем служили своему первоначальному назначению.
52. Музыкальные каминные часы.
Масляный светильник французской работы начала XIX века выполнен из бронзы. Он украшен фигурой грифона – мифологического крылатого существа с туловищем льва и головой орла. Ручка светильника выполнена в форме двух перевитых змей. Змея – символ, связанный с плодородием земли и очагом. Тулово украшено гирляндой из пальмовых листьев.
Светильник сделан в древнем стиле и напоминает античную масляную лампу. Имеет носик для вливания масла и отверстие для фитиля. Работал такой осветительный прибор по примеру керосиновой лампы. Украшая свой дом подобными предметами, хозяин показывал не только свой утонченный вкус, но и материальный достаток.
53. Масляный светильник.
54.
55.
Непременным атрибутом интерьеров со второй половины XVIII века становится столик, которые своей необычной формой выделялся на фоне прочей мебели. Это столик - «бобик». Такому необычному названию он обязан причудливой форме столешнице, напоминающей зерно боба в разрезе. В России на них первой обратила внимание Екатерина II: в ее личных покоях их насчитывалось более двух десятков. За столиком-бобиком она пила утренний кофий, разбирала письма, вела дневник и принимала важных сановников. Благодаря императрице мода на них стала повсеместной. Столик-бобик, ставший одним из первых экспонатов музея, изготовлен из карельской березы в 1810-х годах. Его главным украшением являются ножки, выполненные в виде изогнутых лебединых шей, плавно переходящих в львиные лапы.
56.
57. В кабинете.
58.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru
Journal information