Одним из таких уникальных объектов и стала наша сегодняшняя героиня-усадьба, которая находится на берегу реки Котра и в 32 километрах от города Гродно. Имение Кашубницы внешне несколько отличается от привычных нам русских деревянных усадеб. В ней есть какой-то особенный западный колорит. Рядом с этой панской усадьбой расположен старинный деревянный костел, погост и роскошный парк, планировка которого замечательно сохранилась. Этой усадьбе удалось уцелеть в начале XX века, пережить Вторую мировую войну и непростое советское время. Но в наше время она подверглась максимальному разорению. Техническая изношенность, набеги вандалов и смена собственников – все это «запускает» обратный отсчет в жизни этого белорусского имения.
Как история усадьбы Кашубницы связана с иезуитами? Кем были ее самые знаменитые владельцы и почему это известное панское семейство очень уважали местные крестьяне? Что стало с усадьбой в советские годы и какой шанс на возрождение имеет в наши дни? И, кстати: вы что-нибудь слышали об этой усадьбе? Какие старинные белорусские поместья вы видели своими глазами?
Фото Родиона Павлюченкова.
В 32 километрах от города Гродно и 5 километрах на север от Скиделя, на берегу реки Котра, являющийся правым притоком Немана, лежат Кашубинцы – небольшая деревня. На её западной оконечности сохранился деревянный усадебный дом, стоящий в окружении пейзажного парка.
2. Главный усадебный дом.
В XVIII веке эти земли принадлежали иезуитам, построившие, предположительно в середине XVIII в., на окраине деревни деревянный однонефный костел, украшенный на главном фасаде двумя башнями.
3.
Позднее земли иезуитов принадлежали семьям Хрептовичей, Данкевичей и Бочейко. В 1783 году кашубинский фольварк с дворами Кашубинцы, Гушчицы и Карашево входил в состав Гродненской экономии. По данным инвентарей 1821,1844,1856 и 1857 г.г. Кашубинцы относились к имению Котра, владельцем которого являлся Франц Богатко. Имение было конфисковано за участие владельцев в Январском восстании. В 1872 г. имением владела дочь повстанца Мария Богатко. Ей принадлежало 658 десятин земли. В 1890 г. имение Котра с фольварком Кашубинцы (668 десятин) принадлежало Марии Мыслицкой.
4.
5. Рядом с костелом расположено кладбище, на котором можно увидеть множество старинных захоронений и необычных монументов.
После Первой Мировой войны, когда Польша вновь обрела независимость Гродненщина вошла в состав вновь образованного государства. Последним владельцем Кашубинцев был Марианн Богатко – Блавдевич герба Помян. Политик и общественный деятель Марианн Блавдевич поддерживал деятельность Гродненского театра им. Э. Ожешко в городе Гродно, организовывал краеведческие экспедиции, был председателем Społecznego Komitetu Obywatelskiego в Гродно, поддерживал различные культурно – просветительские мероприятия (инициативы). Его жена Мария Блавдевич урожденная Станишевская была очень энергичная женщина, которая занималась ведением хозяйства, развитием образования и культуры в имении. В частности, в летний период, в усадьбе устраивались литературно-музыкальные вечера.
6. Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
7.
8.
9.
Сохранились сведения и о планировке усадьбы. Центром композиции является деревянный усадебный дом (38,5 х 12,5 – 14 м.), построенный в 1873 г. в формах традиционного шляхетского дома помещика средней руки. Первоначально дом с мезонином имел симметричную планировку (31 х 12,5 м). Позже к зданию было пристроено крыло в виде флигеля (14 х 10,5 м.), которое соединено переходом длиной 7 м. с главным зданием. Парадный вход подчеркнут четерехколонным портиком с треугольным фронтоном. Над входом, на всю ширину ризалита размещен балкон с балюстрадой.
10.
11.
Перед домом располагался большой газон круглой формы, к которому подводила въездная липовая аллея протяженностью 100 и шириной 8 метров. Живописной частью усадьбы является овраг с водотоком, впадающим в реку Котру. На берегу реки сохранилась разрушенная дамба, питавшая три пруда, два из которых ныне частично заболочены. Вдоль гребня оврага проходит аллея из липы и дуба, которая визуально увеличивает небольшой парк, выводя в березовую рощу и на поле.
12. Старинная аллея.
По краю газона среди деревьев парка стояли служебные здания. Добротной плотницкой работой выделялся спихлер с галереями. В усадьбе имелся хозяйственный двор с коровником на 200 голов, мельница из красного кирпича, а за костелом размещался кирпичный завод. Владельцы усадьбы Кашубницы были известными во всей округе меценатами. Они помогали местным жителям бороться с голодом, бесплатно выдавали им зерно и предоставляли им возможность на льготных условиях пользоваться землями.
13.
14.
После Второй Мировой войны мало что уцелело от многочисленных хозяйственных построек обширного имения. Сохранился усадебный дом, в котором последовательно размещались деревенская школа, клуб, общежитие. Единственным обитателем дома никогда его не покидавшим была няня детей последних хозяев усадьбы Валентина Лукьяновна Коршаковская. Благодаря её заботе дом уцелел. Она и умерла здесь, во флигеле усадебного дома. Её брат, сын управляющего имением, служившего у последних владельцев Николай Лукьянович Коршаковский принадлежащий православному вероисповеданию, спас часть икон из Кашубинского костела, которые вновь украшают интерьер католической святыни. Дядя Коля – Николай Коршаковский сохранил самые светлые воспоминания, связанные с жизнью в усадьбе и, о её владельцах. Он же отыскал надгробие супруги последнего владельца усадьбы Марии.
15.
16. Один из прудов усадебного парка
Список можно продолжить еще многими известными именами. Всех этих людей объединяет то, что они сами или их ближайшие родственники принимали деятельное участие в польских восстаниях. А также их связь с белорусской землей.
17.
18.
Сейчас усадьба остро нуждается в спасении. Несколько лет назад собственники хотели превратить ее в музей, однако на реализацию этой идеи не хватило средств. Сейчас план приспособления усадьбы активно обсуждается местными активистами. А пока они делают первые шаги в возрождении усадьбы – рассказывают о ней небезразличным читателям из России и Беларуси.
20.
21.
22. Захоронение Антонины и Константина Выгановских, владельцев имения Котра.
23. Костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 1740 - е. 1773.
24. Липовая подъездная аллея.
25. Надгробие Марии Блавдевич. Ум. в 1930 г. в возрасте 48 лет.
26. Надгробие Станислава Козловского. 1898 г.
27. Один из прудов усадебного парка.
28. Река Котра. Из реки питались три пруда в усадебном парке.
29. Фрагмент надгробия Станислава Козловского.
Открытки с видами усадьбы.
Просим всех неравнодушных к судьбе усадьбы обращаться по почте rpavlyuchenkov@bk.ru
Journal information