Как с помощью относительно небольших затрат и не дожидаясь крупных субсидий на реставрацию превратить заброшенную усадьбу в востребованное культурное пространство?
Проект, который я хочу показать вам сегодня, касается известной и любимой всеми усадьбы Полибино. Мои постоянные читатели знают о том, что на протяжении нескольких лет все небезразличное сообщество: липецкие власти и краеведы, историки и искусствоведы, блогеры и волонтеры, ищут способы подарить новую жизнь усадьбе выдающегося мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. Принимая во внимание значимость усадьбы, ее большую площадь и степень аварийности, все мы понимаем, что на восстановление Полибино необходимо потратить огромные средства. Но, к сожалению, их источником могут стать только крупная субсидия из федерального или колоссальные пожертвования меценатов. Ни того, ни другого, у Полибино пока нет. И что теперь? Тупик? Смотреть на то, как Полибино разрушается? Возможно ли спасти усадьбу и превратить ее в живое, людное место, потратив на это относительно небольшую сумму денег?
Решение этой непростой задачи предложили выпускники Британской высшей школы дизайна Юлия Кузьмина и Полина Цветкова, которые создали дипломную работу по приспособлению Полибино под руководством опытных наставников, дизайнеров и преподавателей Школы Екатерины Григорьевой и Елены Бабкиной. Представители Британской школы дизайна обратились ко мне за консультацией по поводу усадьбы этой весной. Ранее, мы с дизайнерами уже сотрудничали в предыдущие годы.
Проект дизайнерского тандема предполагает создание в усадьбе арт-резиденции для молодых художников. Все дизайнерские решения учитывают особый статус усадьбы как памятника культурного наследия и не предполагают никаких перепланировок и прочих фундаментальных изменений.
Работа молодых дизайнеров выполнена в минималистическом стиле и предполагает наличия в усадьбе много света, белых цветовых оттенков, интересной мебели и аксессуаров. На первом этаже находятся общественные зоны. По левую сторону от центрального входа располагается зона рецепции, по правую – гардероб и санузлы. Здесь же находятся переговорная, сувенирный магазин, детская комната, хранилище для экспонатов. Также дизайнеры смогли найти удобное расположение для лифта для людей с ограниченными возможностями. Основную площадь здания занимает выставочное пространство. На первом этаже это зоны для инсталляций. По парадной лестнице можно подняться на второй этаж и попасть в основной зал выставки. Она имеет анфиладную структуру. Также на втором этаже располагается киноконцертный зал. Левый флигель занимают номера, а также ресторан и бар. Правый флигель занимают мастерские, библиотека и номера. Номер, прилегающий к мастерским, является апарт-номером с собственной кухней. У номеров категории "люкс" на втором этаже имеется свой личный бар. Под катом вы сможете увидеть проект Юлии Кузьминой и Полины Цветковой в мельчайших подробностях!
Кстати: уже на следующих выходных, с 21 по 22 июля, мы с "Усадебным экспрессом" совершим большой тур по Липецкой области, во время которого посетим усадьбу Полибино и полюбуемся ее красотой! Осталось всего несколько мест. Присоединяйтесь к нам!
И, кстати: как вам проект? Вам нравится такая концепция постепенного спасения Полибино? Хотели бы вы посетить подобную арт-резиденцию?
Далее - текст из презентации молодых дизайнеров.
2.
В своем проекте мы, прежде всего, постарались воссоздать ощущение и атмосферу расслабленной жизни старинной усадьбы минимальными средствами и визуальными приемами. Усадьба Полибино находится в Липецкой области Данковского района в 300 км от Москвы, вблизи Куликова поля. Усадебный комплекс в селе Полибино сложился в конце XVIII – начале XIX, построен Дмитрием Степановичем Нечаевым. Здесь был построен роскошный усадебный дом, сооружены хозяйственные постройки, разбиты сады, парки и пруды.
3.
Главный усадебный дом построен в классическом стиле. Он призван был служить хозяевам домом и местом для балов и великосветских приемов. За левым флигелем находится первая в мире водонапорная башня гиперболоидной конструкции В.Г.Шухова, она смонтирована в усадьбе под его непосредственным руководством.
В дальнейшем усадьба переходила от отца к сыну и самым именитым владельцем стал Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834 — 1913) — русский меценат, фабрикант, дипломат, владелец стекольных заводов, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод. В историю он вошел как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ГМИИ имени А. С. Пушкина) в Москве, пожертвовав на его строительство основную сумму денег (более 2 000 000 из 2 600 000 рублей). Также во времена Нечаевых в усадьбе находился музей Куликовской битвы.
Время не пощадило усадьбу и главный дом. После смерти владельца в 1917 году усадьба была национализирована. Часть имущества, находящегося в ней, была разграблена. Другая часть была передана на нужды в партийные учреждения. Часть экспонатов музея Куликовской битвы и коллекции картин были вывезены в Рязанский губернский народный музей. В советские годы здесь находились правление колхоза, библиотека, клуб, общежитие, школа.В 2014 году местными властями было принято решение о реставрации усадьбы и благоустройстве парка. Однако, восстановительные работы ведутся очень медленно, а усадьба продолжает ветшать. На слайде вы видите самые сохранившиеся архитектурные элементы: резные двери, дубовый паркет и лепнину.
4.
Мы решили наделить усадьбу несколькими функциями и создать в её интерьерах арт- резиденцию для молодых художников, для которых это будет не только возможностью поработать в студии, но и погрузиться в новый контекст, встретить единомышленников, учиться, перенимать опыт, демонстрировать свои работы. Также мы уверены, что усадьба и близлежащие достопримечательности Липецкой и Тульской областей привлекут туристов, для которых предусмотрены гостиничные номера, зоны питания и развлечений.
Так как здание является памятником культурного наследия, мы придерживались его планировочного решения без внесения изменений. Усадебный комплекс состоит из трех частей: центрального здания и двух павильонов, соединенных с ним крытой колоннадой.
На первом этаже находятся общественные зоны. По левую сторону от центрального входа располагается зона рецепции, по правую – гардероб и санузлы. Здесь же находятся переговорная, сувенирный магазин, детская комната, хранилище для экспонатов. Также мы смогли найти удобное расположение для лифта для людей с ограниченными возможностями. Основную площадь здания занимает выставочное пространство. На первом этаже это зоны для инсталляций. По парадной лестнице мы поднимаемся на второй этаж и попадаем в основной зал выставки. Она имеет анфиладную структуру. Также на втором этаже располагается киноконцертный зал.
Левый флигель занимают номера, а также ресторан и бар.Правый флигель занимают мастерские, библиотека и номера. Номер, прилегающий к мастерским, является апарт-номером с собственной кухней. У номеров категории люкс на втором этаже имеется свой личный бар.
На фото вид первого этажа от центрального входа в его текущем состоянии. Весь этаж имеет сводчатые низкие потолки и небогат декоративными элементами, чем сильно отличается от второго.
5.
6.
Мы решили придерживаться этой линии и не вносить новых декоративных элементов, а подчеркнуть красоту разрушения и увядания, сделав трещину в стене основным акцентом зоны рецепции, заключив ее в раму.
7.
Сухоцветы в вазе - еще один декоративный элемент, подчеркивающий концепцию и не требующий никаких вложений.Усадьба отапливалась печами, сожалению, большинство их не сохранилось. По останкам удалось определить, что в этом месте находилась печь, но, не зная ее первоначального вида, мы решили выбрать простые формы и отделку плиткой ручной работы.Диваны производства российской столярной мастерской Dubihome.
8.
Так сейчас выглядит анфилада второго этажа центрального здания. Справа наиболее сохранившаяся изразцовая печь, которую мы предлагаем оставить в неизменном виде для демонстрации старинной кладки и отделки.
9.
Сохранившиеся резные двери мы хотели бы восстановить и этот же рисунок повторить в новых дверях.В центральном зале анфилады сохранился небольшой участок старинного паркета, узор которого мы решили воссоздать более практичным и демократичным способом. Глезаль, смешанная с краской, наносится через трафарет вручную на пол из микробетона, сверху покрывается в три слоя профессиональным полиуретановым двухкомпонентным сверхпрочным лаком. Светильники в виде облаков создают интересный ритм.
Российский производитель Paper-design может произвести такие светильники из огнеупорной бумаги DropPaper®, что важно для общественных помещений.
10.
Так сейчас выглядит центральный зал выставочного пространства.
11.
В этом зале сохранилась одна из старых печей, вокруг которой мы решили создать корнер, законсервировав текущее состояние усадьбы. В этой зоне мы расположили портрет Юрия Степановича Нечаева-Мальцова и фотографию усадьбы начала XX века. В этом и других помещениях мы предполагаем размещение временных и постоянных экспозиций, а также работ художников арт-резиденции. Возможно, здесь могли бы проходить выездные выставки Пушкинского музея.
12.
Сохранившийся потолок занимает только часть помещения, сверху располагается третий этаж, на котором могла бы размещаться административная часть арт- резиденции, помещения для постоянного персонала. Третий этаж отгорожен от второго прозрачными перилами.
13.
Сохранившийся потолок занимает только часть помещения, сверху располагается третий этаж, на котором могла бы размещаться административная часть арт- резиденции, помещения для постоянного персонала. Третий этаж отгорожен от второго прозрачными перилами.
14.
15.
Киноконцертный зал примыкает к выставке. Из мебели складные стулья в льняных чехлах, старинный рояль. Здесь могут проходить концерты, лекции и другие мероприятия.
16.
Это же помещение может использоваться как кинозал, если развернуть кресла в обратную сторону. Во время выставок здесь могут демонстрироваться документальные фильмы, поддерживающие тему экспозиции.
17.
По периметру круглого зала мы установили мягкие сидения с подушками в льняной обивке. Над столиками керамические светильники.
18.
Стулья производства российской столярной мастерской Dubihome изготовлены из березы без использования железа и гвоздей.Спинки стульев крепятся на соединение, называемое на Руси “сковородень” или сейчас “ласточкин хвост”. Оно имеет максимальную прочность сцепления и объединяет спинку с задними ножками в единый цельный массив.
19.
Основным декоративным элементом является большой купол над круглой барной стойкой - отсылка к позолоченным куполам русских церквей. Купол покрыт изнутри серебряной поталью, а сверху меловой краской. Купол выполнен из жидковспененного пенопласта, часто используемого для изготовления сводов хамамов – легкий и пожаробезопасный материал, что важно для общественных пространств. Барные стулья - Dubihome.
20.
На фото текущее состояние бара, находящегося в левом флигеле на втором этаже.
21.
Наборный паркет предполагается собрать из оставшихся в этих помещениях старинных плашек паркета и чернового пола, дав им новую жизнь. На месте камина находилась печь, она не сохранилась. Мы решили создать современную версию – биокамин, покрытый матовой черной краской. Сохранившиеся двери номера теперь являются дверцами платяного шкафа.Стул грузинского бренда Rooms – этнический, архаичный, но в то же время современный стул ручной работы из старинного дерева. В нише бра из керамики.
22.
Над столом Донская икона Божией Матери. Во вкладной книге Донского монастыря имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Ивановичу Донскому в канун Куликовской битвы (8 сентября 1380 года). Оригинальная икона находится в Третьяковской галерее.
23.
На другой стене круглый холст, покрытый краской, арт-объект - символическое изображение боевого щита древних воинов. Под журнальный стол мы приспособили скамью Дениса Милованова (SOHA Concept). В его мастерской рубят, пилят и обтесывают огромные куски старого дуба, а затем по древнерусской технологии вываривают их в льняном масле, превращая в массивную мебель в духе примитивизма. Одна из главных особенностей мебели и объектов Дениса Милованова в том, что они трескаются, несмотря на то, что сделаны из массива дуба. Этот, на первый взгляд, дефект становится их художественной особенностью. Красота в несовершенстве. Письменный стол, диван в белой льняной обивке и система хранения могут быть выполнены в мастерской Dubihome по эскизам дизайнеров проекта. На полу круглый шерстяной ковер.
24.
Перегородки этого помещения разрушены, оно стало вытянутым и непропорциональным, поэтому мы решили разделить его ширмой на зоны спальни и ванной комнаты. Ширма – Денис Милованов (SOHA Concept). Кровать в льняной обивке.Старинная скамья.Над проходами по бокам кровати подвесные трековые светильники.
25.
На этом месте, в полу, раньше находилась ванна, мы решили оставить комнате ее историческую функцию.В качестве ванны мы взяли деревянную купель диаметром 1600мм. Она установлена на подложку из известняка с водоотталкивающей обработкой. Светильник из негорючей бумаги в виде облака для создания умиротворяющей атмосферы.
26.
27.
На фото круглый зал второго этажа правого флигеля. Из-за разрушения пола обнажился кирпичный свод первого этажа и лаги, несущие остатки старинного паркета. Мы решили накрыть купол стеклянным полом, чтобы гости имели возможность видеть старинную сводчатую кладку, являющуюся важным элементом архитектуры своего времени. Это помещение выполняет функцию приватного бара для двух номеров люкс.
28.
В качестве декора лобби мы используем хрусталь с мальцевской резьбой, отдавая дань уважения бывшему владельцу усадьбы и Гусевского хрустального завода. Мебель Dubihome по эскизам дизайнеров.
29.
30.
Мы не стремились отреставрировать помещения, буквально воссоздав конкретную эпоху, но мы сохранили все элементы, которые было возможно сохранить, попытавшись осуществить консервацию их естественного увядания и разрушения. В целом же мы создали современный интерьер, но родившийся из истории, учитывающий историческую функцию усадьбы.
Сохранившиеся участки паркета и дверей, которым более 200 лет, стали превосходным фоном для минималистичной современной мебели, при создании которой также использованы старинные техники работы с деревом и тканью. Мы считаем, что, придав новую функцию усадьбе, можно привлечь внимание к ее восстановлению, и надеемся на проявление интереса к важным памятникам архитектуры.
31.
Эту лестницу я снимал в первый раз в 2015 году.
32.
В 2017 году она уже выглядела вот так.
33.
Далее несколько неопубликованых моих снимков Полибино 2017 года.
34.
А здесь вы сможете найти проект приспособления под современное использование усадьбы Знаменское-Раек в Тверской области, который тоже был выполнен выпускницей Британской школы дизайна.
35. Башня Шухова.
36. Здесь долгие годы жил хранитель усадьбы.
37.
38. Попытки недавней реставрации одноги из флигелей усадьбы.
39.
Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru
Journal information