В каком году была построена станция «Гороховец»? Как на ее современный облик повлиял император Николай Второй? Почему дома для железнодорожников на станции «Гороховец» ряд исследователей без преувеличения называют усадьбами? Что роднит станцию «Гороховец» и здание железнодорожного вокзала во Владимире?
В этом посте вы найдете краткую информацию о самых интересных моментах истории станции «Гороховец», а также – мои туристические советы для всех, кто планирует прибыть на станцию «Гороховец» на поезде. Кстати: я приехал на станцию очень вовремя. Через несколько дней в Гороховце состоится большой праздник – 850-летие этого славного города. К этой дате местные власти навели идеальный порядок на станции. А я рад показать вам старинную станцию «Гороховец» именно такой – красивой, ухоженной и благоустроенной!
А вы когда-нибудь видели эту станцию? Были в самом Гороховце? Если вы неравнодушны к железнодорожной тематике и интересуетесь старинными станциями, то я рекомендую вам также ознакомиться с моим постом о знаменитой станции «Жданка» в городе Богородицке.
2. Схема станции из книги "Своды памятников Владимирской области", том 2.
Железнодорожная станция «Гороховец» находится в деревне Великово, что в нескольких километрах от самого старинного Гороховца. Появление этой станции связано с открытием в 1862 году железнодорожного сообщения по линии «Москва – Нижний Новгород». При этом, станции «Гороховец» не была уготовлена посредственная участь. Она планировалась и строилась как одна из пяти самых важных станций на указанном направлении.
3. Багажный сарай, часовня и вокзал.
Центром станции стало здание железнодорожного вокзала, построенного по типовому проекту тех лет. Гороховецкий вокзал сохранил в себе дух и архитектурные черты ушедшей эпохи. В нем мы видим элементы позднего классицизма. Здание вокзала состоит, собственно, из вестибюля, и двух залов ожидания. Сейчас историческая планировка этой постройки также сохранена. Рядом с вокзалом расположено здание багажного сарая – типичного элемента станционных комплексов ушедших лет. На здании выложена дата его постройки – 1909 год. Примечательно, что здание железнодорожного вокзала в Гороховце считается «младшим братом» здания железнодорожного вокзала во Владимире, которое существовало до революции. Если мы посмотрим на архивные фото несуществующего ныне старинного владимирского вокзала и сравним его с вокзалом в Гороховце, то, действительно, найдем сходства.
4. Вокзал во Владимире.
5. Название станции выполнено на старинный манер, вверху часы с серпом и молотом.
6. Служебная постройка и депо.
Дальше я хотел бы рассказать про водонапорную башню, если бы она не была утрачена несколько лет назад.
7. Место водонапорной башни.
И, конечно же, одной из самых знаковых построек, расположенных на станции, является часовня. Она была построена ориентировочно в 1901-1903 годах. Часовню освятили в честь Николая Чудотворца, который является покровителем путников, что очень символично для часовни при станции. Однако, история Никольской часовни связана с одним из важнейших событий в истории станции «Горохоцец», а именно – с визитом последнего русского императора Николая Второго. Император посетил станцию в 1896 году. Этот визит произвел настоящий фурор среди местных жителей. Императора радушно встречали хлебом-солью и наилучшими пожеланиями. Решение увековечить это событие строительством часовни было общенародной инициативой. Миниатюрное здание часовенки выполнено в упрощенных формах русского стиля. Здание сильно пострадало в советские годы – лишилось купола и других элементов. Однако, немногие знают о том, что советские власти хотели, и вовсе, уничтожить часовню. Тогда им помешал начальник станции П. И. Рябков, которому мы с вами должны быть очень благодарны.
8. От Гороховца ходит пригородная электричка в Нижний Новгород.
Journal information