Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Станция «ГОРОХОВЕЦ», Владимирская область

Буквально позавчера я вернулся из поездки по старинным городам Владимирской области и с удовольствием начинаю делиться с вами материалами! Первым пунктом моего путешествия стала старинная и очень красивая станция «Гороховец», которая находится в нескольких километрах от одноименного города. Станция «Гороховец» является самостоятельной достопримечательностью и заслуживает пристального внимания всех тех, кто неравнодушен к истории и железным дорогам. Почему? Присмотритесь: на территории станции сохранилось множество вокзальных построек, каждая из которых была построена до революции! Это и само здание вокзала, и депо, и багажный сарай, и несколько жилых построек. Нет только водонапорной башни, утраченной несколько лет назад.

В каком году была построена станция «Гороховец»? Как на ее современный облик повлиял император Николай Второй? Почему дома для железнодорожников на станции «Гороховец» ряд исследователей без преувеличения называют усадьбами? Что роднит станцию «Гороховец» и здание железнодорожного вокзала во Владимире?

В этом посте вы найдете краткую информацию о самых интересных моментах истории станции «Гороховец», а также – мои туристические советы для всех, кто планирует прибыть на станцию «Гороховец» на поезде. Кстати: я приехал на станцию очень вовремя. Через несколько дней в Гороховце состоится большой праздник – 850-летие этого славного города. К этой дате местные власти навели идеальный порядок на станции. А я рад показать вам старинную станцию «Гороховец» именно такой – красивой, ухоженной и благоустроенной!

А вы когда-нибудь видели эту станцию? Были в самом Гороховце? Если вы неравнодушны к железнодорожной тематике и интересуетесь старинными станциями, то я рекомендую вам также ознакомиться с моим постом о знаменитой станции «Жданка» в городе Богородицке.





2. Схема станции из книги "Своды памятников Владимирской области", том 2.

Железнодорожная станция «Гороховец» находится в деревне Великово, что в нескольких километрах от самого старинного Гороховца. Появление этой станции связано с открытием в 1862 году железнодорожного сообщения по линии «Москва – Нижний Новгород». При этом, станции «Гороховец» не была уготовлена посредственная участь. Она планировалась и строилась как одна из пяти самых важных станций на указанном направлении.

3. Багажный сарай, часовня и вокзал.

Центром станции стало здание железнодорожного вокзала, построенного по типовому проекту тех лет. Гороховецкий вокзал сохранил в себе дух и архитектурные черты ушедшей эпохи. В нем мы видим элементы позднего классицизма. Здание вокзала состоит, собственно, из вестибюля, и двух залов ожидания. Сейчас историческая планировка этой постройки также сохранена. Рядом с вокзалом расположено здание багажного сарая – типичного элемента станционных комплексов ушедших лет. На здании выложена дата его постройки – 1909 год. Примечательно, что здание железнодорожного вокзала в Гороховце считается «младшим братом» здания железнодорожного вокзала во Владимире, которое существовало до революции. Если мы посмотрим на архивные фото несуществующего ныне старинного владимирского вокзала и сравним его с вокзалом в Гороховце, то, действительно, найдем сходства.

4. Вокзал во Владимире.


5. Название станции выполнено на старинный манер, вверху часы с серпом и молотом.

Еще один важнейший элемент старинной станции – здание депо, мы тоже можем наблюдать в наши дни. Гороховецкое депо с мастерскими представляет собой двухэтажное здание, выполненное в форме эклектики с элементами классицизма. Эта постройка дошла до наших дней практически в неизменном виде и сейчас тоже используется для нужд станции. В комплекс станции также входят и ряд интереснейших жилых построек. Они были возведены для проживания работников станции и строились с огромной любовью и фантазией. Местные краеведы любят называть их усадьбами – за красоту и камерность. Служебное жилье было построено в стиле эклектики.

6. Служебная постройка и депо.

Дальше я хотел бы рассказать про водонапорную башню, если бы она не была утрачена несколько лет назад.

7. Место водонапорной башни.

И, конечно же, одной из самых знаковых построек, расположенных на станции, является часовня. Она была построена ориентировочно в 1901-1903 годах. Часовню освятили в честь Николая Чудотворца, который является покровителем путников, что очень символично для часовни при станции. Однако, история Никольской часовни связана с одним из важнейших событий в истории станции «Горохоцец», а именно – с визитом последнего русского императора Николая Второго. Император посетил станцию в 1896 году. Этот визит произвел настоящий фурор среди местных жителей. Императора радушно встречали хлебом-солью и наилучшими пожеланиями. Решение увековечить это событие строительством часовни было общенародной инициативой. Миниатюрное здание часовенки выполнено в упрощенных формах русского стиля. Здание сильно пострадало в советские годы – лишилось купола и других элементов. Однако, немногие знают о том, что советские власти хотели, и вовсе, уничтожить часовню. Тогда им помешал начальник станции П. И. Рябков, которому мы с вами должны быть очень благодарны.

8. От Гороховца ходит пригородная электричка в Нижний Новгород.

Вот так он описывал свое сопротивление:
««Во время моей работы в должности начальника станции в 1961 году была проведена электрификация железной дороги. До этого времени 35 стрелочников на 5 специально оборудованных постах вручную переводили стрелки. Был установлен новый пульт по автоматическому переводу стрелок – последнее слово техники. Несмотря на то, что все дежурные были специально обучены, за пульт садиться и работать боялись. Пришлось самому занимать место дежурного и целые сутки выполнять работу, потихоньку давая возможность привыкнуть дежурным к современной технике. Продолжалась работа по реконструкции пути. Хотели снести стоящую рядом с вокзалом часовню, построенную в 1909 году. Я не разрешил».
Всем, кто начинает свое знакомство с Гороховцом с прибытия на одноименную станцию, я рекомендую продумать свою логистику немного заранее. Во-первых, единственным недостатком этой станции является то, что на ней не оборудовано пандусов для провоза багажа по мосту (который пролегает над путями). Если вы путешествуете с большими рюкзаками и сумками – то это может стать для вас серьезным препятствием. Такси вы сможете вызвать только с противоположной стороны моста. Поэтому я рекомендую вам заранее заказать такси к определенному времени и за дополнительную сумму обговорить момент помощи с багажом.
Если вы хотите рассмотреть станцию сразу по прибытии, то можно вызвать такси, сойдя с поезда. А 20-30 минутное ожидание можно потратить на осмотр станции. В Гороховец недавно запустили "Ласточку", из Москвы добираться всего 3 часа.
Tags: Владимирская область, Гороховец, железнодорожные станции, станция Гороховец, фото 2018
Subscribe

Posts from This Journal “железнодорожные станции” Tag

promo vadimrazumov.ru апрель 17, 23:09 21
Buy for 100 tokens
"Живой журнал" отметил юбилей - 25 лет. Уже много лет наблюдаю за тем, как многие рассуждают об уходе эпохи ЖЖ. И много лет не нахожу для себя ничего лучше этой платформы - для описания усадеб она подходит идеально! За 15 лет ведения блога "Живой журнал" преподнес мне множество…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments