С.Лукину принадлежит авторство 16 литографий усадьбы Городня, выполненных им в конце 1820-х годов. Об авторе не сохранилось сведений о его жизни и творчестве, о других работах. В 1905 году Голицыной Евдокией Дмитриевной и Шереметевым Павлом Сергеевичем было сделано множество фотографий усадьбы Городня и окружающей местности...
27 апреля 2013 г. Усадьба ГОРОДНЯ 2 часть. Старые литографии, фотографии и карты. Бегичевы, Стрешневы, Голицыны К А Л У Ж С К А Я о б л а с т ь ... ... р а й о н Ф Е Р З И К О В С К И Й |
Усадьба Городня. 1 часть. История усадьбы и современные фотографии.
Усадьба Городня. 2 часть. Старые литографии, фотографии и карты.
Литографии |
Такой альбом хранится в Музее архитектуры. Он представляет собой шестнадцать литографий с изображениями усадьбы в обложке из плотной бумаги, без переплета, с надписью на русском и французском языках. В тексте на французском языке добавлено: «Lithographie par S. loukin». (Литография С.Лукина). Все листы литографий авторские, подписные, на каждом справа внизу стоит подпись: «S.L.» или «S.Ln..» Пока остается загадкой личность автора этих изображений. Не сохранилось сведений о его жизни и творчестве, о других работах. По стилю и манере исполнения можно предположить, что литографии были выполнены скорее всего в конце 1820-х годов. Усадьба Городня стала принадлежать Голицыным еще в первой половине XVIII века и переходила по наследству до 1917 года. Сама княгиня Голицына около полувека владела Городней, о которой писала: «Эта земля привязывает меня к себе, и я не перестаю ею восхищаться». Характер обновления усадьбы, предпринятого княгиней в 1790-х годах, был определен стремлением соединить привычное русское поместье и загородную летнюю виллу, достойную положения статс-дамы императорского двора. Поэтому в Городне был отстроен новый, более представительный архитектурный ансамбль парадного двора, создан обширный пейзажный парк, но одновременно с этим продолжали существовать и расширяться каменные хозяйственные постройки, выполнявшие утилитарные функции. Архитектурный облик усадьбы определялся самой Голицыной, обладавшей просвещенным художественным вкусом, воспитанным долгим пребыванием в Париже во времена расцвета классицизма. Родственные связи обусловили участие в перестройке усадьбы молодого архитектора А.Воронихина, прошедшего обучение на памятниках европейского классицизма в те же годы. Известно, что Воронихнн был почти членом семьи Строгановых, дочь же княгини Софья Владимировна была замужем за графом П.А.Строгановым. Софье Владимировне, считавшейся знатоком и ценительницей искусства принадлежит и интереснейшая оценка нового усадебного дома: «Я нашла, что дом выстроен и меблирован замечательно, я тебя прошу сказать Андре, что он сделал его истинно как драгоценность...» |
Лукин С.П. "Собрание видов села Городни и его окрестностей в семи верстах от Калуги." Владения Ее Сиятельства княгини Натальи Петровны Голицыной, Двора Их Императорских Величеств Штатс-дамы и ордена Св. Екатерины кавалера. [то же на французском языке] (Lithographie par S. Loukin), [конец 1820-х г.г.]. 16 литографий размером 23х28 см, наклеенных на плотную серую бумагу того времени и помещенных в п/к папку эпохи с кожаной наклейкой, тисненой каратным золотом, на передней крышке. Экземпляр без сохранения печатных издательских обложек. Формат папки: 33х25 см. Литографированные живописные виды усадьбы Городня, находящейся под Калугой и являющейся вотчиной легендарной пушкинской «пиковой дамы» Н.П. Голицыной, представляют значительную историческую ценность. |
С. Лукин. "Вид официантских и части Большого дома". |
С. Лукин. "Вид флигеля, где живет графиня Софья Владимировна". |
Художник обстоятельно знакомит нас с архитектурой парадного двора. «Большие» ворота с гордыми сфинксами, открывают въезд на замкнутое пространство двора, где в форме «каре», в строгой зеркальной симметрии расположены две пары жилых флигелей и служебных (официантских). Доминантой композиции является усадебный дом. Он интересен и как одна из первых работ Воронихина и как уникальный образец усадебного зодчества. Красота его архитектуры — в совершенстве пропорций, изяществе немногих деталей. Монолитный, центричный объем дома сближает его с палладианским направлением в архитектуре классицизма. Декор его безордерных фасадов непривычно строг и лаконичен для летней загородной усадьбы. Дом не предназначался для жилья ни летом, ни тем более зимой. Ему отводилась роль только праздничного павильона, где на фоне блистательных интерьеров совершались торжественные приемы гостей. |
С. Лукин. "Вид церкви, взятый из нового Павильона..." |
С. Лукин. "Вид больших Ворот и Решетки..." |
С. Лукин. "Вид флигеля, где живет княгиня Наталья Петровна..." |
Старая фотография дает представление об изысканнейшем декоре залов, тончайшей орнаментальной лепнине, легкой живописи игривых пасторальных сцен. Дом сохранил свой внешний облик почти без изменений, интерьеры же полностью утрачены. На двух литографиях изображены деревянные одноэтажные жилые флигеля, очень простой, но благодаря антресолям и террасе, уютной архитектуры. В одном жила сама княгиня, в другом - ее любимая дочь Софья Владимировна, подолгу гостившая в Город не и, по свидетельству императрицы Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I), изображавшая здесь пастушку. К настоящему времени от этих флигелей
не осталось и следа. В архитектуре усадьбы не было внешней роскоши, она не развлекала обилием разностильных павильонов и затей, почти не было декоративной скульптуры. Литографии, запечатлели обширную усадьбу во всем многообразии ее уютных уголков, каждый из которых по композиции представляет собой уже законченную картинку. Парковый «Новый» павильон был поставлен в очень удачной видовой точке, открывающей две прекрасные панорамы. Одна из них представляет миниатюрную усадебную Успенскую церковь, старинную, почитаемую Голицыными постройку, сохранившую свой вид с середины XVIII века и по сей день. Любопытна литография с видом бани, украшенной представительным четырехколонным портиком. Справа от нее виднеются наклонные стены Американской оранжереи. Подобные сооружения, довольно редкие и сложные могли себе позволить лишь очень состоятельные владельцы. Виды пейзажного парка особенно удались художнику. Они представляют живописную природу Городни, облагороженную рукой создателя парка. В них искреннее любование эпической красотой русской природы, открывающейся с высоты холма. Серия литографий запечатлела самые благополучные годы существования усадьбы. |
С. Лукин. "Вид верхнего пруда с террасы Большого дома..." |
С. Лукин. "Вид взятый из нового Павильона..." |
С. Лукин. "Вид птичьего двора, мастерских, плужного двора и кузницы..." |
С. Лукин. "Вид взятый из Палатки..." |
Художник выбрал для показа Городни ее будничное состояние, а на момент празднеств, часто здесь бывавших. Рассматриваемые литографии — это неспешное, подробное и приятное путешествие в прошлое усадьбы. Автор изобразил ее в летние, теплые и солнечные дни, умело передав настроение безмятежного отдыха и любования природой. Листы наполнены сценками повседневной жизни, развлечений обитателей поместья и их гостей, и в этом их живость и очарование. Художественная и документальная ценность видов усадьбы очевидна. Альбом — интереснейший образец графического искусства своего времени и уникальный источник сведений об архитектуре и прошлой жизни усадьбы Городни. |
С. Лукин. "Вид Решетки, Ворот и дороги к Мастерским..." |
С. Лукин. "Вид бани и оранжереи...". |
С. Лукин. "Вид обоих прудов и части деревни Городни, снятой с террасы". |
С. Лукин. "Вид каменного Дома и двух флигелей..." |
Старые фотографии |
1905 г. Перспектива одной из аллей парка в в имении князей Голицыных Городня. Автор съемки: Шереметев Павел Сергеевич. |
1905г. Главный дом. Фотография из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
1905 г. Перспектива лесной дороги, ведущей в с.Натальино мимо усадьбы князей Голицыных в имении Городня. Автор съемки: Шереметев Павел Сергеевич. |
1905г. Сфинкс на въездных воротах. Фотография из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
1905 г. Въездные ворота на территорию усадьбы имения князей Голицыных Городня со стороны липового парка. Автор съемки: Шереметев Павел Сергеевич. |
1905г. У дома хозяин имения князь Д.Б.Голицын. Фотография из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
1905 г. Въездные ворота на территорию усадьбы имения князей Голицыных Городня со стороны липового парка. Автор съемки: Шереметев Павел Сергеевич. |
1905г. Успенская церковь. Фотография из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
1905 г. Члены семьи князей Голицыных во время прогулки в своем имении Городня; на заднем плане - сын генерал-адъютанта свиты, обер-егермейстера, начальника Императорской охоты князя Д.Б.Голицына князь Борис Дмитриевич. Автор съемки: Шереметев Павел Сергеевич. |
1905г. Успенская церковь, ограда и кладбище. Фотография из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
1905 г. Вид на хозяйственные постройки и водяную мельницу (мелко) с горы у д.Красотники близ имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905г. Вид на имение со стороны дороги ведущей в Калугу. Фотография из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
1905 г. Вид с горы на долину с речкой в лесопарковой части имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Вид с горы на долину с речкой в лесопарковой части имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Вид части господского дома в усадьбе имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Вид из окна верхнего этажа господского дома на парковые деревья и село (на дальнем плане) в усадьбе имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Вид из окна верхнего этажа господского дома на парковые деревья и село (на дальнем плане) в усадьбе имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Вид части искусственного пруда в парке перед господским домом в усадьбе имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Перспектива дороги, ведущей от имения князей Голицыных Городня к с.Натальино. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Вид на сад со стороны майдана в имении князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Генерал-адъютант свиты, обер-егермейстер двора, начальник Императорской охоты князь Д.Б.Голицын с детьми наблюдают за сбором сена на одном из лугов имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: Голицына Евдокия Дмитриевна |
1905 г. Вид живописной местности с речкой Городенкой у д.Красотники близ имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: неизвестен |
1905 г. Вид живописной местности с песчаной горы близ имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: неизвестен |
1905 г. Вид живописной местности с песчаной горы близ имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: неизвестен |
1905 г. Вид живописной местности с маленькой речкой и цветущим кустарником близ имения князей Голицыных Городня. Автор съемки: неизвестен |
1905 г. Гость семьи князя Д.Б.Голицына Николай Фёдорович Шабер верхом на коне по кличке "Кончик". Автор съемки: неизвестен |
1905 г. Вид на церковь Покрова Пресвятой Богородицы около д.Масловки (в окрестностях имения князей Голицыных Городня). Автор съемки: неизвестен |
1905 г. Вид скошенного поля в имении князей Голицыных Городня. Автор съемки: неизвестен |
1905 г. Члены семьи князя Д.Б.Голицына и их друзья на поляне у Красотниковской мельницы:(слева направо) Николай Фёдорович Шабер, князь Павел Сергеевич Шереметев, князь Борис Дмитриевич Голицын, княжна Евдокия Дмитриевна Голицына, княжна Екатерина Дмитриевна Голицына. Автор съемки: неизвестен. |
1905 г. Вид домовой Успенской церкви (XVIII в.) в имении князей Голицыных Городня. Авторы съемки: Шереметев Павел Сергеевич. |
1905г. Главный дом. Фотография из фондов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. |
Фото до 1968 г. Из книги: Е.В. Николаев. По Калужской земле. М.1968 стр. 75-79. |
1990 г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Фотограф: Андрей Агафонов. |
В лицах |
Наталья Петровна Голицына. Художник Александр Рослин, 1777 |
Княгиня Наталья Голицына. Художник Митуар, 1810-е годы |
Старые карты |
1790 год. |
1860 год. |
1786-1796 год. |
2004 год. |
2012 год. |
Схема. около 1968 года. |
Схема усадьбы Городня. |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
Просмотреть Усадьбы deadokey.livejournal.com на карте большего размера |
http://www.panoramio.com/user/3393283/tags/Городня |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить? </html>
Journal information