В 1830-х годах после кончины вельможи-коллекционера многие произведения, украшавшие Архангельское, были перевезены по воле его сына Бориса Николаевича в Петербург, в новый дворец Юсуповых на набережной Мойки. В их числе были и произведения из «Амуровой», сохранившие статус ценнейших фамильных сокровищ. К сожалению, они не вернулись в Архангельское. «Амур и Психея» Кановы в настоящее время находятся в петербургском Эрмитаже. Прославленную скульптурную группу в XIX веке воспроизводили в уменьшенных копиях. Одну из них мы видим на консольном столе между окон, но она даёт лишь самое общее представление о композиции. Произведения искусства, составляющие убранство зала, представлены как музейная экспозиция, посвящённая французскому искусству XVII—XIX веков. Принципы размещения соответствуют историческим традициям: парные скульптуры подчёркивают симметрию в интерьере, центр отдан живописи большого формата. На главной стене- полотно Габриэля Франсуа Дуайена «Андромаха защищает Астианакта» по сюжету из «Илиады» Гомера, образец классицизма 1760-х годов.
Большой редкостью являются работы французских мастеров предшествующего, XVII столетия. На правой стене - крупное полотно «Жертвоприношение Ифигении», основанное на мифах Троянского цикла: это единственная в России работа Жана Тасселя. Рядом вверху—поэтичная композиция Шарля Альфонса Дюфренуа «Ринальдо и Армида»: в ней оживает эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». С галантным стилем рококо связано искусство Франсуа Буше, автора картины 1736 года «Испуганная купальщица». Она находится на правой стене в центре внизу. Тема, заимствованная из озорной сказки Лафонтена, воплощена в грациозной камерной композиции. Значительными работами представлены также пейзажисты Клод Жозеф Верне, Пьер Жак Волер, мастер натюрморта Жан Луи Прево, портретисты Жан Лоран Монье и Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.
От первоначального интерьера в зале остался мебельный гарнитур резного золочёного дерева русской работы 1790-х годов. Его состав и расположение в интерьере аналогичны обстановке Императорского зала. Предметы имеют аутентичную шёлковую обивку: золотистый штоф обнаружили уже в наши дни под малиновой обивкой 1860-х годов и бережно отреставрировали.
Хотели бы вы увидеть «Амурову залу» своими глазами? И когда вы последний раз посещали Архангельское?
Фото, описание выставки: официальный сайт музея-усадьбы "Архангельское".
Люстра из золочёной бронзы и цветного (красного) стекла, с хрустальным убором, на 12 свечей.
Россия. 1790-е - 1800-е годы
Бронза, хрусталь, стекло красное; литье, чеканка, гравировка, золочение огневое, огранка, шлифовка.
В первое десятилетие XX века владельцы привезли в усадьбу несколько удивительных по красоте люстр конца XVIII века. Они стали украшением залов южной анфилады: Парадной Спальни, Амуровой и Кабинета.
В Амуровой - люстра на 12 свечей в виде хрустальной корзины, собранной из гирлянд подвесок, к обручу которой крепятся свечники. Внутри корзины закреплены С-образные кронштейны, несущие чашу красного стекла с букетом цветов. Корзина подвешена на цепях к «короне» с «дождём» - украшением в виде металлических усов с подвесками на конце. Такой тип люстр получил распространение в 1790-е годы, а разработан был в конце 1780-х годов архитектором Н.А.Львовым для Гатчинского дворца.
Изящный и нарядный светильник гармонично вписан в интерьер яркой парадно-зрелищной Амуровой комнаты, подчёркивая назначение зала и служа дополнительным декоративным акцентом.
Journal information