Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

В Усадьбе Архангельское открылась «Амурова зала»

Постоянная экспозиция под названием «Амурова зала» открылась для туристов в усадьбе Архангельское. Гости усадьбы смогут увидеть интерьер, не раз менявший облик и обычно именуемый «Салоном». В Архангельском он сохранил и своё первоначальное название - «Амурова зала». В этом названии - память о выдающемся ансамбле произведений изобразительного искусства, который сформировал коллекционер князь Николай Борисович Юсупов в середине 1810-х годов. Ключевым произведением в зале был шедевр мастера классицизма Антонио Кановы - скульптурная группа «Амур и Психея». В ансамбль зала входили также значительные живописные полотна на сюжеты античных легенд о любви.

В 1830-х годах после кончины вельможи-коллекционера многие произведения, украшавшие Архангельское, были перевезены по воле его сына Бориса Николаевича в Петербург, в новый дворец Юсуповых на набережной Мойки. В их числе были и произведения из «Амуровой», сохранившие статус ценнейших фамильных сокровищ. К сожалению, они не вернулись в Архангельское. «Амур и Психея» Кановы в настоящее время находятся в петербургском Эрмитаже. Прославленную скульптурную группу в XIX веке воспроизводили в уменьшенных копиях. Одну из них мы видим на консольном столе между окон, но она даёт лишь самое общее представление о композиции. Произведения искусства, составляющие убранство зала, представлены как музейная экспозиция, посвящённая французскому искусству XVII—XIX веков. Принципы размещения соответствуют историческим традициям: парные скульптуры подчёркивают симметрию в интерьере, центр отдан живописи большого формата. На главной стене- полотно Габриэля Франсуа Дуайена «Андромаха защищает Астианакта» по сюжету из «Илиады» Гомера, образец классицизма 1760-х годов.

Большой редкостью являются работы французских мастеров предшествующего, XVII столетия. На правой стене - крупное полотно «Жертвоприношение Ифигении», основанное на мифах Троянского цикла: это единственная в России работа Жана Тасселя. Рядом вверху—поэтичная композиция Шарля Альфонса Дюфренуа «Ринальдо и Армида»: в ней оживает эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». С галантным стилем рококо связано искусство Франсуа Буше, автора картины 1736 года «Испуганная купальщица». Она находится на правой стене в центре внизу. Тема, заимствованная из озорной сказки Лафонтена, воплощена в грациозной камерной композиции. Значительными работами представлены также пейзажисты Клод Жозеф Верне, Пьер Жак Волер, мастер натюрморта Жан Луи Прево, портретисты Жан Лоран Монье и Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.

От первоначального интерьера в зале остался мебельный гарнитур резного золочёного дерева русской работы 1790-х годов. Его состав и расположение в интерьере аналогичны обстановке Императорского зала. Предметы имеют аутентичную шёлковую обивку: золотистый штоф обнаружили уже в наши дни под малиновой обивкой 1860-х годов и бережно отреставрировали.

Хотели бы вы увидеть «Амурову залу» своими глазами? И когда вы последний раз посещали Архангельское?


Фото, описание выставки: официальный сайт музея-усадьбы "Архангельское".




Люстра из золочёной бронзы и цветного (красного) стекла, с хрустальным убором, на 12 свечей.
Россия. 1790-е - 1800-е годы
Бронза, хрусталь, стекло красное; литье, чеканка, гравировка, золочение огневое, огранка, шлифовка.


В первое десятилетие XX века владельцы привезли в усадьбу несколько удивительных по красоте люстр конца XVIII века. Они стали украшением залов южной анфилады: Парадной Спальни, Амуровой и Кабинета.
В Амуровой - люстра на 12 свечей в виде хрустальной корзины, собранной из гирлянд подвесок, к обручу которой крепятся свечники. Внутри корзины закреплены С-образные кронштейны, несущие чашу красного стекла с букетом цветов. Корзина подвешена на цепях к «короне» с «дождём» - украшением в виде металлических усов с подвесками на конце. Такой тип люстр получил распространение в 1790-е годы, а разработан был в конце 1780-х годов архитектором Н.А.Львовым для Гатчинского дворца.
Изящный и нарядный светильник гармонично вписан в интерьер яркой парадно-зрелищной Амуровой комнаты, подчёркивая назначение зала и служа дополнительным декоративным акцентом.
Tags: Архангельское, Москвовская область, выставки, новости
Subscribe

Posts from This Journal “Архангельское” Tag

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments