На месте Ельдигино было становище золотоордынского хана Едигея в 1409 году. Троицкий храм, сохранившийся до наших дней, был построен в традициях раннего петровского барокко в 1730-1735 гг. Сто пятьдесят лет усадьбой владел русский княжеский род Куракиных. С 1877 года усадьба стала принадлежать фабрикантам Арманд. Здесь прислуживала няней француженка Инесса Арманд, будущая любовница В.И. Ленина. Она вышла замуж за сына фабриканта Александра Арманда и поселилась в Елдыгино, здесь началась ее революционная часть биографии. Главный дом усадьбы, построенный Армандами в 1877 году, в 2005 году сгорел…
4 апреля 2013 г. Усадьба ЕЛЬДИГИНО Сицкие, Куракины, Бутурлины, Гусятниковы, Любимовы, Арманд М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ... ... р а й о н П У Ш К И Н С К И Й |
2. Храм был построен Александром Борисовичем Куракиным по обещанию, данному своему отцу Борису Ивановичу Куракину. |
Существует несколько гипотез происхождения названия села. |
3. Место, где стоял дом Арманд. |
4. В 1773 г. крепостные крестьяне пожаловались князю на священника, который дает новорожденным труднопроизносимые имена. Князь соответствующим образом воздействовал на священника. |
В XII в. современная территория Ельдигинского сельского округа входило в состав Владимиро-Суздальской земли, позднее - в состав Дмитровского удельного княжества. В 1409 г. полчища золотоордынского хана Едигея вторглись в пределы Московского княжества с целью разграбить и уничтожить Москву, как центр русских земель, восстановить былое величие Золотой Орды, значительно утраченное после Куликовской битвы (1380 г.). Взять Москву Едигею не удалось, но его войска нанесли страшный урон ближним и дальним подступам к городу. Едигеевы рати разорили Переслав-Залесский, Ростов Великий, Дмитров, Серпухов, Верею, Горобец, Нижний Новгород и др. города. Есть упоминания о ельдигинских землях, относящиеся к XIV веку, ко времени княжения в Москве Ивана Калиты. Отъезжая в 1328 г. на поклон к золотоордынскому хану, он завещал земли, расположенные к северу от Учи, своим детям. Нужно иметь в виду, что в то время существовала практика дарения земель за верную службу знатным людям, монастырям. Назывались эти земли вотчинами. В вотчине Елдегиных в конце XIV в. были деревянная церковь, господский двор и до полутора десятков крестьянских домов. Вотчина передавалась по наследству при условии, что наследники будут служить верой и правдой Московскому великому князю. |
5. |
6. |
7. Вид на пруды от церкви. |
Село известно с 1501 г., когда им владел Д.В. Шеин. В документах упоминается деревянная церковь Покрова, уничтоженная в годы Смутного времени. С 1630 г. селом владел князь Ю.А. Сицкой, устроивший здесь усадьбу, а в 1646 г. – его вдова, Е. Сицкая. В этом году в селе значится новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами пророка Илии и Макария Желтоводского, сгоревшая в конце XVII в. |
8. |
9. В 1842 г. владелец усадьбы Любимов к храму пристроил колокольню. |
В 1773 г. крепостные крестьяне пожаловались князю на священника, который дает новорожденным труднопроизносимые имена. Князь соответствующим образом воздействовал на священника. После Куракиных Ельдигиным владели: в конце XVIII в. – А.С. Бутурлин, с 1802 г. – помещик Н.М. Гусятников, в середине XIX в. – С.И. Любимов, который в 1842 г. пристроил к церкви колокольню, Ельдигино при новых владельцах дворянах Гусятниковых и других постепенно приходило в запустение.
Троицкий храм, сохранившийся до наших дней, был построен в традициях раннего петровского барокко в 1735 г. князем Александром Борисовичем Куракиным по обещанию отцу своему Борису Ивановичу Куракину. |
10. |
11. |
12. Обработка фасадов парными пилястрами с плоскими наличниками сообщает памятнику строгость и изысканность, свойственные русскому барокко первой трети XVIII в. |
С 1877 г. – Ельдигино во владении фабрикантов Армандов. Е.И. Арманд - крупный российский капиталист, получивший от царя звание "Почетный гражданин Российской империи". Этот обрусевший француз стал владельцем огромной территории от современного поселка Правдинский до г. Дмитрова. Главой торгового дома «Е. Арманд с сыновьями» был Евгений Евгеньевич Арманд. За одного из его детей, Александра Евгеньевича, и вышла замуж Инесса Стеффен, когда ей исполнилось19 лет. Венчание состоялось в Никольской церкви села Пушкино в 1893 году. Этот микрорайон и носит отныне имя Арманд. Отцом Инессы был известный в свое время французский оперный певец Теодор Стеффен - он выступал под псевдонимом Пеше Эрбанвиль. У него и актрисы Натали Вильд, полуфранцуженки-полуангличанки, было три дочери. Инесса-Елизавета, старшая, родилась 8 мая 1874 года (есть данные, что Натали к этому времени еще не была замужем за Стеффе-ном). Через несколько лет Стеффен умер, оставив вдову без средств. Натали ушла со сцены и кормила семью, давая уроки пения. Но денег не хватало, и старших дочек - Инессу и Рене - отправили к тетке. В Москву. Тетка была гувернанткой в богатейшей семье обрусевших французов Армандов - преподавала музыку и французский язык. Семье Армандов, известных московских промышленников-мануфактуристов, принадлежала крупная ткацкая фабрика в Пушкине, поместья и доходные дома. Глава семьи, Евгений Евгеньевич Арманд, потомственный почетный гражданин, относился к высшей промышленной аристократии России. У него было три сына - Александр, Владимир и Борис. Девочек Стеффен радушно приняли в семье Армандов. Рене и Инесса свободно говорили на трех языках - французском, английском и русском, немного знали немецкий, прекрасно музицировали. У них было прекрасное образование - недаром их воспитывала тетка-учительница. Инесса в 17 лет выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Кроме того, обе сестры были на редкость хорошенькими и обладали французским шармом и обаянием, редким у русских девушек. Братья Арманд не устояли. Александр увлекся Инессой, а младший Борис - Рене. Конечно, сестры Стеффен были совершенно неподходящей партией для юношей из семьи Армандов: неясного происхождения, иностранки, бесприданницы, иного вероисповедания... Но родители юношей не возражали: Арманды были известны своими либеральными взглядами и полюбили Рене и Инессу, как родных дочерей. Венчание Александра Евгеньевича Арманда и Инессы-Елизаветы Стефан (так писали ее фамилию в российских документах) состоялось в Пушкине 3 октября 1893 года. Инессе было 19 лет, ее супруг был на два года старше. Прелестная, полная жизни юная француженка и мягкий, обаятельный, благородный Александр составили прекрасную пару. |
13. Разрушенной здание дома культуры в парке. |
14. Одна из липовых аллей. |
15. Липы. |
16. |
17. |
18. Жук-короед постарался. |
19. |
20. В парке долгие прямые аллеи. |
Молодожены часто наезжали в Пушкино, выбирались в Москву на концерты, спектакли, в гости... Но уже тогда пробудилась деятельная натура Инессы: в Ельдигине она организует школу для крестьянских детей, является официальным ее попечителем и сама преподает. Она живет в атмосфере всеобщей любви, в полном достатке. Но покоя в душе нет: иногда Инесса ощущала себя одинокой, чужой, томилась тем, что муж не может полностью разделить ее взглядов. Кроме того, она чувствовала, как постепенно ее затягивает семейная жизнь. А этого она не хотела: еще в 15 лет в «Войне и мире» Толстого ее поразило, как она сама пишет в более позднем письме, что «Наташа, выйдя замуж, стала самкой. Я помню, эта фраза показалась мне ужасно обидной, она била по мне, как хлыстом, и она выковала во мне твердое желание никогда не стать самкой - а остаться человеком (а сколько вокруг нас самок!)». Тем не менее в 1894 году родился сын Александр. Через два года - Федор. Потом две дочери - Инна и Варвара. С рождением первенца связан первый душевный кризис Инессы - отказ от религии. Хотя в юности она была очень религиозна, но то, что церковь запрещает женщинам шесть недель после родов посещать храмы, показалось ей нелепым и обидным и полностью разрушило ее веру. Так проявился максимализм ее натуры - или все, или ничего. Увлеклась социалистическими идеями - во многом под влиянием студентов, бывавших в Пушкине: друзей Бориса по университету и репетиторов младших детей. Постепенно Инесса отдаляется от мужа, который хоть и находится под сильным влиянием жены, но все меньше разделяет ее убеждения. И Инесса сходится с братом мужа Владимиром - он, убежденный социал-демократ, близок ей и по взглядам, и по чувствам. Любовь была сильная и взаимная, ни перед кем не скрываемая: Инесса сразу призналась мужу, и Александр отпустил любимую жену с детьми. Инесса и Владимир поселились вместе в Москве, на Остоженке. В 1903 году у них родился сын Андрей. Александр не только простил измену Инессы, но и остался ей другом на всю жизнь. Когда возникала необходимость, он приходил на помощь -давал деньги, хлопотал, заботился о детях. Инессе было 28 лет, Володе - 17. Он был ученым-естественником с первоклассным образованием и чувствительной душой. Он тоже попал под влияние Инессы, постепенно втянувшей его в революционную работу. |
21. Левая аллея. |
22. |
23. Между двумя аллеями на линии усадебного дома место, где отдыхала семья Арманд. |
В 1909 – январь-февраль, когда Инесса была в Швейцарии пришли тревожные вести: Владимиру внезапно стало хуже. Инесса, бросив все, через Финляндию едет к нему. Через две недели после ее приезда Владимир умер. Для Инессы это был страшный удар. Она очень любила Владимира, и его внезапная смерть сильно надломила ее. Она похудела, подурнела, осунулась. В 1909 году Инесса Арманд познакомилась с В.И. Ленином. Два треугольника составила Инесса в своей запутанной и бурной жизни: любовный и революционный. Результат и итог любовного треугольника она выразила в письме бывшему мужу и другу всей ее жизни Александру Арманду: "Я только теперь поняла вполне, как я была избалована жизнью, как я привыкла быть окруженной людьми, которые мне близки, которых я люблю и которые любят меня. И когда я подумала о том, как мне стало невыносимо тяжело, когда я очутилась совсем одинокой, тогда как столько людей всю жизнь одиноки, мне стало даже неловко перед самой собой" Сохранилось большое письмо, написанное Инессой Ленину в 1914 году, оно приоткрывает подробности их непростых взаимоотношений. Может быть, поэтому холера, которой вскоре заболела Инесса, так быстро и радикально разрешила ее внутренний конфликт: сил сопротивляться уже не было. Инесса умерла в 1920 году на Кавказе, после переезда из Кисловодска в Нальчик, заразившись холерной палочкой на одной из станций, где царили антисанитария и полная неразбериха. |
24. |
25. Липы очень старые, около 250 лет. |
26. Аллеи находятся под охраной. |
27. |
28. |
29. |
Для Ленина внезапная смерть Инессы Арманд стала шоком. «Он казался впавшим в отчаяние, — так описала его вид на похоронах, состоявшихся 11 октября 1920 года, секретарь Коминтерна А. Балабанова.- Он выглядел жалким и павшим духом. Было впечатление, что он потерял что-то очень дорогое и очень близкое ему и не делал попыток маскировать это»… « Ленина было не узнать, — вторит ей Коллонтай, – он был раздавлен горем. Нам казалось, что в любой момент он может лишиться сознания». И все же ему помогла выстоять идея, которая одна составляла стержень его существования. Правда, самому Ленину оставалось жить всего 4 года, три из которых он тяжело болел… В учебниках истории в Германии для восьмых классов в главе, посвященной Владимиру Ульянову (Ленину), говорится об Александре Стеффене, единственном сыне вождя революции и шестом ребенке Инессы Арманд. В 1998 году журналист Арнольд Беспо разыскал 85-летнего Александра Владимировича Стеффена в Берлине, где тот жил недалеко от Бран-денбургских ворот. Жена его давно умерла, дети (то есть подлинные «внучата Ильича») живут отдельно. Скромной пенсии в 1200 дойчема-рок на жизнь хватало, но он искал издателя для публикации книги своих воспоминаний.Преклонный возраст этого человека не располагал к длительной беседе, но герр Стеффен все же согласился дать журналисту небольшое интервью. Вот что он рассказал о себе: «Я родился в 1913 году, через 3 года после знакомства матери с Владимиром Ильичом. А оно произошло в Париже в 1909 году, сразу после смерти от туберкулеза ее второго мужа, Владимира Арманда. Как я полагаю, родители не очень хотели афишировать факт моего появления на свет. |
30. |
31. |
32. |
Двухэтажный деревянный дом, построенный фабрикантами Армандами в 1878 г., сгорел в 2004 году. Его окружением служил преимущественно липовый парк, с долгими и прямыми аллеями, круглым «зелёным» кабинетом, где в летнее время отдыхали арманды, на главной усадебной оси и многочисленными прудами, часть из которых спущена. В парке уцелели деревья интродуценты — сибирские пихты и лиственницы, весьма почтенного возраста, составляющие гордость ельдигинского лесопарка. |
33. Главный дом был деревянный, но на его месте стоит один этаж каменной постройки. |
34. |
35. |
36. Вид на Ельдигино. |
37. |
Богослужения в храме совершались постоянно до 1937 г., затем храм был закрыт и использовался как склад. С 1992 г. двери храма вновь открылись для прихожан. Весь разрушенный, без кровли и пола, без дверей и окон, без паперти и колоколов, осунувшийся и темный – таким он предстал перед отцом Александром Грузиновым, «потомственным прихожанином» этого храма. Сюда ходила его бабушка, здесь крестили его отца, из этих мест ушел на фронт его дед, в числе погибших его имя выбито на местном обелиске. Некогда сияющий и величественный, теперь же совершенно опустошенный, смотрел храм черными глазницами окон на батюшку. С 1995 г., по просьбе командования военного городка Софрино-1 и проживающих в нем людей, батюшка принял окормление и этого населенного пункта. В хлебном магазине начала действовать церковная лавка, прямо в магазине батюшка беседовал с жителями, отвечал на вопросы, советовал, утешал. Все требы совершались в солдатском клубе и на дому. С 1996 г. назревал вопрос о строительстве храма, но финансовый кризис подорвал возможности потенциальных спонсоров, и сил хватило только на сторожку, куда впоследствии перенесли церковную лавку. Здесь же организовалась Воскресная школа сначала для взрослых, а позднее и детская. А недавно был ископан колодец, где служатся молебны. Анализ же воды показал, что вода чистейшая, как в природном источнике. |
38. В июне 1898 г. через Ельдигино в сопровождении своей тетки М.А. Бекетовой, писательницы и переводчицы, проехал семнадцатилетний А.Блок. |
39. Кирпичное здание церкви принадлежит к типу центрических сооружений: в основе пространственной композиции интерьера лежит равноконечный крест. |
40. В деревне есть старые постройки начала XIX века. |
Старые фотографии |
Дом Арманд в Ельдигино |
Дом Арманд в Ельдигино |
1998 год. Фотограф Андрей Агафонов. Фото отсюда. |
2004 г. |
Главный дом усадьбы Ельдигино. |
Старые фотографии в лицах |
1882 год. Инессе Арманд 8 лет. |
1890-е годы. Инесса Арманд. |
1895 год. С мужем Александром Армандом. |
1895 год. |
1903 год. Инесса Арманд в Швейцарии. |
1909 год. Инесса Арманд с детьми в Брюсселе. |
1910-е годы. Инесса Арманд. |
1911 год. Инесса Арманд. Париж. |
1918 год. Инесса Арманд, за 2 года до смерти. |
Старые карты |
1797 год. |
1797 год. |
1826-1840 год. |
1860 год. |
1925 год. |
1931-1957 год. |
1939 год |
1940 год |
2007 год |
2011 год |
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/user/3393283/tags/Ельдигино |
Ссылки
Спасибо, есть что добавить?
Journal information