Где проходили церемонии их венчания? Были ли среди невест Романовых «проблемные» личности? Как любовь и неравный брак помогли Николаю Первому стать российским императором? О чем грустила на собственном венчании последняя русская императрица? Почему одни до сих пор считают ее подвенечный наряд белым, а другие – золотым? Были ли у Романовых специальные комплекты свадебных украшений?
Да, и кстати: как вы относитесь к английской «свадьбе века», которая расколола общество на две части? Как вы думаете, может ли современный европейский монарх жениться на разведенной иностранке, которая, ко всему прочему, еще и актриса? Или монархии следует идти по традиционному пути династических браков?
Венчание Николая Александровича и Александры Федоровны глазами и кистью Ильи Репина.
Свадьба королевских детей во всех странах и культурах была важнейшим событием не только в жизни монаршей семьи, но и государства – в целом. Ошибившись в выборе спутницы для своего сына, королевская семья могла потерять все: поддержку народа, собственную репутацию и мир в семье.
Однако, семейное счастье королей и императоров с незапамятных времен было делом весьма непредсказуемым. Некоторые династические браки, заключенные без малейших признаков любви, превращались в гармоничные семейные союзы. А некоторые «браки по расчету» становились настоящим проклятьем для семьи и подданных. Между тем, часто бывало и так, что браки, заключенные «вопреки» общественным нормам, династическим условностям и прочим факторам, становились очень счастливыми. Это можно наблюдать и на примере российской истории.
Одним из самых крепких и счастливых браков дома Романовых стал семейный союз последнего российского императора Николая Второго и Александры Федоровны. Это была удивительно красивая история любви и желанный брак с обеих сторон.
Венчание четы состоялось 14 ноября 1894 г. в Большом соборе Зимнего дворца. Юная невеста предстала перед гостями в золотом платье и парадной мантии. Однако, состояие молодоженов в этот светлый день было печальным. И это неудивительно! Ведь всего за несколько дней до их долгожданной свадьбы состоялись похороны Александра Третьего.
На картине Ильи Репина платье Александры Федоровны золотого цвета.
Александра Федоровна так описывала эти события:
«Церемония в церкви очень сильно напоминала мне ту, которая состоялась в 1884 году, только на нашей не было наших обоих отцов – и это было просто ужасно – ни отцовского поцелуя, ни благословения. ... ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше».
На картине датского художника Лаурица Туксена царская невеста в белом.
Из-за того, что свадьба совпала с трауром, молодые не устраивали ни пышных празднеств, ни свадебных путешествий.
Любопытная деталь: обстановка этой свадебной церемонии дошла до нас благодаря труду художников. Но тут произошло разночтение! На картине Ильи Репина во время венчания Александра Федоровна изображена в золотом платье, а на картине датского художника Лаурица Туксена – в белом. Чем была вызвана такая цветопередача – непонятно.
Мантию невесты оба художника передали весьма реалистично.
Ну а теперь слово о «проблемных» невестах. Одной из самых знаменитых красавиц, вскруживших голову наследника российского престола, была польская графиня Жанетта Антоновна Грудзинская. Ее чары поразили в самое сердце великого князя Константина Павловича. Отрекаясь от престола в пользу своего брата Николая. он аргументировал свой фатальный шаг, в том числе, выбором в пользу брака с любимой женщиной.
Он не стал Константином Первым.
Наследник престола отрекся от которы, в том числе, благодаря этой польской красавице.
Чары другой польской красавицы едва не лишили рассудка и племянника Константина Павловича, будущего российского императора Александра Второго. Его первой любовью стала фрейлина его матери, польская дворянка Ольга Калиновская. Юный наследник был так страстно влюблен, что даже заявил о своем намерении отречься от престола, если отец воспротивится их браку. Помня о примере собственного брата, Николай Первый решил действовать незамедлительно. Молодых насильно разлучили, а вскоре Ольга была выдана замуж за богатого польского дворянина.
Екатерина Долгорукова.
Однако, на этом любовные истории Александра Второго не закончились. Сперва он едва не женился на королеве Виктории. А затем, вроде бы по любви, вступил в брак с принцессой Марией Гессен-Дармштадской. Мария Александровна была очень набожна, скромна и часто мучалась различными недугами. Многочисленные роды и болезни ослабили ее организм. Эти обстоятельства стали настоящей пропастью между супругами. В череде своих тайных увлечений Александр Второй нашел свою вторую супругу – Екатерину Долгорукову.
Она влюбилась в Александра Николаевича, будучи совсем юной. Еще во время того, как Александр Второй находился в официальном браке с Марией Александровной, она стала матерью его наследников, и, фактически, стала второй женой любвеобильного монарха.
Александр Второй с Екатериной Михайловной и детьми.
Когда Мария Александровна скончалась, Александр Второй решил незамедлительно жениться на своей Катеньке. Их венчание в Екатерининском дворце Царского Села состоялось всего через 46 дней после смерти Марии Александровны. Этот факт поверг в шок российское общество. Новую супругу императора не принимали дети Александра Николаевича и многие представители светского общества. Однако, несмотря на осуждение, они были вместе. Многие мемуары тех лет свидетельствуют о том, что Екатерину Долгорукову считали опасной и корыстной барышней. Но, скорее всего, она была просто влюбленной женщиной, которая не имела никаких политических амбиций.
Вот такие три романовские невесты: очень таинственные и невероятно разные!
Диадема, в которой Александра Федоровна представла на венчании.
В этих серьгах-вишенках венчались многие представительницы дома Романовых.
Journal information