Красивейшие работы местных керамистов можно рассматривать вечно. В архитектурном убранстве зданий они создают эффект этакого «калейдоскопа», который, играя красками и деталями, вызывает у смотрящего разные ассоциации. Мне узбекская керамика напомнила фактуру драгоценных минералов и окрас экзотической птицы – одновременно.
Однако, для того, чтобы достичь такого ошеломительного эффекта, керамисту нужно быть настоящим специалистом в своем деле. Как складывалось производство глазурированной керамики в Узбекистане и чем оно примечательно?
Я подготовил для вас краткую информацию по этому виду ремесла и много-много фотографий! А вам нравится керамическое убранство культовых зданий в Узбекистане?
2.
Историю развития керамики в узбекской архитектуре можно разделить на несколько этапов. В 10-12 веках плитка использовалась исключительно для облицовки экстерьеров. Это была рельефно-орнаментальная плитка.
3.
4.
5.
Позже рельеф перестает играть решающую роль в оформлении глазурованных панно, теперь на первое место выходит декор. А с 14 века начинает применяться совсем новый материал - мозаика. И 16 век характеризуется переходом к упрощенно-удешевленным техникам майолики.
6.
7.
8.
9.
С 12 по 14 века декор обогатился цветом.
10.
11.
12.
13.
Цветная глазурованная керамика первоначально использовалась в виде вставок - отдельных цветовых поясов в полотно кирпичей. Со второй половины 14 века керамическая облицовка уже покрывала как экс- так и интерьер зданий зачастую сплошным ковром.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Хронологически первым полихромным глазурованным материалом стала резная поливная терракота. Сначала ее покрывали лишь одноцветной бирюзовой глазурью. А к концу 14 века начинают изготавливать менее выпуклый рельеф, и цветовая палитра становится более разнообразной. К шедеврам керамического искусства того времени относятся архитектурный ансамбль Шахи-зинда в Самарканде и мавзолей Буян-Кули -хана в Бухаре.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
После обжига такой материал легко поддавался распилке. Выпиливались элементы заранее продуманного орнамента, а потом они точно подгонялись друг к другу. Отдельно выпиливались все элементы мозаики - цветы, стебли, орнамент:Тон мозаик становится особенно интенсивен.
35.
36.
В конце 15 века фасады декорируются все более скромно, в то время как убранство интерьеров поражает своей яркостью.
37.
38.
Из-за кризиса 17 века глазурованные панно этого периода лишились постоянства и строгости цвета, характерного для 15 века. Сама цветовая гамма становится более пестрой.
39.
40.
41.
42.
43.
Активно вводятся желтые и зеленые тона. Изображения изменяются в строну реалистичной манеры исполнения. В монументальную архитектуру проникают декоративные мотивы народного творчества.
44.
45.
Литература: build.rin.ru
Journal information