Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Узбекская керамика в архитектуре

Хотите я покажу вам, ради чего стоит, не задумываясь, планировать свое путешествие в Узбекистан? Конечно же, ради местной глазурированной керамики, которая украшает величественные мечети, медресе и другие культовые сооружения. Этот вид керамики считается настоящим национальным брендом, наряду с уникальным деревянным зодчеством, которому я посвятил предыдущий пост.

Красивейшие работы местных керамистов можно рассматривать вечно. В архитектурном убранстве зданий они создают эффект этакого «калейдоскопа», который, играя красками и деталями, вызывает у смотрящего разные ассоциации. Мне узбекская керамика напомнила фактуру драгоценных минералов и окрас экзотической птицы – одновременно.

Однако, для того, чтобы достичь такого ошеломительного эффекта, керамисту нужно быть настоящим специалистом в своем деле. Как складывалось производство глазурированной керамики в Узбекистане и чем оно примечательно?

Я подготовил для вас краткую информацию по этому виду ремесла и много-много фотографий! А вам нравится керамическое убранство культовых зданий в Узбекистане?
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика




Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
2.

Историю развития керамики в узбекской архитектуре можно разделить на несколько этапов. В 10-12 веках плитка использовалась исключительно для облицовки экстерьеров. Это была рельефно-орнаментальная плитка.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
3.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
4.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
5.

Позже рельеф перестает играть решающую роль в оформлении глазурованных панно, теперь на первое место выходит декор. А с 14 века начинает применяться совсем новый материал - мозаика. И 16 век характеризуется переходом к упрощенно-удешевленным техникам майолики.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
6.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
7.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
8.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
9.

С 12 по 14 века декор обогатился цветом.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
10.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
11.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
12.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
13.

Цветная глазурованная керамика первоначально использовалась в виде вставок - отдельных цветовых поясов в полотно кирпичей. Со второй половины 14 века керамическая облицовка уже покрывала как экс- так и интерьер зданий зачастую сплошным ковром.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
14.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
15.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
16.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
17.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
18.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
19.

Хронологически первым полихромным глазурованным материалом стала резная поливная терракота. Сначала ее покрывали лишь одноцветной бирюзовой глазурью. А к концу 14 века начинают изготавливать менее выпуклый рельеф, и цветовая палитра становится более разнообразной. К шедеврам керамического искусства того времени относятся архитектурный ансамбль Шахи-зинда в Самарканде и мавзолей Буян-Кули -хана в Бухаре.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
20.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
21.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
22.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
23.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
24.

Апогеем развития искусства глазурованной архитектурной керамики считается конец 14 -начало 15 веков. В это время рельеф постепенно уменьшается, и декор превращается в плоскую одноцветную майоликовую плиту. Роспись исполняется в подглазурной технике.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
25.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
26.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
27.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
28.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
29.

Вопрос фона решается как правило в пользу ультрамаринового. А орнаментов - желтого или белого. Белыми выписывались обычно и буквы надписей. Кроме того, в 14 веке появляется мозаика, а к 15 веку она уже достигает совершенства. Основой ее изготовления служила глиняная масса с большим количеством мелкопросеянного кварцевого песка.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
30.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
31.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
32.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
33.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
34.

После обжига такой материал легко поддавался распилке. Выпиливались элементы заранее продуманного орнамента, а потом они точно подгонялись друг к другу. Отдельно выпиливались все элементы мозаики - цветы, стебли, орнамент:Тон мозаик становится особенно интенсивен.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
35.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
36.

В конце 15 века фасады декорируются все более скромно, в то время как убранство интерьеров поражает своей яркостью.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
37.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
38.

Из-за кризиса 17 века глазурованные панно этого периода лишились постоянства и строгости цвета, характерного для 15 века. Сама цветовая гамма становится более пестрой.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
39.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
40.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
41.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
42.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
43.

Активно вводятся желтые и зеленые тона. Изображения изменяются в строну реалистичной манеры исполнения. В монументальную архитектуру проникают декоративные мотивы народного творчества.
Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
44.

Узбекистан, Бухара, Самарканд, мозаика, поливная керамика
45.

Литература:
build.rin.ru

Tags: Бухара, Самарканд, Узбекистан, керамика, мозаика, путешествия, фото 2018
Subscribe

Posts from This Journal “Узбекистан” Tag

promo vadimrazumov.ru november 6, 10:41 5
Buy for 100 tokens
Этот волнительный, но очень важный для меня момент настал! В конце каждого года блог "Летопись русской усадьбы" презентует календарь с моими работами. И если в прошлом году мы вдохновлялись Пушкиным и старыми парками с "Приютом задумчивых дриад", то в этом году нас ждут "Акценты". Какие они? Яркие…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Узбекистан” Tag