Но больше всего в этом путешествии меня поразил искусный резной декор, которым в Узбекистане традиционно украшают мечети и другие знаковые постройки. Особенно в плане декора отличаются Самарканд и Бухара. В этих городах искусные произведения из дерева запросто можно назвать самостоятельной достопримечательностью.
Русских туристов в Бухаре встречает русский сюрприз с местным колоритом – торговый дом легендарного предпринимателя, мецената и ценителя искусства Саввы Морозова. Для своей фабрики в Орехово-Зуево он закупал здесь хлопок и продавал готовые изделия покупателям. Это красивое здание, в котором сейчас находится художественный музей, тоже украшено дивными деревянными орнаментами.
Я подготовил для вас подборку дверей Бухары и Самарканда, декорированных резьбой. А вам как такой восточный колорит?
Дата фотографий: 15 и 18 апреля 2018 года.
2.
Резьба по дереву – это настоящая гордость узбекского народа. Это ремесло было известно еще с древнейших времен.
3.
4.
Отдельной его разновидностью является «дарвозаи каламакори», что в переводе на русский язык означает «двери ручной работы».
5.
6.
Примечательно, что даже в наш век технологий эту резьбу невозможно повторить с помощью автоматических приборов. Они по-прежнему изготавливаются исключительно вручную!
7.
8.
При изготовлении подобных орнаментов мастер должен обладать не только художественным вкусом, но и прекрасно разбираться в фактурах дерева и обладать мастерством ювелира.
9.
10.
11.
Эти удивительные двери изготавливаются из особого материала – каргача, который является одной из разновидностей вяза.
12.
13.
В орнаменте дверей существуют три основных стиля - багдади, ислими и паргори.
14.
15.
Багдади - представляет собой резьбу в виде бесфоновых геометрических орнаментов. Этот стиль используется на всей территории Узбекистана и необычайно широко распространен в Хиве и Ташкенте. Художественная композиция составляется из правильных геометрических узоров.
16.
17.
Название свое этот стиль получил от древнего названия дверей, имеющих филенчатую конструкцию. Багдади используется преимущественно для обрамления различных изделий, которые могут быть изготовлены с применением других стилей.
18.
19.
Паргори - стиль, преимущественно используемый в Коканде и Ташкенте. Этот тип представляет собой плоско рельефную технику, получившую название от этнического наименования циркуля - паргор. Рисунок наносится на заготовку циркулем, создается кружевной витиеватый узор из геометрических фигур.
20.
21.
Элегантное сочетание кругов разного диаметра, квадратов, треугольников создают необычайно привлекательный орнамент, который мастер-уймакор талантливо воплощает в изделии. Этот стиль отличается не только своим изяществом и неглубокой резьбой, но и четкостью линий, своеобразностью геометрического кружевного рисунка, в котором невероятно сочетаются свет и тень.
22.
23.
Ислими - отличается более углубленным рисунком и используется как отдельно, так и в сочетании с другими техниками. Мастера создают великолепные вещи, достойные восхищения.
24.
25.
Техника может быть выполнена в один слой или же быть многослойной. Только лучшие мастера владеют трехслойной техникой резьбы, когда каждый слой эффектно дополняет предыдущий. В результате получается необычайной красоты композиция, от которой сложно отвести взгляд.
26.
27.
Завораживая сложными рельефными геометрическими и растительными узорами в грандиозном архитектурном дизайне или небольших изделиях мастер вкладывает в свою работу частичку своей души, словно оживляя свое творение.
28.
29.
30.
Изначально орнамент разрабатывается в бумажном варианте и только затем применяется к заготовке. Мастер сочетает натуральный природный рисунок древесины и созданный им узор, создавая единое целое.
31.
32.
33.
34.
Journal information