Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Богородицкий дворец – родина первого в России детского театра. 10 фактов о творении Болотова

Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда берет начало традиция создания специализированных детских театров в России? Сегодня театры для маленьких зрителей и студии, в которых ребятишки могут обучаться театральному искусству – явление повсеместное. Но еще в XVIII веке детский театр был новинкой и настоящей сенсацией: громкой и спорной. Как вы думаете, в каком городе появился первый русский театр? Вовсе не в Санкт-Петербурге! И даже не в Москве! Он был создан гениальным ученым, паркостроителем и общественным Андреем Тимофеевичем Болотовым при дворце Бобринских в Богородицке. Но это, увы, малоизвестный факт.

Давайте вместе узнаем 10 самых интересных фактов о театральном гении Андрея Тимофеевича Болотова и создании театра в Богородицке! Где находился театр? Чем руководствовался Болотов при его организации? Почему у детских пьес было совсем не детское - в современном понимании этого слова, содержание? Почему детские театры многие считали вредными для детей? Что стало с богородицким театром после Болотова? И кто продолжает старинные театральные традиции города в наши дни?

А вы что-нибудь слышали о театре Болотова в Богородицке? Знали ли вы о том, что он был еще и талантливым театралом?

Больше постов о Богородицком дворце и его истории вы сможете найти здесь. Думаю, вам также будет интересно ознакомиться с 10 интересными фактами об Андрее Тимофеевиче и отправиться в путешествие по его усадьбе в Дворяниново.





1) Идея о создании детского театра пришла Болотову во время его собственного Дня рождения

Андрей Тимофеевич Болотов захотел осуществить идею о создании театра для детей во время празднования своего 41-летия, 18 октября 1779 года. Болотов был слишком талантлив и трудолюбив, чтобы откладывать реализацию этой идеи на будущее. Он сразу же приступил к реализации своей идеи.


Андрей Тимофеевич Болотов.

2) Первый в истории России спектакль в детском театре был дан 5 декабря 1779 года

24 ноября 1779 года юные жители Богородицкого дворца и сын Болотова Павел предстали перед публикой в роли героев пьесы М.М. Хераскова «Безбожник». По воспоминаниям Болотова, детям очень понравилось готовиться к спектаклю и премьера прошла хорошо.



3) Болотов хотел внедрить театральное действо детей в систему базового воспитания

В отличие от многих современных родителей, Болотов видел в детском театре вовсе не реализацию творческих способностей чад, и даже не борьбу с их страхом перед публичными собраниями. Болотов хотел, чтобы играя свои роли, дети учились различать добро и зло, искренность от фальши, а настоящее счастье – от придуманного. В его репертуар входили такие произведения, в которых было явное деление на плохих и хороших героев. Таким образом, Болотов хотел сделать детские театры мощной школой морали.



4) Театральные постановки детского театра проходили на территории дворцового комплекса в Богородицке

Первый спектакль богородицкого театра состоялся в одном из парадных залов дворца Бобринских. Спустя некоторое время, сцена и помещения для репетиций театра были оборудованы в одном из флигелей дворца, который, к сожалению, до наших дней не сохранился.



5) Болотов написал многие пьесы для театра самостоятельно

Таланты Андрея Тимофеевича Болотова, как мне кажется, находятся где-то за пределами человеческого разума. Он смог проявить себя не только во многих отраслях науки, искусства и садовом паркостроении, но и стал весьма интересным драматургом. Специально для своего театра Болотов написал несколько пьес. Самыми известными из них были пьесы «Честохвал», «Несчастные сироты» и «Награжденная добродетель». Последнюю, кстати, Болотов считал одной из самых удачных собственных пьес.



6) При написании пьес Болотов не делал поблажек «нежной детской психике»

Это в наши дни многочисленные психологи утверждают, что любые негативные сюжеты могут нанести непоправимую травму детской психике. В XVIII веке детей рано знакомили с реалиями жизни. В театральных пьесах Болотова дети играли сцены, в которых они нередко превращались в бедных и обездоленных наследников, испытывали настоящие страдания, преодолевали трудности и совершали подвиги. Такие произведения не имели ничего общего с сегодняшними сказочными и «ванильными» сюжетами, предлагаемыми детям в театральных студиях. Но именно в этом мыслитель и видел реальную подготовку ребенка к взрослой жизни.


Дети в 18 веке на картине Франсуа-Юбера Друэ.

7) Болотов создавал гениальные театральные декорации

Исследователи отмечают, что оснащение детского театра в Богородицке ничуть не уступало «взрослым» театром. Здесь было все, что нужно для проведения зрелищных спектаклей: поднимающийся занавес, суфлерская будка, специальное сценическое освещение, партер. Двойные кулисы позволяли мгновенно менять декорации, нарисованные при участии самого А.Т. Болотова, который был неплохим художником.



8) Детский театр в Богородицке стал действительно популярным

У театра, созданного Болотовым, действительно были поклонники. Ими были обычные взрослые люди, многие из которых были блестяще образованы и искушены в теаатральной жизни страны. При словосочетании «детский театр» современному человеку сразу же приходят на ум милые и несмышленые малыши на сцене и полный зал родителей, еле сдерживающих слезы умиления. Но в те годы все было иначе. Детей с раннего детства приучали к труду и обязанностям наравне со взрослыми. В случае с театром в Богородицке мы имеем дело с настоящим сценическим трудом по типу «взрослых» театров в наши дни. Современники вспоминали, что на представления в Богородицк запросто могли приехать более 200 человек. И это учитывая то, что во времена Болотова Богородицк был очень мал.


Спектакль "Несчастные сироты".

9) Создав детский театр, Болотов вызвал в свой адрес серьезную волну критики

Великому управляющему Богородицкого дворца многие завидовали. Его многочисленные таланты трудно было как-либо поставить под сомнение. Однако, создание театра стало тем самым событием, благодаря которым у недоброжелателей Болотова появились козыри в руках. Они утверждали, что Болотов плохо влияет на детей и подрывает их образование в связи с тем, что репетиции отнимают у них время, которое следовало бы потратить на учебу. После отъезда Болотова из Богородицка театр прекратил свое существование в былом виде.



10) В наши дни театральные традиции Болотова в Богородицке продолжает театр «У Гаши»

В Богородицке существует замечательный домашний театр «У Гаши». Несмотря на то, что его участники не позиционируют себя, как прямые преемники болотовского театра, да и среди участников театра числятся люди всех возрастов, этот коллектив во многом хранит и воспроизводит в наши дни традиции, заложенные Болотовым. Театр регулярно организует спектакли по пьесам Андрея Тимофеевича, занимается просветительской работой и популяризацией Болотовского наследия. Театр «У Гаши» тесно сотрудничает с Богоролицким музеем и является неотъемлемой частью всех зрелищных событий в городе. В наши дни театр «У Гаши», как и театр Болотова, дает масштабные представления в Богородицком дворце, которые привлекают многих жителей Богородицка и туристов.



Источники:
1) www.bogoroditsk.ru
2) www.btula.ru
3) www.ugashi.ru

Фото спектаклей: официальная страница домашнего театра «У Гаши» ВКонтакте.
Tags: 10 фактов, А.Т. Болотов, Бобринские, Богородицк, Тульская область, театр "У Гаши", театры
Subscribe

Posts from This Journal “Богородицк” Tag

promo vadimrazumov.ru 23:09, wednesday 12
Buy for 100 tokens
"Живой журнал" отметил юбилей - 25 лет. Уже много лет наблюдаю за тем, как многие рассуждают об уходе эпохи ЖЖ. И много лет не нахожу для себя ничего лучше этой платформы - для описания усадеб она подходит идеально! За 15 лет ведения блога "Живой журнал" преподнес мне множество…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment