Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Деревянные храмы Архангельской области сверху

В этот светлый и теплый праздничный день продолжаю с вами путешествовать по храмам Архангелськой области. Сегодня небольшая подборка фотографий храмов "с высоты неба", сделанных во время последней экспедиции вдоль реки Онеги.

Архангельская область, храмы сверху



Дата фотографий: 6-8 марта 2018 года.

Собор Успения Пресвятой Богородицы - главный храм Александро-Ошевенского монастыря. В этом большом двухэтажном храме 1709 года шесть приделов и колокольня. В конце 1980-х в Ошевенск приезжали реставраторы, разобрали на храме текущую крышу, но уехали и оставили храм погибать без крыши вообще.Архангельская область, храмы сверху
2.

Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. Церковь построена в 1665 году и является классическим образцом шатрового зодчества - «восьмерика на четверике». Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо».Архангельская область, храмы сверху
3.

Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 года и колокольня 1793 года. В Преображенской церкви проводятся службы. Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии.Архангельская область, храмы сверху
4.

Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. Колокольня в Турчасово (1793 год) традиционна для нижней Онеги. Она отличается только очень большими размерами и простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.Архангельская область, храмы сверху
5.

Сырья. Церковь Николая Чудотворца. 1866-67 гг. повторяет формы прежней обветшавшей церкви 1667 года (есть упоминание, что купольное завершение со шпилем установлено взамен шатрового), и построена на ее месте в память существовавшего здесь монастыря.Архангельская область, храмы сверху
6.

Пияла. До недавнего времени комплекс представлял собой типичный для бассейна Онеги, так называемый "тройник", состоявший из трех зданий: двух церквей, шатровой и кубоватой, и отдельно стоящей колокольни. С утратой Климентовской церкви сохранившиеся сооружения погоста в значительной степени потеряли логическую композиционную взаимосвязь, столь характерную для подобных ансамблей деревянного зодчества Севера. Ведущей композиционной доминантой ансамбля является крещатая, типа "восьмерик на четверике", шатровая Вознесенская церковь. Она видна из любой точки села и ее шатер служит своеобразным ориентиром при движении по реке на лодке. Климентовская церковь, сгоревшая в 1967 году, располагалась в нескольких метрах на северо-восток, а двухъярусная, шестигранная в плане колокольня отодвинута на северо-запад ближе к реке. Подобный принцип размещения построек типичен для целого ряда аналогичных комплексов Каргополья XVII-XVIII веков.Архангельская область, храмы сверху
7.

Пияла. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. По-видимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями.Архангельская область, храмы сверху
8.

Поле (Есенская). Церковь Богоявления Господня (1853 год). Церковь находится на западной окраине деревни Поле на холме на южном берегу реки Кодина, правого притока Онеги. Состоит из четырёх основных срубов, рубленых «в обло» из брёвен диаметром 25—30 см, стоит на земле. Основной сруб церкви представляет собой двусветный четверик размерами 8,4×8,8 м, перекрытый кубоватой тёсовой кровлей с двумя поставленными друг на друга восьмериками в центре, поддерживающими шею и главку (последние не сохранились, восстановлены после 1990 года). Остальные три сруба — пятигранный алтарь, трапезная и притвор, над которым поставлена колокольня.Архангельская область, храмы сверху
9.

Подпорожье (Медведевская, Жеребцова Гора). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь достойно представляет блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества.Архангельская область, храмы сверху
10.

Лявля. Церковь Николая Чудотворца. Наиболее древняя из шатровых храмов – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. дДревний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый "восьмерик от пошвы". К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных брёвен "в обло" (с остатком), притвор рублен из бруса "в лапу". Восьмерик и прирубы в верхней части имеют повалы. Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Шатер является продолжением сруба, но брёвна рублены "в реж" (с просветами), так же "в реж" рублена и глава и барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле является цельной срубной конструкцией. Шатёр, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили гранёную форму. У основания шатра и бочек устроены "полицы", которые служили для отвода дождевой воды от стен церкви. Притвор покрыт на два ската тесом.  Мощный, почти без окон, восьмерик с двумя прирубами выглядит очень монументально, декоративных деталей практически нет, только лемех покрытия и фигурные завершения "полиц". Первоначально эта суровость облика храма смягчалась более стройными пропорциями восьмерика и висячими галереями с крыльцом.Архангельская область, храмы сверху
11.

Источники:
1. А.Б. Бодэ "Архитектурный путеводитель по Онеге"
2. sobory.ru

Tags: #churchgodview, Архангельская область, Каргопольский район, Онежский район, Приморский район, деревянная архитектура, квадрокоптер, подборки, фото 2018, храмы сверху, церкви
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Православные храмы сверху, 2016-2017

    Я еще раз поздравляю вас со светлым праздником Рождества Христова! И сегодня я подготовил для вас необычный пост. Вы когда-нибудь задумывались над…

promo vadimrazumov.ru march 2, 20:25 3
Buy for 100 tokens
Одним из главных итогов прошлого года стало для меня начало сотрудничества с издательством Modimio. Мы с коллегами запланировали создать серию журналов, посвященных русским усадьбам. Да, мы прекрасно понимали, что подобные проекты ранее уже были реализованы другими издательствами. И решили пойти…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments