Как же проходили реставрационные работы в церкви? Как сейчас выглядит храм Михаила Архангела в Тарханах? Об этом – ниже.
Кстати: а вы посещали усадьбу Лермонтова в Тарханах? Какое впечатление она на вас произвела?
Фото: Официальный сайт музея-заповедника "Тарханы".
На официальном сайте Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» содержится подробное описание хода реставрационных работ, которое сопровождается фотографиями. Процитирую официальный источник:
«В 2016 году специалистами института «Спецпроектреставрация» (г. Ульяновск) при обследовании памятника зафиксировано, что кирпичные стены внутренних помещений имеют многочисленные дефекты в виде волосных трещин и локальных отслоений окрасочного слоя, покрыты слоем копоти из-за нарушения естественного воздухообмена. Клапаны-хлопушки, установленные в окнах светового барабана, с задачей вытяжной вентиляции не справляются. Подобное состояние требовало проведения ремонтно-реставрационных работ.
Потребовалось 2 года для подготовки полного пакета документов. Средства для проведения реставрационных работ были выделены благотворительным фондом А. Усманова «Искусство, наука и спорт», г. Москва.
На первом этапе восстанавливалась система воздухообмена: через наружные стены всех помещений нижнего яруса церкви был организован приток воздуха извне посредством установки восьми стеновых приточных клапанов. Они автоматически регулируют подачу воздуха в зависимости от влажности внутри церкви.
Под куполом светового барабана установлены два бесшумных вентилятора с воздуховодами и многофункциональными вытяжными устройствами для удаления копоти и влаги из здания.
Вторым этапом стали трудоемкие работы по установке лесов внутри церкви. Из-за сложной планировки объекта приходилось наряду с металлическими инвентарными лесами изготавливать и устанавливать неинвентарные леса из бруса и досок. Высота лесов в куполе светового барабана достигала 18 метров.
Самым важным этапом стала реставрация монументальной живописи и внутренних помещений церкви. Это очень трудоемкая работа включала в себя следующие стадии: удаление поверхностных загрязнений живописи и фона, въевшейся копоти; укрепление отставшего от основы грунта стенописи; заделка трещин в грунте живописи; дезинфекция живописного слоя и другие сложные манипуляции.
Художники-реставраторы АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» г. Москвы провели реставрационные работы за короткий срок (один месяц) и на высоком профессиональном уровне, что позволило вернуть живописи церкви первоначальный колорит и обеспечить ее сохранность на многие годы».
Источник, фото: tarhany.ru
Journal information