Вчера, в рамках поездки "Усадебного экспресса", я посетил Александров и Александровскую слободу. Эта поездка стала моим пятым визитом в Александров. И вот, я решил, что наконец-то пора заняться серьезной съемкой бывшей резиденции Ивана Грозного. Поэтому перед поездкой я подготовил архивные снимки первого фотографа русских древностей Ивана Федоровича Барщевского и пионера цветной архитектурной съемки Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В первом посте покажу вам фотосравнения, сделанные по точкам съемки Барщевского.
Иван Барщевский снимал Владимирскую область в 1883-1887 годах. За это время он отснял древние храмы Владимира, Мурома, Суздаля, Боголюбово, Гороховца, Юрьев-Польского. Скорее всего, Александров он снимал в 1887 году, этим же годом датируется фотография Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря в Махре Александровского уезда Владимирской губернии.
В Александрове Барщевским были сделаны 14 снимков Александровской слободы: Троицкий собор, Покровский собор, церковь Успения, церковь Распятия. Среди фотографий интерьеры Троцкого собора: западный портал, наличники дверей и Новгородские Васильевские двери. Также в Музее архитектуры хранится коробка с 14 фотографиями изразцов из келий.
Давайте посмотрим, насколько сильно изменились достопримечательности Александрова с течением времени!
Александров, Алекандровская слобода, Успенский монастырь.
В 1513 здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор). В 1564-1581 в слободе находилась резиденция Ивана Грозного. В 1578 основана первая на Руси типография. После отъезда Ивана Грозного в Москву Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1508-1513.
Успенская церковь (XVI-XVII вв.) - домовый храм великой княгини. Это небольшая по объему изысканных пропорций церковь, расположенная на высоком белокаменном подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба - надежные хранилища сокровищ московских государей Василия III и Ивана IV. Легенда рассказывает, что именно из этих погребов в XVI веке по таинственному подземному переходу - "Государевой трубе" - можно было проехать на тройке лошадей и беспрепятственно покинуть царскую резиденцию. Покровская церковь (XVI-XVII вв.) - редчайший памятник русской средневековой архитектуры, древнейшим ядром которого является знаменитый домовый храм царя Ивана. На гранях его шатра сохранилась уникальная, не имеющая аналогов, фресковая роспись, заказчиком которой был сам Иван Грозный. Роспись поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Долгие часы проводил первый русский царь Иван IV в этом храме, творя молитвы и размышляя о судьбе вверенного ему государства.
2. Успенская церковь. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
Деревья за это время явно подросли, да и столб вырос с проводами.
3. Фото: 31 марта 2018 года.
Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1508-1513.
Еще один снимок Успенской церкви, но уже со стороны севера. Слева церковь Сретения Господня, 1601-1690 гг.
4. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
На совремtнной фотографии видны отличия: не сохранился каменный тамбур с кокошником над входом в Сретенскую церковь слева и деревянный забор справа и на заднем плане. Успенская церковь без одной печной трубы.
5. Фото: 31 марта 2018 года.
Церковь Сретения Господня, 1601-1690 гг.
Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Пол в алтаре храма был белокаменный, а в трапезной части – кирпичный, в нач. XIX в. частично покрыт лещадью. Обогревалась церковь двумя изразцовыми печами, одна находилась в алтаре и топилась из пристроенной с востока палатки, другая была в трапезной части.
6. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
Главное отличие - это отсутсвие тамбура с кокошником на входе.
7. Фото: 31 марта 2018 года.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1508-1513 гг.
Покровская церковь - редчайший памятник русской средневековой архитектуры, древнейшим ядром которого является знаменитый домовый храм царя Ивана Грозного. На гранях его шатра сохранилась уникальная, не имеющая аналогов, фресковая роспись, заказчиком которой был сам Иван Грозный. Роспись поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Долгие часы проводил первый русский царь Иван IV в этом храме, творя молитвы и размышляя о судьбе вверенного ему государства.
8. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
Точка съемки Барщевским сейчас закрывается деревьями.
9. Фото: 31 марта 2018 года.
Ракурс ближе.
10. Фото: 31 марта 2018 года.
Собор Троицы Живоначальной, 1508-1513 гг.
Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в,) и торжественные "злаченые" Новгородские двери (1336г.).
11. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
Старый ракурс Барщевского тоже закрыт деревьями, но зимой еще можно проследить сходство.
12. Фото: 31 марта 2018 года.
Троицкий собор. Западный портал.
В 1947 году Центральные государственные научно-реставрационные мастерские восстановили значительно обветшавший памятник. Удалили поздние четыре главки, сделали отмостку вокруг него с отводом воды по кюветам в сторону, восстановили подклети, отремонтировали купол и устроили водяное отопление. Ранними исследованиями постройка Троицкого собора относилась к 1513 году. Основанием служила найденная в рукописном служебнике XVI века из библиотеки Троице-Сергиева монастыря приписка другим почерком на полях книги о том, что «Лета 7022 декабря в 11 день священна бысть церковь Покрова пресвятыя Богородицы в новом селе Александровском, тогда ж князь Великий и во двор вшел».
13. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
Как вам реставрация?
14. Фото: 31 марта 2018 года.
Троицкий собор. Деталь наличника западной двери.
15. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
16. Фото: 31 марта 2018 года.
Общий вид западного портала.
17. Фото: 31 марта 2018 года.
Троицкий собор. Новгородские Васильевские двери. 1336 г.
Медные створчатые врата, привезённые Иваном IV из карательных походов на Тверь и Новгород. В южном входе помещены врата, снятые Грозным царём в 1570 году из южного придела новгородского Софийского собора (их называют также Васильевскими - по имени новгородского архиепископа, поставившего эти двери в 1336 году). Устанавливая врата в Троицком соборе, их дополнили несколькими новыми изображениями. Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи в семь ярусов 28-ю пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотом на библейские сюжеты. Любопытно, что среди этих сюжетов присутствуют не только канонические, но и аллегорические (например, "Весы духовные"), и даже апокрифические ("Китоврас с царём Соломоном"). На среднем валике - изображение архиепископа Новгородского Василия с руками, поднятыми к изображению Иисуса Христа. Тут же пояснительная надпись: "Молит архиепископ Василий". Сейчас высота врат - около трёх метров, ширина - один метр сорок сантиметров. Тверские ворота стоят в западном портале собора. Их деревянные створы разделены на части поперечными досками и обложены медными листами, укреплёнными с помощью декоративных гвоздей с восьмилепестковыми шляпками. На внутренней стороне один из листов украшен гравированным изображением Пресвятой Троицы. Предполагается, что врата эти были заказаны не позже ХIV столетия для одного из тверских соборов.
18. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
19. Фото: 31 марта 2018 года.
Троицкий собор. Деталь наличника южной двери
20. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
21. Фото: 31 марта 2018 года.
22. Фото: 31 марта 2018 года.
Троицкий собор. Новгородские Васильевские двери. Деталь.
23. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
24. Фото: 31 марта 2018 года.
Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты, 1508-1570 гг.
Построенная вскоре после новгородского погрома, церковь-колокольня стала памятником кровавой расправы, устроенной царем Иваном Грозным жителям несчастного города и земли Новгородской. Монументальное величие и мощь выражены в архитектурной форме безвестным гением с исключительной силой и пафосом. В ранних описаниях сооружение колокольни относилось ко времени переезда царя Ивана в Слободу на постоянное жительство (1565 г.). Архитектор П. С. Полонский при реставрации памятника в 1945 году вскрыл зондажем в первой галерее на высоте 14 м карниз раннего столпа. В других местах в толще стены были обнаружены заложенные горизонтальные профильные тяги, наличники. Первоначальный столп, видимый между пилонами, имел с наружной стороны три яруса. Верхний ярус значительно уже нижних. Во всех ярусах имелись оконные проемы. Так неожиданно подтвердилась старинная гравюра датского посла Ульфельда с видом, на которой показана в этом месте двухстолпная звонница с круглым покрытием.
25. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
На фотографии Барщевского на заднем плане видна Успенская церковь.
26. Фото: 31 марта 2018 года.
Более современный ракурс без деревьев.
27. Фото: 31 марта 2018 года.
Церковь-колокольня Распятия Христова и Марфины палаты, 1508-1570 гг. Вид со звонницы Успенской церкви.
В 1969 году закончились реставрационные работы над памятником. Был открыт и восстановлен белокаменный цоколь, произведен ремонт шатра, крыши, лестниц, Марфиной палаты. Удалены поздние перегородки, сбита штукатурка со стен. Устроено водяное отопление. В палате сохранилась старинная кафельная печь. В бывшей Марфиной палате в 1968-1975 годах размещался отдел атеизма, а в колокольне — планетарий.
28. Фото: Иван Барщевский, 1883-1887 годы.
Я уже не стал залезать на звонницу Успенской церкви с которой снимал Барщевский, зимой обычно доступ на колокольни в Слободе закрыт, поэтому ракурс с земли. Жду ваших снимков с этого ракурса.
29. Фото: 31 марта 2018 года.
Иван Барщевский, в отличие от Прокудина-Горского, не снимал общего вида Александровской слободы. Но об этом поговорим в следующем посте.
Journal information