Он был лично знаком со многими представителями рода Бобринских, проходил с ними рука об руку некоторые важные жизненные этапы и приглашал владельцев Богородицкого дворца в свое имение в Ясной Поляне. Существует версия о том, что вдохновившись прекрасной усадьбой Бобринских, писатель перенес ее в свой роман «Анна Каренина», сделав домом Вронского. Этот вопрос мы обязательно скоро обсудим в посте на тему «А был ли Вронский?».
А пока я предлагаю вам узнать, с кем из Бобринских Льва Толстого связывала дружба, с кем из потомков Екатерины Второй он любил спорить о религии и какие характеристики владельцев Богородицкого дворца можно встретить в дневниках семьи Толстых! Мы продолжаем серию постов про Богородицк!
Кстати: а вы знали о том, что Лев Николаевич Толстой и представители рода Бобринских были знакомы?
Выражаю огромную благодарность директору Богородицкого дворца-музея Марине Владимировне Жерздевой, а также – всем его сотрудникам за гостеприимство и помощь в углубленном знакомстве с историей города.
1) Первые воспоминания о Бобринских в дневниках Льва Толстого датированы 1856 годом.
Именно в это время Лев Николаевич служил в армии вместе с Владимиром Алексеевичем и Алексеем Павловичем Бобринскими. Вместе они приняли участие в Крымской войне и проявили себя настоящими героями. Но и после участия в военных действиях Толстой и Бобринские неоднократно виделись на балах и светских приемах.
2) Алексей Павлович Бобринский неоднократно гостил в Ясной Поляне.
Выдающийся государственный деятель, министр путей и сообщения Алексей Павлович Бобринский был гостем Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне. Несмотря на то, что каждый такой визит заканчивался эмоциональными дискуссиями сторон о вопросах мироздания и несовпадением жизненных позиций по некоторым вопросам, Толстой и Бобринский ценили общество друг друга. Со временем, они начали дружить семьями. В Ясную Поляну приезжали также супруга и дети Алексея Павловича Бобринского.
Портрет Л. Н. Толстого работы Николая Ярошенко.
3) Самой острой темой для споров Алексея Павловича Бобринского и Льва Николаевича Толстого была тема веры и религии
Лев Николаевич Толстой всегда находился в поисках собственной истины. Это касалось и вопросов веры. Религия и все, что с ней связано, были одними из самых «острых» тем для Льва Николаевича. Когда к нему в гости приезжал верующий Алексей Павлович Бобринский, то министр путей и сообщения и владелец усадьбы в Ясной Поляне могли спорить часами, переходя практически на крик.
Дочь Льва Толстого Татьяна Львовна, в замужестве Сухотина так описывала эту полемику: «…Помню, как раз, сидя на скамейке под деревьями перед нашим домом, папа так ожесточенно спорил с ним о религии, что мне стало страшно…».
Алексей Павлович Бобринский.
4) Толстые и Бобринские состояли в дальнем родстве
Второй сын писателя Илья Львович был женат на Софье Николаевне Философовой. В свою очередь, ее мать Софья Алексеевна Философова и Александра Алексеевна Бобринская, супруга Алексея Павловича Бобринского, были родными сестрами. В девичестве они носили фамилию Писаревы.
5) Лев Толстой и представители рода Бобринских принимали участие в совместных благотворительных делах
Лев Толстой очень ценил широту взглядов и душевные качества Владимира Алексеевича Бобринского, которого он называл Димером. В голодные 1891-1893 годы они были членами Земской управы и попечительства Красного Креста, оказывая помощь голодающим. В этом важном деле Толстой сблизился с еще одним членом семьи Бобринских – Андреем Александровичем Бобринским.
Литература:
1. Жерздева М. В. «Лев Николаевич Толстой и графа Бобринские», Тула: Самвия, 2012. – 28 с.
Journal information