Я продолжаю серию постов по истории Богородицка. В эти выходные я совершил открытие, посетив станцию «Жданка». Эта станция имеет не только богатую историю, связанную с родом Бобринских, но и располагает шикарным музеем. Попав в музей станции «Жданка» любители истории железных дорог рискуют пропустить свой поезд, рассматривая интереснейшие экспонаты, среди которых есть и подлинные предметы, принадлежащие министру путей и сообщения Алексею Павловичу Бобринскому.
Почему она получила такое нетипичное название? Как связаны железная дорога и потомки сына Екатерины Великой? Какие уникальные предметы находятся в станционном музее?
Давайте перенесемся на станцию «Жданка», полюбуемся ее внешним видом и музеем, а также узнаем 10 интересных фактов из ее истории.
Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить сотрудников Богородицкого дворца-музея и парка, а также – сотрудников станции «Жданка» за гостеприимство и помощь в углубленном знакомстве с историей города. Выражаю особую благодарность директору Музея Марине Владимировне Жерздевой.
А вы что-нибудь слышали о станции «Жданка» ? Проезжали ли вы ее, путешествуя на поезде? Или, может быть, посещали ее как музей?
2. Вид на станцию со стороны города.
1) Название этой станции не связано с ожиданием поезда.
С историей станции «Жданка» связана одна чрезвычайно неправдоподобная, но очень популярная среди жителей Богородицка легенда. Она гласит о том, что Екатерина Великая после своего визита в Богородицкий дворец долго ждала своего поезда на вокзале, в связи с чем станция получила название «Жданка». Более подкованные в истории любители легенд настаивают на том, что это «ожидающей» императорской персоной были русские императоры, жившие во второй половине XIX века. Но обе эти версии неверны. Теория с Екатериной Великой и вовсе абсурдна потому, как во время ее правления железной дороги еще просто не существовало. Свое название «Жданка» получила в честь одноименного населенного пункта, расположенного неподалеку.
3.
4.
5. Нынешнее здание станции было построено после войны.
6. Многие жители Богородицка мечтают вернуть своей станции название "Богородицк".
2) Станцию «Жданка» часто путали со станцией в современном Ногинске. И на то были свои причины.
Краеведов Богородицка регулярно спрашивают о том, почему же городская железнодорожная станция носит название «Жданка», а не «Богородицк». Этому есть свое объяснение. Некоторое время эта станция действительно называлась «Богородицк». Но в тот же самый период железнодорожная станция в современном Ногинске называлась «Богородск». Путаница, вызванная среди пассажиров схожестью этих двух названий, была просто огромной. Очень часто путники приезжали вместо Богородицка в Богородск и наоборот. Приняв во внимание эти конфузы, станцию в Богородицке было решено переименовать в Жданку. Кстати: многие жители и краеведы Богородицка хотят, чтобы в наши станция снова стала называться «Богородицк».
7.
8. Зал ожидания.
9. Подсобные помещения станции.
10.
3) Трое представителей рода Бобринских оказали огромное влияние на развитие железных дорог в России и станции Жданка – в частности.
Большинство россиян хорошо знакомы с биографией только одного представителя рода Бобринских и владельца богородицкого дворца: внебрачного сына Екатерины Великой и Григория Орлова - Алексея Григорьевича. Но среди членов этой фамилии было несколько выдающихся государственных и общественных деятелей. Трое мужчин из рода Бобринских оказали огромное влияние на развитие железной дороги в России. С Алексеем Алексеевичем Бобринским тесно связано появление первой в Российской Империи железной дороги. Его сын. Владимир Алексеевич служил министром путей и сообщения в период с 1869 по 1871 годы. После его отставки на высокую должность министра путей и сообщения был назначен Алексей Павлович Бобринский, имя которого до сих пор не нуждается в дополнительном представлении среди российских железнодорожников.
11.
12. Масштабные работы по благоустройству станции прошли в 2012 году.
13. "Жданка" относится к категории станций третьего класса.
14.
4) Станция «Жданка» была основана благодаря Алексею Павловичу Бобринскому
Строительство Рижско-Вяземской дороги со Скопино-Тульской ветвью на Ефремов и Елец началось по настоянию Алексея Павловича Бобринского. Изначально, проект развития железных дорог России не учитывал создание линий в Тульской губернии.
15.
16. А так выглядел исторический комплекс зданий станции до революции.
Станция на архивной фотографии.
17.
5) Станция «Жданка» начала свою работу в 1874 год.
Торжественное открытие станции «Жданка» состоялось в 1874 году. В ту пору она еще носила название «Богородицк». Первое здание станции было деревянным. Оно не дошло до наших дней в связи с тем, что в 1941 году при отступлении из города. То, как выглядело историческое здание станции, мы можем увидеть на сохранившихся архивных материалах и макете, представленном в музее станции «Жданка».
18. Первое здание станции "Жданка" было уничтожено немцами во время отступления из города.
19.
20.
6) Нынешнее здание станции «Жданка» было построено в послевоенное время
Современное здание станции «Жданка» было построено по типовому проекту в послевоенное время, что, однако, не делает его менее привлекательным. В наши дни территория вокзала как со стороны путей, так и со стороны города, выглядит ухоженно и очень привлекательно. «Жданка» уже давно стала одной из самостоятельных достопримечательностей Богородицка. Ее называют «Станцией третьего министра».
21. Обстановка стола министра.
22. Интерьеры музейной комнаты.
23.
7) В здании вокзала на станции «Жданка» находится замечательный, но малоизвестный музей
В России существует немного музеефицированных станций. И музей в «Жданке» - это один из самых ярких примеров прекрасно подобранной и представленной экспозиции. Музейная комната размещена в помещении вокзала. Она была торжественно открыта в 2012 году. В экспозиции представлены: макет исторической станции «Жданка», модели паровозов, архивные документы, иллюстрирующие историю станции, железнодорожные предметы второй половины XIX века, а также – импровизированный портрет кабинета министра путей и сообщения.
24.
25. Часть представленных предметов - подлинные.
8) В музейной экспозиции станции «Жданка» можно встретить уникальные подлинные предметы
В обстановке импровизированного кабинета министра путей и сообщения можно встретить как экспонаты, воссозданные по образцам XIX века, так и уникальные подлинные предметы. К числу последних относятся большинство предметов, находящихся на столе министра. Изразцовая плитка, украшающая каминную печь тоже подлинная и имеет непосредственное отношение к истории Жданки.
26.
27. Изразцы - оригинальные. Они имеют непосредственное отношение к истории станции.
9) Станция «Жданка» - это филиал Богородицкого дворца-музея и важный центр культурной жизни города
Музейная комната станции «Жданка» является филиалом Богородицкого дворца-музея. Здесь, как и много лет назад на вокзалах, проходят концерты, праздничные и научные мероприятия для жителей города и театрализованные экскурсии. Все эти события проводятся на высокопрофессиональном уровне историками и гидами.
28.
10) На территории станции «Жданка» находится памятник Алексею Павловичу Бобринскому.
Еще одной достопримечательностью станции «Жданка» является памятник выдающемуся представителю рода Бобринских – министру путей и сообщения Алексею Павловичу Бобринскому. Этот монумент был создан в наши дни по проекту тульского скульптора Арнольда Ивановича Чернопятова.
29. Совсем скоро мы продолжим знакомство с историей Богородицка, дворца Бобринских и выдающихся представителей этой известной фамилии.
Портрет Алексея Павловича Бобринского
Journal information