Я продолжаю серию постов по истории Богородицка. В эти выходные я совершил открытие, посетив станцию «Жданка». Эта станция имеет не только богатую историю, связанную с родом Бобринских, но и располагает шикарным музеем. Попав в музей станции «Жданка» любители истории железных дорог рискуют пропустить свой поезд, рассматривая интереснейшие экспонаты, среди которых есть и подлинные предметы, принадлежащие министру путей и сообщения Алексею Павловичу Бобринскому.
Почему она получила такое нетипичное название? Как связаны железная дорога и потомки сына Екатерины Великой? Какие уникальные предметы находятся в станционном музее?
Давайте перенесемся на станцию «Жданка», полюбуемся ее внешним видом и музеем, а также узнаем 10 интересных фактов из ее истории.
Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить сотрудников Богородицкого дворца-музея и парка, а также – сотрудников станции «Жданка» за гостеприимство и помощь в углубленном знакомстве с историей города. Выражаю особую благодарность директору Музея Марине Владимировне Жерздевой.
А вы что-нибудь слышали о станции «Жданка» ? Проезжали ли вы ее, путешествуя на поезде? Или, может быть, посещали ее как музей?
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/320791/320791_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/321038/321038_original.jpg)
2. Вид на станцию со стороны города.
1) Название этой станции не связано с ожиданием поезда.
С историей станции «Жданка» связана одна чрезвычайно неправдоподобная, но очень популярная среди жителей Богородицка легенда. Она гласит о том, что Екатерина Великая после своего визита в Богородицкий дворец долго ждала своего поезда на вокзале, в связи с чем станция получила название «Жданка». Более подкованные в истории любители легенд настаивают на том, что это «ожидающей» императорской персоной были русские императоры, жившие во второй половине XIX века. Но обе эти версии неверны. Теория с Екатериной Великой и вовсе абсурдна потому, как во время ее правления железной дороги еще просто не существовало. Свое название «Жданка» получила в честь одноименного населенного пункта, расположенного неподалеку.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/321348/321348_original.jpg)
3.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/321554/321554_original.jpg)
4.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/321983/321983_original.jpg)
5. Нынешнее здание станции было построено после войны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/322068/322068_original.jpg)
6. Многие жители Богородицка мечтают вернуть своей станции название "Богородицк".
2) Станцию «Жданка» часто путали со станцией в современном Ногинске. И на то были свои причины.
Краеведов Богородицка регулярно спрашивают о том, почему же городская железнодорожная станция носит название «Жданка», а не «Богородицк». Этому есть свое объяснение. Некоторое время эта станция действительно называлась «Богородицк». Но в тот же самый период железнодорожная станция в современном Ногинске называлась «Богородск». Путаница, вызванная среди пассажиров схожестью этих двух названий, была просто огромной. Очень часто путники приезжали вместо Богородицка в Богородск и наоборот. Приняв во внимание эти конфузы, станцию в Богородицке было решено переименовать в Жданку. Кстати: многие жители и краеведы Богородицка хотят, чтобы в наши станция снова стала называться «Богородицк».
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/322411/322411_original.jpg)
7.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/322792/322792_original.jpg)
8. Зал ожидания.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/323043/323043_original.jpg)
9. Подсобные помещения станции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/323224/323224_original.jpg)
10.
3) Трое представителей рода Бобринских оказали огромное влияние на развитие железных дорог в России и станции Жданка – в частности.
Большинство россиян хорошо знакомы с биографией только одного представителя рода Бобринских и владельца богородицкого дворца: внебрачного сына Екатерины Великой и Григория Орлова - Алексея Григорьевича. Но среди членов этой фамилии было несколько выдающихся государственных и общественных деятелей. Трое мужчин из рода Бобринских оказали огромное влияние на развитие железной дороги в России. С Алексеем Алексеевичем Бобринским тесно связано появление первой в Российской Империи железной дороги. Его сын. Владимир Алексеевич служил министром путей и сообщения в период с 1869 по 1871 годы. После его отставки на высокую должность министра путей и сообщения был назначен Алексей Павлович Бобринский, имя которого до сих пор не нуждается в дополнительном представлении среди российских железнодорожников.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/323567/323567_original.jpg)
11.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/323871/323871_original.jpg)
12. Масштабные работы по благоустройству станции прошли в 2012 году.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/324277/324277_original.jpg)
13. "Жданка" относится к категории станций третьего класса.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/324456/324456_original.jpg)
14.
4) Станция «Жданка» была основана благодаря Алексею Павловичу Бобринскому
Строительство Рижско-Вяземской дороги со Скопино-Тульской ветвью на Ефремов и Елец началось по настоянию Алексея Павловича Бобринского. Изначально, проект развития железных дорог России не учитывал создание линий в Тульской губернии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/324891/324891_original.jpg)
15.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/325333/325333_original.jpg)
16. А так выглядел исторический комплекс зданий станции до революции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/330961/330961_original.jpg)
Станция на архивной фотографии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/325419/325419_original.jpg)
17.
5) Станция «Жданка» начала свою работу в 1874 год.
Торжественное открытие станции «Жданка» состоялось в 1874 году. В ту пору она еще носила название «Богородицк». Первое здание станции было деревянным. Оно не дошло до наших дней в связи с тем, что в 1941 году при отступлении из города. То, как выглядело историческое здание станции, мы можем увидеть на сохранившихся архивных материалах и макете, представленном в музее станции «Жданка».
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/325963/325963_original.jpg)
18. Первое здание станции "Жданка" было уничтожено немцами во время отступления из города.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/326268/326268_original.jpg)
19.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/326523/326523_original.jpg)
20.
6) Нынешнее здание станции «Жданка» было построено в послевоенное время
Современное здание станции «Жданка» было построено по типовому проекту в послевоенное время, что, однако, не делает его менее привлекательным. В наши дни территория вокзала как со стороны путей, так и со стороны города, выглядит ухоженно и очень привлекательно. «Жданка» уже давно стала одной из самостоятельных достопримечательностей Богородицка. Ее называют «Станцией третьего министра».
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/326836/326836_original.jpg)
21. Обстановка стола министра.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/327037/327037_original.jpg)
22. Интерьеры музейной комнаты.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/327369/327369_original.jpg)
23.
7) В здании вокзала на станции «Жданка» находится замечательный, но малоизвестный музей
В России существует немного музеефицированных станций. И музей в «Жданке» - это один из самых ярких примеров прекрасно подобранной и представленной экспозиции. Музейная комната размещена в помещении вокзала. Она была торжественно открыта в 2012 году. В экспозиции представлены: макет исторической станции «Жданка», модели паровозов, архивные документы, иллюстрирующие историю станции, железнодорожные предметы второй половины XIX века, а также – импровизированный портрет кабинета министра путей и сообщения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/327760/327760_original.jpg)
24.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/328168/328168_original.jpg)
25. Часть представленных предметов - подлинные.
8) В музейной экспозиции станции «Жданка» можно встретить уникальные подлинные предметы
В обстановке импровизированного кабинета министра путей и сообщения можно встретить как экспонаты, воссозданные по образцам XIX века, так и уникальные подлинные предметы. К числу последних относятся большинство предметов, находящихся на столе министра. Изразцовая плитка, украшающая каминную печь тоже подлинная и имеет непосредственное отношение к истории Жданки.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/328431/328431_original.jpg)
26.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/328479/328479_original.jpg)
27. Изразцы - оригинальные. Они имеют непосредственное отношение к истории станции.
9) Станция «Жданка» - это филиал Богородицкого дворца-музея и важный центр культурной жизни города
Музейная комната станции «Жданка» является филиалом Богородицкого дворца-музея. Здесь, как и много лет назад на вокзалах, проходят концерты, праздничные и научные мероприятия для жителей города и театрализованные экскурсии. Все эти события проводятся на высокопрофессиональном уровне историками и гидами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/328747/328747_original.jpg)
28.
10) На территории станции «Жданка» находится памятник Алексею Павловичу Бобринскому.
Еще одной достопримечательностью станции «Жданка» является памятник выдающемуся представителю рода Бобринских – министру путей и сообщения Алексею Павловичу Бобринскому. Этот монумент был создан в наши дни по проекту тульского скульптора Арнольда Ивановича Чернопятова.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/328995/328995_original.jpg)
29. Совсем скоро мы продолжим знакомство с историей Богородицка, дворца Бобринских и выдающихся представителей этой известной фамилии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/deadokey/20997595/330553/330553_original.png)
Портрет Алексея Павловича Бобринского
Journal information