Кинолюбители вспомнят его по первым кадрам фильма «Гостья из будущего». А знатоки Москвы знают, насколько непростой была судьба этого дома: он чуть не погиб после нескольких пожаров. Я снимал дом Поливановых несколько лет назад. Еще в 2015 году не мог и предположить, что вскоре там появится театр! И не просто театр, а иммерсивный театр. Этот формат театрального искусства пришел к нам из США. Он предполагает непосредственное погружение зрителя в действие картины, свободу его передвижения и множество необычных вариантов взаимодействия с актерами.
В роли сцены для спектакля «1907» выступили анфилады старинного дома, его комнаты и парадные помещения. Актеры, одетые в старинные наряды, то и дело поражали нас, внезапно оживляя пространство дома. Без преувеличения, в такие моменты казалось, что сейчас на дворе 1907 год.
Я подготовил для вас фоторепортаж о нынешнем состоянии дома и кадры тематического фуршета, который прошел на первом этаже особняка перед спектаклем. К сожалению, само действо снимать запрещено. Поэтому я дополню свой рассказ фотографиями официального релиза спектакля. И, конечно, немного расскажу вам об истории дома Поливановых в Денежном переулке, о том, как прошел театральный вечер в этом особняке и о том, удачным ли оказался формат приспособления целого старинного дома под театр.
А вы когда-нибудь слышали об иммерсивных спектаклях? Или вам привычнее и предпочтительнее вариант классических театральных постановок?
2. 1913 год, Э.В. Готье-Дюфайе.
Дом Поливановых в Москве считается одним из самых красивых деревянных особняков Москвы эпохи ампира. Он был построен архитектором Григорьевым в 1823 году. Его главным украшением служит портик с белоснежными колоннами тосканского ордера.
3. Добро пожаловать в Дом!
Сперва дом принадлежал А. К. Поливанову, а затем – С. П. Жихареву, участнику литературного кружка «Арзамас». Существуют неподтвержденные сведения о том, что в этом доме мог гостить сам Пушкин – об этом могут свидетельствовать их дружеские отношения с владельцем особняка.
4. Лаконичные программки.
Революция 1917 года превратила особняк Поливанова в обычное общежитие. А спустя некоторое время в нем разместилась Всесоюзная школа радистов. После Великой Отечественной войны дом вновь стал жилым, что существенно ухудшило его состояние. О памятнике истории и культуры не заботились должным образом.
5. Каждый из героев представляет собой очень яркий психологический типаж.
Это привело к тому, что в 2004 году в доме Поливанова случился пожар, который только благодаря счастливой случайности не уничтожил его. Благодаря небезразличным москвичам и краеведам на проблемы особняка обратили внимание. В доме начались масштабные реставрационные работы. Любопытный факт: в советские годы фасады дома были окрашены в голубой цвет.
6. Дом наполнен тенями и бликами. Это очень способствует полному погружению в таинственнуюю атмосферу. Фонтан с вином.
Ведь не секрет, что в наши дни большинство старинных домов и усадеб после реставрации превращается в гостиницы, офисные здания и рестораны. Театральный формат приспособления особняков для современного использования – это нечто совершенно новенькое. Иными словами, я очень ждал этого культурного похода на иммерсивный спектакль.
7. Каждому гостю на входе в Дом дают разноцветные маски. Каждую маску проведут по дому к просмотру индивидуального сюжета.
8. Перед началом спектакля гостям организуют фуршет на первом этаже особняка.
9. Безумно вкусный медовый пряник.
Кстати! Жанр иммерсивного спектакля изначально появился в США. Он стал своеобразной альтернативой традиционному театральному укладу, традиции которого отводят гостям исключительно роль зрителя. Предполагается, что во время иммерсивного спектакля гость может ходить, заходить в различные комнаты, видеть актеров на расстоянии вытянутой руки и испытывать более сильный эффект «погружения».
10. Обратите внимание на то, насколько тесно взаимодействие гостей и актеров!
11. На улице смеркалось...
12. А маски в доме перешептывались, по-светски обсуждая новую постановку.
13. Бокалы наполнялись вином.
На входе в усадьбу-театр каждому гостю дали разноцветные маски, что усилило атмосферу загадочности. После приятного, грамотно организованного фуршета, гостей в черных, белых и красных масках разделили на группы. Как вы, наверняка, уже догадались, каждая из этих групп становилась свидетелями различных театрально-интерактивных историй.
14. Здесь возрождают атмосферу светских раутов прошлого столетия.
15.
Талантливые актеры, играя свои роли, словно действительно находились в своем собственном доме. А анфилады старинного особняка удивительным образом превратились в идеальную обстановку для сценических действий. Формат проведения такого рода спектаклей в усадьбе оказался на удивление удачным.
16. Героев портретов на стенах гости спектакля в этот вечер еще обязательно увидят.
17. А вот и они!
И, что очень важно, именно такие представления могут привлечь молодую публику. А это, в свою очередь, будет существенным вкладом в популяризацию не только театра, но и архитектурного наследия России.
18. 1925-1935 годы. Архив ЦИГИ.
19.
20. Кадр из кинофильма х/ф Мальчик и голубь.
21. Иногда персонажи спектакля настолько неожиданно появляются в комнатах, что напоминают призраков.
Я очень доволен этим вечером и всем, что я увидел в доме Поливановых.
22.
23. Спектакль в меру мистический.
24. Фотография из книги "Московские зори" 1972г., автор Н. Рахманов.
25. Световые и сценические эффекты в Доме срежиссированы на высшем уровне.
26. Даже на фасад дома Поливановых в этот вечер тени ложились как-то особенно загадочно.
27. Знаменитый кадр из "Гостьи из будущего". Дом Поливановых - в кадре.
И, конечно же, я рекомендую каждому из вас сходить на спектакль «1907» и увидеть эту феерию своими глазами!
28.
Мне кажется, что такой формат театрального искусства хорошо подходит для молодежи. Он не только знакомит гостей с историей дома, но и служит достойной альтернативой киношным "страшилкам". В конце-концов, я знаю множество тех, кто стал настоящим знатоком театрального искусства, начиная с походов на простые и понятные для всех постановки.
29.
30.
Несколько моих дневных снимков дома Поливанова 2015-го года.
31.
32. Архитектурные контрасты при свете дня.
Спектакль еще не окончен.
33.
34.
35.
Journal information