Мемориальная доска в честь русского генерала Алексея Брусилова, с которым связана усадьба Глебово-Брусилово, открылась на здании Посольства Сирийской Арабской Республики в Москве накануне столетнего юбилея Красной Армии 21 февраля. Университет “Синергия” и Комиссия по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной Палаты городского округа Истра подготовили пост-релиз об этом событии для моего блога.
В этом материале мы вспомним биографию выдающегося военного деятеля, побываем в его усадьбе и посетим церемонию открытия монумента.
А вы слышали об открытии мемориальной доски в честь Алексея Брусилова?
По словам инициатора установки мемориальной доски, исполнительного директора Университета “Синергия” Вадима Лобова, мемориальная доска установлена на историческом здании Посольства Сирийской Арабской Республики, где генерал Брусилов жил в период с 1916 по 1926 гг. Как сообщил В. Лобов, на мероприятии присутствовали представители Правительства Москвы, Министерства обороны РФ, Государственной Думы РФ и военно-исторических обществ России, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирии в РФ. “Мы с большим уважением относимся к истории России, поэтому решили увековечить память генерала Брусилова, который внес значительный вклад в победы российской армии в ходе боев Первой мировой войны, а также в развитие Вооруженных сил нашей страны”, – отметил Вадим Лобов.
Вице-президент Межрегионального общественного фонда “Бал тысячелетия”, генеральный директор Центра военной истории и культуры “Гвардия” Георгий Истомин сообщил с места события: «21 февраля 2018 года завершился почти двухлетний марафон по установлению памятной доски генералу от кавалерии А. А. Брусилову. Хочу выразить слова благодарности исполнительному директору Университета “Синергия” Вадиму Георгиевичу Лобову за поддержку нашей инициативы и финансирование проекта. Я говорю – нашей, так как это коллективная идея. Хочу поблагодарить моего непосредственного руководителя Михаила Кудинова, скульптора Дениса Петрова, который сумел отразить внутреннее состояние генерала, его стойкость и стремление побеждать всегда и везде! Открытие прошло хорошо, несмотря на семнадцатиградусный мороз, собрались студенты Университета “Синергия”, члены Российского Союза ветеранов войны, представители общественных организаций. Мероприятие освещали федеральные СМИ: “Россия 1” , “НТВ” , “Звезда”».
Автор идеи всего брусиловского проекта , председатель Комиссии по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной палаты городского округа Истра, член Московского регионального отделения Российского военно-исторического общества Константин Косенков рассказал блогу, что «идея, которую в Москве стал воплощать скульптор Денис Петров и Университет “Синергия”, имеет корни в моём решении увековечить память выдающегося военачальника на истринской земле.
Фамильная усадьба Брусиловых находится на территории Букарёвское Истринского городского округа. Благодаря общим стараниям усадебный парк XIX века, заложенный предыдущими владельцами усадьбы Шиловскими, в конце 2017 года стал объектом культурного наследия регионального значения. Истринским историком Сергеем Носиковым была написана книга об истории этой усадьбы, которую мы обязательно издадим в скором времени. В 2014 году была проведена встреча с французскими партнёрами проекта, а в следующем году мною вместе с телеканалом “Усадьба” был снят фильм “Усадьба Глебово-Брусилово” и проведена тематическая фотовыставка “Памятники истории и культуры сельского поселения Букарёвское” в Глебовском Доме культуры, на которой презентовали концепцию развития Глебовской культурно-ландшафтной зоны. Сейчас этот проект активно развивается местными жителями и Администрацией городского округа Истра в связи с подготовкой Букарёвской территории к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Тренировочная база французской команды расположится на стадионе “Глебовец”».
Бывший главный дом усадьбы Глебово-Брусилово.
Именем генерала А. А. Брусилова названо переломное сражение русской армии в годы Первой мировой войны — Брусиловский прорыв. Под командованием Брусилова была реализована инновационная для того времени стратегия наступления – по всем фронтам одновременно. В результате операции, которая была проведена в 1916 году, противнику был нанесен быстрый и неожиданный удар, и русские войска смогли продвинуться на 120 км вглубь территории противника. В результате Брусиловского прорыва потери австро-венгерской армии составили более 1,5 миллиона человек, историческая военная операция до сих пор является предметом изучения в военных учебных заведениях во многих странах мира как пример военного искусства и мужества российских солдат. После октябрьской революции 1917 года генерал Алексей Брусилов принял активное участие в создании Вооруженных сил Советской России, а также советской военной науки.
Главный дом усадьбы Брусилово, 1920-е годы.
По словам автора мемориальной доски, скульптора Дениса Петрова , работа над увековечением памяти генерала Брусилова была чрезвычайно интересной: «С самого начала перед нами стояла непростая задача: во-первых, памятный знак полководцу предстояло поместить на одном из шедевров московского модерна, как минимум не испортив его. Всю идею проекта мы начали развивать вместе с Константином Косенковым с 2015 года, долгое время я искал наиболее удачное решение для воплощения образа военачальника, ведь нам предстоит увековечить его память и в Глебове-Брусилове.
Денис Петров и Константин Косенков.
Мемориальная доска состоит из художественной консоли и скульптурного портрета работы скульптора Дениса Петрова, отлитого из скульптурной бронзы. Скульптурный портрет выполняется в форме объёмного (круглого) бюста, закреплённого над декоративной консолью. Архитектор проекта — Андрей Долотов. Мемориальная доска размещена на доме № 4 (строение 1) по Мансуровскому переулку. Памятник архитектуры, известный как доходный дом П. В. Лоськова, построен в 1906 году в стиле "северный модерн". С 1916 по 1926 год в доме жил генерал от кавалерии Алексей Алексеевич Брусилов.
Но в Москве проект реализовался раньше. В итоге мне довелось поработать спустя столетие подмастерьем у весьма уважаемого нами архитектора А. У. Зеленко. То есть предстояло с одной стороны создать памятный знак, внушающий зрителю уважение и трепет, с другой стороны сделать так, чтобы этот знак соответствовал высочайшему культурному уровню Серебряного века. Надо сказать, что детали образа складывались тем полнее, чем дальше я вникал в биографию самого генерала, во многом неразрывно связанную с домом: именно в эту квартиру к А. А. Брусилову приходили офицеры с предложением возглавить белое движение – и прославленный генерал отказался, сказав, что не служит красным или белым, а служит России; в этом доме он получает первое в своей жизни ранение во время революционных боёв в Москве, отметив затем с горечью, что первое свое ранение получил от русского снаряда; и в этот же дом, в “уплотнённую” уже квартиру, добровольно вернулся из Чехословакии, получив вид на жительство и квартиру в Праге – большевистское правительство отпускало его на лечение в Карловы Вары под честное слово. Так постепенно складывался этот сложный, совершенно нешаблонный образ – и для меня сейчас совершенно очевидно, что само лицо, сам облик такого человека, как Брусилов уже есть результат нескольких столетий развития русской цивилизации; общество, не имеющее столь долгой и насыщенной истории, не порождает людей с такими мудрыми, благородными лицами. И я надеюсь, что новая, сегодняшняя Россия использует в этом плане наследие и опыт России старой.
Мне кажется, что нам удалось найти верное решение, поместив портрет полководца на вынесенной вперёд консоли, стилизованной в виде иссеченного пулями листа брони. Ведь броня – это доспех; и я искренне надеюсь, что таким образом нам удалось создать стойкий, благородный и рыцарственный образ, достойный Алексея Алексеевича Брусилова».
Для создания архитектурного проекта мемориальной доски скульптор привлек Андрея Долотова , который рассказал, что ему с самого начала работы над проектом хотелось уйти от стандартных шрифтовых композиций и изображения внешних армейских атрибутов: «Изначально хотелось найти емкий художественный образ, способный в полной мере передать внутренний мир полководца, и очень быстро появился образ листа брони как выражения духа русского офицерства – духа твёрдого как сталь. И вот уже с этим листом мне стало совершенно ясно, как выразить все накопившиеся мысли, как довести образ “до звона”.
Ассиметричная форма, неровные края – внутренняя трагедия полководца, оторванность его от огромного мира русской армии, пробоины – напоминание о единственном огнестрельном ранении, полученном им именно в этом доме от русского оружия. Но образ был бы неполным, не привнеси мы в него очень личного. Таким персональным знаком стал автограф полководца. Уверенный, невероятно изящный росчерк можно приписать скорее поэту или художнику, но никак не боевому генералу. В этом поразительное отображение артистизма эпохи и внутреннего мира Алексея Алексеевича Брусилова».
В 2015 году было получено официальное одобрение Министерства культуры РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, губернатора Московской области на дальнейшее развитие проекта в Москве, Московской области и других городах России, и на следующий год была проведена военно-историческая реконструкция Брусиловского прорыва в парке “Патриот” Министерства обороны Российской Федерации . Одновременно с этим в Дмитровском районе Московской области состоялась ещё одна реконструкция Брусиловского прорыва .
Истринский историк Сергей Носиков нашёл в фондах музея “Новый Иерусалим” фотографии главного дома усадьбы и в Центральном историческом архиве Москвы обнаружил её план. После уточнения правового статуса усадебного парка может начаться его восстановление. Границы территории парка как объекта культурного наследия были уточнены и расширены. Фундамент главного дома находится в парке между рекой Маглушей и деревней Глебово, рядом с Казанской церковью.
Фото: Сергей Шахиджанян.
Journal information