Руслан и Людмила» — советский двухсерийный фильм Александра Птушко, снятый в 1972 году на киностудии «Мосфильм» по мотивам одноимённой поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Это последний фильм Александра Птушко, создавшего большое количество киносказок. По мнению кинокритиков, «Руслан и Людмила» является вершиной творчества режиссёра. Масштаб массовых сцен в фильме сразил неизбалованного советского зрителя наповал. «Руслана и Людмилу» снимали под Ярославлем, на территории Ростовского кремля, в городе Александрове, и в близлежащих деревнях Степково и Наумово. На берегу Дичковского озера выстроили древний город в натуральную величину. Для местных, как они потом рассказывали в интервью, съемки стали самым запоминающимся событием за все время жизни в Александрове.
Вы помните этот фильм? Как бы вы его оценили?
Режиссер: Александр Птушко.
Сценарий: Александр Птушко, Александр Пушкин.
Оператор: Игорь Гелейн, Валентин Захаров.
В фильме снимались: Валерий Козинец, Наталья Петрова, Владимир Федоров, Андрей Абрикосов и др.
Страна: СССР, 12 октября 1972 год.
2. Фильм снят по одноименной поэме Александра Пушкина.
Доблестный Руслан, отправившийся на поиски похищенной невесты, одолевает коварство, обман, злое колдовство — и, в конце концов, в жестоком бою побеждает Черномора…
3. В начале 1970-х годов в Ростовском кремле проходили съёмки эпизодов старой Москвы для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». В 2010 году Ростовский кремль вновь сыграл роль Московского — для телесериала «Раскол».
Фильм следует пушкинскому сюжету не в точности:
Самое заметное расхождение — образ знаменитых садов Черномора. В фильме они изображены как холодное, безжизненное и бездушное минерально-кристаллическое подземелье, которое охраняют скованные цепями титаны из античных мифов. В поэме это был волшебный оазис («прекраснее садов Армиды и тех, которыми владел царь Соломон иль князь Тавриды») среди бескрайних снежных равнин, в котором царила вечная весна и были собраны субтропические растения со всего света: пальмы, розы, апельсиновые деревья и так далее.
4. Ростовский кремль.
У Пушкина поединки Руслана с нечистью (русалками и лешими) на подступах ко дворцу Черномора лишь упомянуты. В фильме это довольно подробные и запоминающиеся сцены, показанные именно как попытки Черномора и Наины помешать Руслану.
В поэме Руслан после боя с Черномором сам находит Людмилу, тогда как в фильме ему помогает один из титанов — за то, что Людмила пожалела этого титана и помогла ему утолить жажду.
В поэме возлюбленная Ратмира была пастушкой, а в фильме — рыбачкой.
5.
В 1976 году сказка получила специальную премию жюри на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в итальянском городе Салерно. Радость престижного приза разделили далеко не все участники съемочного процесса. Например, титулованного певца Муслима Магомаева, исполнившего одну из главных песен в «Руслане и Людмиле», по ошибке не указали в титрах.
6. Ростовский кремль.
7.
Музыку к фильму написана Тихоном Николаевичем Хренниковым, его музей находится в Ельце в Липецкой области.
8.
Научный сотрудник музея-заповедника "Александровская Слобода" Владимир Сергеевич Малов охотно делится своими воспоминаниями о съемках фильма Елене Сибириной:
"Это было в уже далеком 1970 году, в августе — сентябре. Я в то время учился в институте, приехал домой, а город кипит, судачат только об одном: «К нам кино приехало!» Сам удивился, когда на подъезде к Александрову увидел ожившую сказку, — красочные декорации огромных размеров завораживали. Для съемок группа облюбовала территорию Александровского Кремля, близлежащие деревни — Степково и Наумово, но самое главное и массовое действо разворачивалось около Дичковского озера. Изучая газеты тех лет, я наткнулся на интервью с режиссером фильма А.Л.Птушко, опубликованное в «Призыве» 1 октября 1970 года, где он так объясняет свой выбор натуры: «Места под Александровом исконно русские. Нас устраивает и здешний рельеф, дающий большой простор для камеры…»"
9.
Актерами массовых сцен, на которых держится минимум треть фильма, и стали местные жители – случайные свидетели захватывающего съемочного процесса. Тем, кто умел держаться в седле, платили пять рублей в день, тем, кто участвовал в пешеходных эпизодах – три рубля.
10.
"Съемочный процесс длился месяц, за это время в нашем районе произошло венчание Руслана и Людмилы, бой Руслана с Головой. Ну и, конечно, нельзя забывать о множестве батальных сцен, это и первое поражение печенегов, и новый приступ их к древнему Киеву. Да-да, Александров на время превратился именно в Киев. В деревне Наумово, на одном из холмов, расположился величавый белокаменный город, золотые главы церквей сверкали и переливались на солнце. Издалека могло показаться, что этот город стоит здесь веками, народ приходил полюбоваться дивной красотой и замирал в удивлении от увиденного — ведь все это были искусно созданные декорации. Слышал даже такую историю, что одна молодая девушка, решив познакомиться поближе с древним воином, со всех ног бросилась к нему и была очень разочарована, когда при ближайшем рассмотрении он оказался всего лишь деревянным истуканом."
11.
12.
13.
"Режиссер создал большое количество шедевров, но кинокритики отдают пальму первенства «Руслану и Людмиле». Эта двухсерийная сказка включает в себя и масштабные батальные сцены, и большое количество оригинальных декораций, и новаторские приемы операторской и комбинированной работы. Взять, например, летающего карлика Черномора или говорящую Голову. Режиссер лично занимался декорациями, непосредственно следил за монтажом. Вы слышали когда-нибудь о методе блуждающей маски? Это комбинированная киносъемка, позволяющая получать изображение актерской сцены на фоне, снятом в другом месте и в другое время. Сначала на черном фоне снимают актерскую сцену, а затем ее силуэтное изображение используют в качестве подвижной (блуждающей) маски, закрывающей часть кадра при съемке нужного по сюжету фона; полученные таким образом изображения актерской сцены и фона совмещают. Этот метод широко использовался в фильме. Так стены нашего Кремля превращались в стены Киевского Собора."
14.
15.
Говоря о киноляпах.
"Как же без них. Если вы просто смотрите фильм, то можете этого и не заметить. Но мы просмотрели десятки фотографий со съемочной площадки и кадров из фильма. В некоторых местах отчетливо видны высоковольтные провода, а на одной фотографии даже столб, вошедший в кадр. Как ни старались операторы, избежать пересечения с современностью им не удалось."
16.
17.
"Для массовых сцен требовались люди разных возрастов. Городская газета зазывала александровцев на съемки. Запись проводилась в Доме пионеров, здесь же утвержденных на роль переодевали, гримировали. А после этого их на машине доставляли на место съемки. Работали наши артисты не бесплатно, разумеется. Те, кто умел сидеть на коне, получали 5 рублей, пешие — 3 рубля за съемочный день. По тем временам деньги немалые. Но я не думаю, что всех туда тянуло желание подзаработать. Прикоснуться к таинству кино, перенестись в другой мир — вот что двигало людьми. Знаете, на премьере фильма в Александрове создавалось впечатление, что ты находишься не в кинотеатре, а на стадионе. Зрители бурно обсуждали происходящее на экране, отовсюду слышались фразы: «А помнишь, как это снимали?», «Смотри, сейчас Таньку в плен поведут». Горожане узнавали на большом экране себя, своих друзей, соседей, родственников. В то время фильм был действительно родным каждому александровцу."
18.
19.
"Режиссер Александр Лукич Птушко жил на квартире в одном из домов на улице, которая сейчас называется Ческа-Липа. Он был уже серьезно болен, поэтому с ним приехала дочь, которая пыталась следить за его питанием и распорядком дня, насколько это вообще было возможно. Вместе с квартирной хозяйкой она готовила обеды и отвозила их на площадку отцу, а по вечерам, собравшись в уютной гостиной, они обсуждали новые сцены, мастерили макеты. Исполнитель роли Руслана — Валерий Козинец, зять А.Л.Птушко, жил со всей съемочной группой в гостинице, но частенько навещал тестя на квартире. Говорят, он замечательно готовил рыбу, чем баловал окружающих. Вообще, этому человеку были рады в любом доме Александрова. Многие даже не знали его настоящего имени, для них он был просто «наш Руслан». Наталья Петрова, сыгравшая Людмилу, была женщиной невероятной красоты. Понятно, что за ней постоянно ходили толпы поклонников. Но вот местные старушки, дамы почтенные и благовоспитанные, не раз осуждали ее за излишне яркий макияж и курение. Представляете, они не стеснялись говорить ей об этом прямо в глаза! Все-таки нравы в то время были совсем другие."
20.
Journal information