Режиссер: Андрей Кончаловский.
Сценарий: Валентин Ежов, Андрей Кончаловский, Иван Тургенев.
Оператор: Георгий Рерберг.
В фильме снимались: Ирина Купченко, Леонид Кулагин, Беата Тышкевич, Виктор Сергачев, Василий Меркурьев и др.
Страна: СССР, 25 августа 1969 год.
2. Фильм снят по одноименному роману Ивана Тургенева к 150-летнему юбилею со дня рождения русского писателя.
Главный герой фильма Фёдор Иванович Лаврецкий возвращается в своё поместье после 11-летнего проживания в Париже, в котором осталась его жена. Разочарованный жизнью, обманутый изменившей ему женой, измученный долгой разлукой с Россией — так выглядит герой в начале фильма. Вскоре Лаврецкий влюбляется в очаровательную юную дочь своей двоюродной сестры, Лизу. Спустя какое-то время Лаврецкий узнаёт из газет о смерти в Париже жены. Признание в любви Лизе и одновременный приезд в имение внезапно «воскресшей» жены осложняют, казалось бы, простой сюжет…
3.
Награды:
1. 1973 Jussi Award;
2. Лучший иностранный режиссёр (Андрей Михалков-Кончаловский).
4. Усадьба Лаврецкого - это дом - дворец Демидовых в Тайцах (Петербургская губерния).
5.
Сказав «да», Кончаловский сначала перечитал роман и пришел в ужас. Сентиментальный язык, романтические пейзажи, идеализированные герои. Начал читать всего Тургенева, чтобы привнести в фильм тургеневскую атмосферу, образы природы писателя, пешком исходившего десятки деревень. Режиссеру хотелось соединить два стиля в одной картине: с одной стороны, создать мир цветов, сантиментов, красивый, роскошный, а с другой – нищие и темные деревни и огромная пропасть между мужиком и барином. В этой пропасти истоки судьбы России.
6.
Для картины Кончаловский попросил на «Мосфильме» троих лучших художников. Николай Двигубский создавал образ Парижа, Михаил Ромадин – имение Калитиных, Александр Бойм – имение Лаврецких. Чуть позже в картине появился четвертый художник – Рустам Хамдамов.
7.
8.
На роль Лизы пробовалось бессчетное количество красивых девушек. Среди других пришла девочка из вахтанговского училища – огромные серо-голубые глаза-блюдца, нос "уточкой"… Ирина Купченко впоследствии стала известной актрисой, которую открыл Андрей Кончаловский. На роль жены Лаврецкого пригласили польскую звезду Беату Тышкевич. Она была здесь на месте – светская львица, сливочные плечи, парижский лоск.
9.
10. Усадьба Калитиных - это дом - дворец Левашовых-Вяземских, Осиновая Роща (Петербургская губ.).
На съемках произошел такой случай. Начали репетировать. Кончаловский чувствует - не то. - Понимаешь, нужно плакать. - Я никогда не плачу. Не знаю, как это делается. Режиссер взял актрису за плечи и тряхнул. Она побелела. Надулась. Глаза наполнились слезами. Оператор снял три отличных дубля. Беата потребовала билет и уехала. Прошло два месяца. Нужно было снимать другую сцену. Актриса вернулась на съемки, но боялась, что опять начнется рукоприкладство. Мотор! Идеальный дубль. Никаких проблем. Актриса раскрылась. Варвара из «Дворянского гнезда» стала её лучшей ролью…
11. Один из многочисленных петербургских объектов, помещённых в 1990 году под охрану ЮНЕСКО. Дворец сгорел в 1991 году.
12.
Картина «Дворянское гнездо» очень живописная, красивая. Но, тем не менее, на неё обрушилось много критики. Поэт Евгений Евтушенко на съезде писателей сказал: «У меня еще не зажили рубцы от плетей и батогов, а в это время режиссер Кончаловский занимается восхвалением помещичье-крепостной России»! Но был уже конец 60-х – воздух пах свободой. Режиссеру было совершенно не страшно. Текст романса «Ивы», который звучит в фильме, написан матерью А.С. Кончаловского писательницей и поэтессой Натальей Петровной Кончаловской.
13.
«Если бы изобрели машину времени, если бы стали возможными экскурсии в Россию XIX века, «Дворянское гнездо» Кончаловского был бы для этого экскурсионного бюро прекрасной рекламой».
«Советский экран», 1969 г., Станислав Рассадин
14.
15. Дворцово-парковый ансамбль Павловского дворца, созданный в конце XVIII – начале XIX вв.
16.
17. Дворцово-парковый ансамбль включает в себя Павловский дворец, названный в честь российского императора Павла I, а также великолепный английский парк со множеством павильонов, мостиков, беседок, скульптурных композиций и других шедевров парковой архитектуры, созданный по проектам архитекторов Ч.Камерона и П.Гонзага.
18.
19.
Из книги А. С. Кончаловского «Возвышающий обман», 1999 г.
«Все время съемок «Дворянского гнезда», просыпаясь утром, я, не открывая глаз, доставал из-под кровати бутылку коньяку. Только выпив полстакана, я освобождался от ужаса предстоящего дня и начинал соображать, что буду снимать сегодня: как делать эту картину я абсолютно не представлял».
20.
«К «Дворянскому гнезду» отношусь неравнодушно, трогательно о нем вспоминаю, хотя и вижу, насколько картина не получилась – по отношению к задуманному. Удалось выстроить атмосферу имения, дворянского быта. Но все дело в том, что строил я её для того, чтобы потом показать грубость русской жизни, её изнанку. Смонтировав картину, я подумал, что финальная новелла – сцена в трактире – не нужна. Неверно её снял. Мало того, что я её отрезал, - отдал на смыв. Возобладал страх. Может быть, этот страх помешал мне сделать мои шедевры – страх переступить черту дозволенного. Все время я писал в своих дневниках: «Перешагнуть черту» - и никогда её не переступал. Следовал здравому смыслу. Слишком много во мне его оказалось. А шедевры создаются тогда, когда о здравом смысле забываешь».
21.
22.
Художник Михаил Ромадин о работе над фильмом:
«Андрей - хитрец большой. Он пригласил лучших художников, и мы там друг перед другом ломали копья. Каждый старался, как мог. И не показывал друг другу эскизы. И когда на Мосфильме вывесили наши работы, это было паломничество. Туда ходили все! Как человек умный, как замечательный организатор, он создал такую систему конкуренции, подстегивал нас. Из моих декораций мне больше всего нравится комната Марфы Тимофеевны. Завешанная маленькими картинками, где она отдыхает на каком-то старом диване. Андрей был доволен результатом. Пускай знают, как жили в России, - так он говорил. Работая с Андреем, я понял, что такое кино. Я понял: чтобы делать цветное кино, нужно цвет не в декорации делать. А делать в смене кадров разноцветных. И получится некое подобие живописи. Только растянутой во времени».
23.
24.
25.
Места съёмок:
Усадьба Лаврецкого:
Дом - дворец Демидовых в Тайцах (Петербургская губерния)
Усадьба - Павловский парк, парк в Тайцах
Париж:
-Предцерковный зал Екатерининского дворца (Царское Село)
-Дворец Вел. Кн. Вл. Александровича (Петербург)
Усадьба Калитиных:
Дом - дворец Левашовых-Вяземских Осиновая Роща (Петербургская губ.)
Усадьба - в т.ч. Руина (Павловский Парк)
26.
27.
28.
29. Усадебный дом был сооружён по заказу княгини Е. Н. Лопухиной профессором архитектуры В. И. Беретти в 1828—1830 годах.
30.
31.В советское время усадебный дом Левашовых-Вяземских использовался для размещения военной части, затем приспособлен под дом отдыха.
32.
33.
34.
35.
Смотреть фильм.
О съемках фильма на сайте режиссера.
Journal information