Режиссер: Александр Сокуров
Сценарий: Юрий Арабов
Оператор: Александр Сокуров
В фильме снимались: Леонид Мозговой, Мария Кузнецова и др.
Страна: Россия, 24 февраля 2001 год
2.
Второй фильм из задуманной режиссером кинотетралогии о закате власти, начатой фильмом «Молох». Перед лицом болезни историческая личность оборачивается просто человеком, бессильным что-либо изменить не только в судьбе уже неподвластной ему страны, но и в судьбе своей обреченной нескладной семьи, да и в судьбе своей распадающейся личности. Действие картины происходят на протяжении одного дня 1923 года. Смертельно больной Ленин проводит последние дни своей жизни в окружении прислуги и охраны. Телефонная связь с Москвой недоступна, никакую корреспонденцию он не получает. Физические страдания Ленина усугубляются пониманием того, что фактически он отстранён от власти, без которой в его жизни нет ничего, кроме прогрессирующей болезни. Большая часть прямой речи вождя, даже когда он обращается к другим – это просто монолог, в котором он мучительно переживает трагедию. Иногда он хочет покончить жизнь самоубийством, но для реализации этого у него нет возможности. Временами у Ленина разражаются вспышки бессильного гнева то на охрану, то на супругу, то на сестру. Во время вечерней прогулки, от отчаянья Ленин выливается в вопль без слов...
3.
4.
Гран-при фильму и приз актёрскому дуэту Леонида Мозгового и Марии Кузнецовой на IX кинофестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге (2001).
5.
6.
Национальная кинематографическая премия «НИКА-2001» (2002):
лучшему игровому фильму
за лучшую режиссёрскую работу А. Сокурову
за лучшую сценарную работу Ю. Арабову
за лучшую операторскую работу А. Сокурову
за лучшую работу художника Н.Кочергиной
за лучшую мужскую роль — Леониду Мозговому — Ленин
за лучшую женскую роль — Марии Кузнецовой — Крупская
7.
8.
Основные создатели фильма удостоены Государственной премии РФ 2001 года: Лауреаты премии — А. Сокуров, Ю. Арабов.
Гран-при «Золотой грифон» на IX МКФ «Фестиваль фестивалей» в Санкт-Петербурге" (2001).
Приз «за лучшую режиссуру» А.Сокурову и приз прессы фильму на IX Российском государственном фестивале «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге (2001).
Приз «За лучшую мужскую роль» Л.Мозговому на VIII МКФ стран СНГ и Балтии «Листопад-2001» в Минске (2001).
Специальное упоминание жюри М. Кузнецовой на XII МКФ «Созвездие» в Архангельске (2001).
Специальный приз фильму на IX фестивале русского кино в Онфлере, Франция (2001).
9.
10.
11.
Национальная премия «Золотой овен-2001» (2002):
за лучший фильм
за лучшие работы режиссёра и оператора А. Сокурову
за лучший сценарий Ю. Арабову
за лучшую работу художника Н. Кочергиной
за лучшие работы актёров М. Кузнецовой и Л. Мозговому
12.
13.
Профессиональные премии к/ст. «Ленфильм» 2000 года «Медный всадник» сценаристу Ю.Арабову, художнику Н.Кочергиной, актёру Л.Мозговому, лучшему фильму года (2001).
14.
15.
Из интервью с Александром Сокуровым (буклет «Телец», издательство «Сеанс», 2000):
"…Телец — второй фильм из задуманной тетралогии о людях Власти в XX веке. Предыдущий фильм — Молох — был сделан на материале истории другой страны, и эта дистанция, как я теперь понимаю, в каком–то смысле облегчала мою задачу. События, приведшие Россию к трагедии, и события, составившие ее закономерное продолжение, — за рамками нашего сюжета. В центре — автор, сочинитель и главный организатор переворота российской истории в один из самых драматичных моментов своей жизни…"
16.
17.
«…Я не знаю, ощущал ли он враждебность этого дома, так и не ставшего для него родным кровом. Я думаю, что он испытывал неосознанную зависть к тому, чего был лишен на протяжении долгих лет — к устоям, укладу, простым ценностям. Его глобальные цели и гигантские амбиции имели значение столь колоссальное, что ему, мне кажется, недосуг было задумываться о зыбкости, неукорененности самих основ своего существования. Всецело поглощенной борьбой за власть (не над страной даже, не над государственным устройством, а над самой Историей), он мог так жить. Но — умирать?"
18.
19.
"Дом уже тогда имел тот самый вид, какой будет иметь, когда станет Домом–музеем…"
"…Все в этих людях несопоставимо: не только происхождение, образование, уровень интеллекта, но прежде всего масштаб личности. И масштаб амбиций - в одном случае Власть как средство достижения цели, в другом - Власть как самоцель. Эта разница глобальна, необозрима: так отличаются друг от друга Деятель и Функционер…"
20.
21.
"…Революция была у него в крови, и так же как любая революция, он сам был обречен. Болезнь неожиданно остановила этот убийственный для человеческого организма марафон. И время, еще отпущенное ему, потеряло для него смысл. Он ушел из жизни, потому что к этому моменту он ее уже всю прожил. Не потому, что болел, а потому, что жизнь кончилась…"
22.
23.
Journal information