А вы смотрели фильм "Черный монах"? Как вы оцениваете эту картину? Обратите внимание на обилие зелени в кадре у парадного фасада дома. Как вы думаете, что это: кинодекорация или реальное убранство главного двора в те годы?
Режиссер: Иван Дыховичный
Сценарий: Иван Дыховичный, Сергей Соловьев, Антон Чехов
Оператор: Вадим Юсов
В фильме снимались: Станислав Любшин, Татьяна Друбич, Петр Фоменко и др.
Страна: СССР, Германия (ФРГ), 1988 год
2. Фильм снят по одноимённой повести Антона Павловича Чехова.
Молодой доктор философских наук Андрей Васильевич Коврин, по приглашению своего бывшего опекуна, помещика Егора Семёновича Песоцкого, приезжает к нему в гости на лето для укрепления своего душевного здоровья. Егор Семёнович, в течение многих лет, славится в округе как известный садовод-любитель. На территории его имения растут десятки ценнейших сортов вишень, груш и яблонь в которые хозяин вложил все свои средства и силы. В доме помещика Коврин встречает деревенскую барышню Таню Песоцкую, дочь Егора Семёновича. За пять лет с момента посещения Ковриным имения Песоцких Татьяна превратилась в неземную красавицу. Красота девушки тронула Коврина до глубины души и он делает ей предложение. Начинается подготовка к свадьбе, которой очень способствует Егор Песоцкий. Хозяин имения видит в своём воспитаннике, достойного наследника и продолжателя садоводческого хозяйства. Однажды, гуляя в саду Коврин видит, возникающего из вихря чёрного монаха, легенду о котором Коврин когда-то не то слышал, не то читал. Спустя некоторое время, чёрный монах вновь посещает профессора. Коврин пытается постичь его природу, полагая, что это всего лишь его воображение и у него серьёзное психическое расстройство. Монах всё чаще предстаёт перед образом молодого человека, убеждая в его гениальных способностях и его отличии от других людей. Андрей сильно польщён этим, к нему возвращается бодрость духа и весёлость на радость семье Песоцких. Однажды поздним вечером, Таня застаёт своего будущего супруга разговаривающим с пустым креслом. Девушка шокирована увиденным. Она убеждает Коврина, что он психически болен и ему надо лечиться ради их всеобщего благополучия. Начинается долгий курс лечения, который выражен в частых пеших прогулках на природе, каждодневном приёме стакана молока строго по часам и контроль за каждым шагом Андрея со стороны Егора Семёновича, его дочери и также слуг их имения. Жизнь в доме своего наставника кажется Коврину безынтересной, он скучает по долгим беседам с чёрным монахом. Он всячески упрекает отца и дочь Песоцких, в особенности Татьяну, что его величие перед другими людьми исчезло навсегда в связи с лечением. Он расстаётся с Таней Песоцкой и уезжает из имения навсегда. Проходит несколько лет, Андрей Коврин серьёзно болен чахоткой и живёт в Крыму с другой женщиной, которая старше его на два года. Через некоторое время Коврин получает письмо от Тани Песоцкой, где она сообщает ему о смерти своего отца, новых хозяевах их родового имения и упадке большого фруктового сада, которым Песоцкие очень дорожили и обвиняет в этом Андрея, желая ему скорой гибели. Беспокойное чувство неожиданно охватило Коврина, у него обостряется сильный кашель вместе с психическим припадком, со стороны горизонта Чёрного моря прилетает его давний знакомый чёрный монах. Коврин умирает в страшных муках. Перед смертью ему видится, что он вернулся в имение Песоцких, спасаясь от страшного огромного смерча, который идёт за ним по пятам. Перед усадебным домом он падает бездыханный, смерч накрывает его и всю усадьбу.
3.
Награды и премии:
1988 год - Премия им. Жоржа Садуля Фонда культуры Франции за лучший фильм-дебют года (Иван Дыховичный).
1988 год - 45-й МКФ — «Золотые Озеллы» за лучшую работу оператора (Вадим Юсов).
1989 год - Премия «Ника» за лучшую операторскую работу (Вадим Юсов).
4. Станислав Любшин в роли Андрея Васильевича Коврина, магистра философии. Друг семьи Песоцких.
5. Первая полнометражная работа Ивана Дыховичного в качестве режиссёра.
"Фильм Ивана Дыховичного ("Ипытатель", "Прорва", "Музыка для декабря") поставлен по мотивам повести А.П.Чехова. Это весьма добротная экранизация с хорошими актерскими работами Татьяны Друбич ("Спасатель", "Избранные") и Станислава Любшина ("Мне 20 лет", "Монолог"). Но запоминается "Черный монах" больше по блестящей операторской работе Вадима Юсова. Бывший "камермен" Андрея Тарковского, Юсов вдохновенно "пишет" восхитительные пейзажи и психологические портреты героев, талантливо играет с освещением и цветом. Отчего эту картину, наполненную ощущением безысходности и духовного тупика, смотреть становится легче...". Александр Федоров
6.
7. В фильме можно посмотреть интерьеры дома до реставрации.
8. Первый и второй этаж дома устроены по «круговому» анфиладному принципу.
9. Парк был разбит при строительстве усадьбы в конце XVIII века.
10.
11. Рядом с усадьбой расположен посёлок, известный как Посёлок санатория «Мцыри».
12. Парадный двор.
13.Дубовый зал.
14. Лиственничная аллея спускается от главного дома к пруду.
15. Парк имения спланирован с учетом естественного ландшафта, особенностью которого являются глубокие овраги.
16. Вид с балкона Овального зала. В парке усадьбы писали пейзажи художники Константин Юон и Валентин Серов.
17. Лиственничная аллея.
18. В конце XX века усадьба пришла в запустение.
В 1992 году усадьба была передана в аренду на 49 лет ассоциации «Лермонтовское наследие». Силами ассоциации была проведена частичная реставрация усадебного комплекса.
19.
20. История усадьбы связана с великим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым и выдающимся государственным деятелем П.А. Столыпиным.
21.
На территории усадьбы были сняты и другие фильмы и телесериалы. Среди них: телесериалы «Бедная Настя» (2003—2004), «Закрытая школа», фильмы «Слуга государев» (2005), «Записки экспедитора Тайной канцелярии» (2009—2010), «Любовь за любовь» (2012), «Дом на краю леса» (2016), декорации были сохранены, и на их базе создан выставочный комплекс «Киногород Piligrim Porto».
22. Вазон похоже киношный.
Сейчас в усадьбе проводятся экскурсии и выставки, комплекс усадьбы сдается внаём для проведения праздников.
23. Главный дом.
Journal information