Режиссер: Юрий Грымов.
Сценарий: Селена Андреева, Юрий Грымов, Татьяна Егорова, Иван Тургенев.
Оператор: Юрий Клименко.
В фильме снимались: Ирина Апексимова, Александр Балуев, Елена Корикова, Алексей Кравченко и др.
Страна: Россия, 1998 год.
2. Обложка DVD.
Алчный взгляд жаждущей плотской любви стареющей хозяйки останавливается на новом дворнике Герасиме. И не беда, что он глухой и немой, может быть, это даже и к лучшему — не будет болтать лишнего. Но Герасим и не помышляет о любовной интриге со своей госпожой. Он сходу влюбляется в юную очаровательную дворовую девушку Танечку и просит у хозяйки разрешения взять её в жены.
Барыня же выдаёт Танюшу замуж за известного пропойцу Капитона и отсылает в дальнюю деревню. Убитый горем Герасим находит утешение в спасённой им маленькой дворняжке, которую он назвал «Му-Му». Но барыня теперь ревнует уже к собачке и требует, чтобы псину Герасим утопил. Тот подчиняется…
3. Фильм снят по одноименному рассказу Ивана Тургенева.
4.
Награды:
1998 — МКФ «Арсенал» в Риге. Первый приз — Юрий Грымов.
1998 — ОРКФ в Сочи. Специальный диплом Президентского совета «За яркое визуальное воплощение классического сюжета» — Юрий Грымов.
1998 — ОРКФ в Сочи. Приз им. Таривердиева за лучшую музыку к фильму — Владимир Дашкевич.
1998 — Премия «Ника». За лучшую операторскую работу — Юрий Клименко.
1998 — Приз «Золотые кисти кино, телевидения и театра» министерства культуры Франции. За лучший дебют — Юрий Грымов.
1999 — МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь». Приз «Золотой Витязь» за лучший игровой фильм — Юрий Грымов.
1999 — МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь». Приз за лучшую роль второго плана — Елена Корикова.
1999 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине. Специальный приз жюри — Юрий Грымов.
1999 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине. Большой приз жюри — Юрий Грымов.
1999 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине. Приз за лучшую женскую роль — Людмила Максакова.
5.
6. Волынщина - старинная вотчина князей Волынских, принадлежавшая им с начала XV века. В 1743 году владение по родству перешло к князю В.М. Долгорукову-Крымскому, у наследников которого находилось до 1917 года.
7.
8.
Вот что писала Лидия Маслова о фильме в газете Коммерсанть во время премьеры в 1998 году:
В кинотеатре "Под куполом" состоялась премьера фильма Юрия Грымова "Му-му". Единственный из российских фильмов, имеющий собственный сайт в Internet, интересен не столько сам по себе, сколько как декларируемый авторами "опыт нового подхода к производству и продюсированию кинопродукции в России".
9. Круглый парадный двор образован главным домом и четырьмя флигелями стиля классицизма.
10.
"Новый подход" заключался преимущественно в стремлении с самого начала съемок наводнить эфир сообщениями, репортажами, упоминаниями и заполнить пространство огромным количеством плакатиков, листовочек, наклеечек, маечек. Тем самым Грымову удалось не только внедрить в сознание общественности оранжево-черный логотип "Му-му", но и упрочить настороженное отношение к себе со стороны кинематографического сообщества, которое готово стерпеть манию величия заслуженных мэтров, но нервно вздрагивает каждый раз, когда 32-летний "рекламщик" Грымов рычит: "Я делаю кино лучше всех!" Если предыдущую грымовскую короткометражку "Мужские откровения" еще удалось показать в Центральном доме кинематографистов, то за показ "Му-му" ЦДК потребовал круглую сумму, которую режиссер отказался платить из принципа.
11. На роль Барыни были приглашены Людмила Максакова и Людмила Гурченко. Последняя ответила категорическим отказом.
12.
Своим полнометражным дебютом Грымов разочаровал тех, кому искренне хотелось, чтобы рекламная природа его таланта трансформировалась в кинематографическую. Его "Му-му" не что иное, как полуторачасовая реклама повести "Муму", заявленной как "одно из самых загадочных произведений русской классической прозы".
13.
14.
Реклама вообще оперирует со всем "самым-самым". Это супермир супервещей. Грымов попытался построить супермир суперстрастей, суперхарактеров, суперодиночества. На современном материале это невозможно хотя бы потому, что внимание все время отвлекалось бы на кофемолку "Мулинекс", фен "Браун" и прочие супервещи, которые, произведя однажды в превосходную степень, трудно снова сделать обычными предметами домашнего обихода.
15.
16.
Исторические костюмно-интерьерные красивости — тоже в общем-то расхожий рекламный антураж, но они не предмет рекламы и в силу своей очевидной ценности в ней не нуждаются. Наоборот, именно они призваны создавать ауру superiority, недосягаемого, не существующего в современной реальности качества — в том числе и качества эмоций. На эту ауру, видимо, и купились французы, поощрившие Грымова призом "Золотая рука" за самый интересный кинодебют года и похвалившие его за точно переданную атмосферу жизни "аристократических кругов".
17.
18.
Сыгравшая барыню Людмила Максакова, конечно, актриса вполне аристократическая. У аккомпанирующей ей Ирины Апексимовой тоже не очень простонародное лицо. Но французы, по-моему, перепутали аристократизм с престижностью роскоши, красоты, богатства, хороших манер. Аналогичную престижность Грымов с жаром пытается придать страданиям своих героев: не надо стесняться испытывать боль от любви и одиночества — это престижно. Посмотрите, как это клево: сидеть в атласном платье цвета крови в своем кресле-качалке, смотреть в окно и умирать от любви. Чем не рекламный слоган: "Молодых людей, страдающих от любви, сегодня можно встретить практически где угодно!"
19. Центр парадного фасада — четырёхколонная лоджия ионического ордера со свободным фронтоном, поле которого заполняет лепнина и гербовый картуш.
20.
Сменив тургеневское слитное название "Муму" на "Му-му" через черточку, Грымов как раз и обнаружил свой метод: "му" плюс "му", муки и мульки. Муки — тургеневские, точнее, "от Тургенева", в том же смысле, в каком казино носит название "Чехов". Мульки в основном рекламные: подсветки, раскачки камеры, крупные и суперкрупные планы разных символических предметов, например, фаллических огурцов или чудовищного плуга, взрезающего землю. Многие ждали от "Му-му" какой-то неслыханной "порнографии" с элементами зоофилии. Но нет, в фильме никто даже особенно не раздевается. Просто в хорошей рекламе все должно быть эротично, и чем лучше рекламщик, тем богаче его арсенал способов задействовать эротику — от грубых фрейдистских аналогий до абстрактных художественных символов.
21.
Тургенев поначалу сравнивает отношение Герасима к Муму с материнской заботой, но потом уже не стесняется в описании самых нежных проявлений чувств между дворником и его собакой. Грымов намек классика понял и ввел в сюжет сказку о женщине, превратившейся в собаку. "Эротическая сцена" Герасима и Му-му — одна из самых остроумных в фильме, и она совсем не противоречит первоисточнику, лишь слегка уточняя разновидность любви, которую испытывает тургеневский герой. [Коммерсантъ, Номер 086 от 16-05-98]
22.
Юрий Грымов о своем фильме:
"Му-Му" - это фильм про одиночество. Вам знакомо одиночество? Общество раскалывается, люди становятся оторванными друг от друга. Мы в состоянии осилить километры расстояния, но не можем преодолеть пропасть, разделяющую нас друг от друга. Чего нам не хватает? Времени? Сил? Великодушия? Человек одинок всегда. Даже когда любит. Возможно тот, кто решится признаться себе в этом, будет более счастливым, чем остальные. Я снял фильм об одиночестве, и эта картина отнюдь не рецепт для его преодоления, но буду рад, если ваши попытки все таки увенчаются успехом.
23. Ярусная усадебная церковь в парке построена одновременно с главным домом и освящена во имя Трёх Святителей.
24. За советские годы интерьер храма утрачен. Богато украшенные могилы князей Долгоруковых уничтожены. В 1990-е после ремонта храм был передан в ведение Заиконоспасского монастыря в Китай-городе.
Своим фильмом я доволен на 98 процентов, потому что цели, поставленные мною в этой картине, были достигнуты. В фильме нет ничего случайного, это кино, снятое по-русски. Я не ставил перед собой цели добиться успеха на фестивале - я пытался построить мостик между собой и зрителями. Было так приятно, что женщины на премьере утирали слезы. Приятно потому, что в новом веке кино не имеет права быть «никаким» – оно обязано воздействовать! Сегодня жизнь очень насыщенная, графики напряженные, поэтому я получаю ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения, когда даю людям возможность отдохнуть - поплакать и посмеяться. Ведь ради этого и работаю: ради ваших слез и смеха. Именно такое кино и такие спектакли я собираюсь снимать и ставить дальше, чтобы зрители испытывали различные эмоции. Убежден, что люди должны плакать в зале, а не в жизни.
25.
26. Усадьба Волынщина. Главный дом.
Смотреть фильм.
Journal information