Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Categories:

Усадьба КОСИНО, Москва (часть 1 из 2)

Существовала легенда, что раньше на месте Святого озера в Косино стояла церковь, но она погрузилась в воду. По преданию, водами этого озера лечили свои раны воины, возвращавшиеся с Куликовской битвы. На Косинское триозерье Петр I переносил свой флот из Измайловского пруда и Яузы, здесь у восточного берега, рядом с усадьбой Телепневых, были устроены пристани.В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Сейчас на месте усадьбы возле Храмового комплекса стоит трикотажная фабрика, а насосная станция на Святом озере переделана в церковь…

Косино 22 декабря 2012 г.



Усадьба
КОСИНО



Часть 1
История усадьбы Косино,
храмового комлпекса и косинских озер.



Телёпневы, Лухмановы, Горбачевы




М О С К В А


Усадьба Косино. 1 часть. История усадьбы Косино, храмового комлпекса и косинских озер.
Усадьба Косино. 2 часть. Старые карты и фотографии Косино.



Люди жили в Триозерье с очень давних времен.
Косино
2. Белое озеро. Крестьяне очень следили за озером, заботились об его чистоте и ежегодно весной чистили, сетями выбирая все посторонние предметы и различную грязь. Рыбу, попавшую в сети, выпускали обратно в озеро.
 
На территории Косина и его окрестностей в конце прошлого века были обнаружены 4 группы курганов (всего их 15) и 2 неолитические стоянки. Люди так называемой абашевской культуры эпохи бронзы жили здесь еще во 2-м тысячелетии до н.э.
Косино
3. Вид на Храмовый комплекс. Усадьба Косино располагалась справа на месте трикотажной фабрики.
Белое озеро - самое большое из трёх, овальной или грушевидной формы, с пологими и сухими берегами, ровным песчаным или местами илистым дном.
 
Три группы курганов, находящихся между Белым и Святым озерами, раскопаны, а одна группа — близ Жулебино - еще ждет раскопок. Обнаруженные в косинских курганах предметы находятся в музее антропологии Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Косино
4. Леса рядом с Косино назывались: Караванчик, Ельня, Сеча, Кожуховский, Бор, Орешник, Морозовский лес, Новокосинский бор. В настоящее время частично сохранились как напоминание о некогда непроходимых лесах Ельник и Кожуховский лес в малых размерах.
 
В период с VII века до нашей эры по VII век нашей эры, эту территорию занимали люди так называемой "дьяковской культуры", принадлежащие к финно-угорской языковой группе.
Косино
5. Косино окружали поля: Жулебинское, Выхинское, Кожуховское, Береснюшка, Пожарище, Крутицкое, Владыченское, Морозовское и другие.
 
На территории Косина появились эстонские, финские и мордовские племена. К концу периода на эту территорию пришли племена литовской группы (балтские), а затем племя голенды (голядь), первоначальные поселения которых обнаружены в Мазовии.
Косино
6.
 
Они были охотниками, а дремучие леса, окружающие Трехозерье, были прекрасными охотничьими угодьями.
Косино
7. Маленькое сельцо Косино с церковью и помещичьей усадьбой расположено на берегу чистейшего Белого озера ледникового происхождения.
 
Славяне появились на этой территории только в VIII веке нашей эры. Это были племена вятичей, пришедшие с юга. Украшения, найденные в раскопанных курганах, имеющихся на территории Косина и его окрестностей, подтверждают это.
Косино
8. К северу от Белого озера — Черное озеро, окруженное топким непроходимым болотом,
заросшим кустарником и низкорослыми деревьями.
 
После прихода вятичей остатки финно-угорской и балтской культур постепенно ассимилировались славянами.
Косино
9. Life is Kosino 90-91 г. Жизнь - это Косино.
 
Доказательством наличия на этой территории населения различных этнических групп — расположение тел в захоронениях: славянские — головой на запад, неславянские — круговые.
Косино
10. Слева направо: Церковь Николая Чудотворца с высокой колокольней, Церковь Успения Пресвятой Богородицы и трикотажная фабрика.
 
Весной 1147 года в Москве встретились князья киевской династии Юрий Долгорукий — основатель Москвы — пригласил к себе новгород-северского князя Святослава, который, исполняя волю Юрия, завоевал "люди Голядь", живших на реке Протве. Сын Святослава, Олег, посланный отцом вперед, привел к Юрию толпу пленных голядцев.
Косино
11. Зеленый пляж. Летом здесь много людей в плавках и купальниках.
 
Юрий, лелеявший мысль об укреплении юго-западных границ своего княжества, был рад даровым рабочим рукам. Поселил он голядцев недалеко от косинских озер. Возможно, с тех пор и стала называться речка Голеденкой (она протекала с западной стороны Белого озера).
Косино
12. Еще совсем недавно Белое озеро было исключительно чистым. В 1996-1997 году озеро каким-то образом прочистили, и оно предстало перед нами во всей своей красе: кристально чистая вода, видимость в которой составляла несколько метров и идеально чистые берега.
 
Происхождение названия «Косино» до сих пор неизвестно. Может быть оно балтское? Или финно-угорское? Так же, как и происхождение названия нашей столицы — «Москва», происхождение названия села Косино - загадка. Е.М. Поспелов, в своем топонимическом словаре, предполагает, что " название происходит от неканонического личного имени Коса или от фамилии Косин (Коса Красная, Ивашка Косин)".
Косино
13. Крестьяне почти круглый год, за исключением короткого летнего купального сезона, пили из Белого озера воду, которая обладала исключительной мягкостью и хорошим вкусом.
 
Впервые название «Косино» обнаруживается в источниках XIV века, т. е. во времена образования Серпуховского княжества. Первый Великий князь Московский, собиратель Московского государства, Иван I Данилович "Калита"(княжил 1328—1340 гг.), раздавая уделы своим сыновьям, отдал своему младшему сыну Андрею Ивановичу в удел г. Серпухов.
Косино
14. Мостик между Белым и Черным озером. Черное озеро было окаймлено болотом, изобиловало кочками и «окнами» в трясине. Водились ядовитые змеи. Для крестьян большой неприятностью было, когда в это болото попадал скот: спасти животное было трудно.
 
Сын его, Владимир Андреевич, расширил свои владения покупкой многих подмосковных сел и деревень и между ними упоминается село Косино с тремя озерами.
Косино
15.
 
Другой источник утверждает, что "В своем завещании в 1336 году великий московский князь Иван Калита, распределяя свои владения между наследниками, отдал своей жене Ульяне среди прочих и "село у озера").
Косино
16. МКАД. Между Черным озером и Белым располагалось болото. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. и несколько лет после нее в этом болоте добывался торф, в результате чего образовались искусственные водоемы. Тот водоем, что теперь люди по привычке называют Черным озером, как раз и есть бывшее место добычи торфа. Историческое Черное озеро находится севернее.
 
В завещании князя Владимира Андреевича Серпуховского в 1410 году село Косино упоминается как его вотчина: «А из московских сел да есмь княгине своей: Коломенское село со всеми луги и деревнями, Нагатинское со всеми дуги и деревнями, Косино с тремя озеры и Обухове. А в Косинском селе и Обухове княгиня моя вольна которому сына дати, а дети мои в те села не вступаются».
Косино
17. Хозяственная постройка тоже несет культурную мысль.
 
После смерти князя Владимира Андреевича, в мае 1410 г., Косино перешло во владение к его супруге, Елене Ольгердовне, дочери великого князя Литовского.
Косино
18. Огородничество и садоводство запрещено!
 
Княгиня Елена Ольгердовна постриглась в монахини и вступила в Московский Рождественский девичий монастырь, а в 1452г. в своем духовном завещании передала Косино монастырю, и оно стало вотчиной Рождественского монастыря (по другим сведениям в 1433 году Елена Олеговна, вдова князя Владимира Андреевича, умирая, в своем завещании отказала "Косино с озеры" Рождественскому монастырю в Москве).
Косино
19. Тополиная аллея с северной части Белого озера.
 
Следующее упоминание о Косине и его владельцах содержится в писцовых книгах 1576—1578 гг. Косино здесь называется пустошью. Без сомнения, в Косине в то время уже была церковь, так как оно упоминается как село, но иногда в документах называется сельцом или пустошью.
Косино
20. Забор.
 
Первым священником в Косине, о котором упоминается в книге патриарших приказов, был отец Тимофей (1646—1670 гг.). В 1617 г. первый царь из дома Романовых — Михаил Федорович — передал по дарственной грамоте село Косино с храмом во имя Чудотворца Николая и с пятью крестьянскими дворами детям Василия Григорьевича Телепнева: Юрию, Степану и Даниле.
Косино
21. Огромной высоты дубы, липы, березы и орешник — оставшиеся представители древнего, некогда дремучего непроходимого леса.
 
В царствование Алексея Михайловича (1645—1676) владельцем села Косина Иваном Степановичем Телепневым в 1673 г. была построена маленькая деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая вместо старого, древнего, обветшавшего.
Косино
22. Старое Косино, так теперь неправильно называют это место.
 
Эта прекрасная церковка простояла более 300 лет, так как была выстроена из очень толстых деревянных брусьев, обшита снаружи тесом, что и помогло ей простоять до наших дней. (Несколько лет назад она сгорела, а в настоящее время (уже порядка 20 лет) восстановлена по старым чертежам).
Косино
23. Косинский Храмовый комплекс создавался в первой половине XIX века.
 
Гордятся и твердо хранят жители Косина предание о пребывании здесь Петра Великого. Его потешный флот существовал уже в 1687 году в Преображенском потешном городке на Яузе. Яуза – река узкая, не устраивала Петра, и он перебрался на Просяной пруд, а затем в Косино на Белое озеро.
Косино
24. Приходская школа напротив храмов.
 
Об этом косвенно свидетельствуют слова С. М. Соловьева из «публичных чтений о Петре Великом» (М., Наука, 1984): «...Вода — его любимая стихия, он ищет все больше простора на ней; из подмосковного пруда переходит на озеро, с одного меньшего озера на большее, от последнего к морю». (С. 45).
Косино
25. Незадолго до Великой Отечественной войны косинские церкви были закрыты, в них располагались складские и производственные помещения.
 
Можно почти с уверенностью утверждать, что Соловьевым описан следующий путь Петра к большому российскому флоту: Просяной пруд — косинское Белое озеро — Переяславское озеро — Белое море.
Косино
26. По описанию 1623-1624 годов в селе уже был храм Николая Чудотворца, двор помещиков, и пять крестьянских дворов. На фото колокольня Никольского храма.
 
Здесь, в Косине, у восточного берега Белого озера и была построена верфь и пристань, о которой говорили деды. Тут плавали петровские карбасы и шнаки. Поэтому мы уверены, что Косино имеет касательство к зарождению русского флота.
Косино
27. В 1839 году весь комплекс церковных строений обносится красивой каменной оградой с башенками и бойницами.
 
Но здесь Петр задержался недолго, его влекли более широкие масштабы плавания. Внимание его привлекло большое Переяславское озеро, куда и была перенесена вся потешная флотилия. Следы пристани, построенной Петром I, сохранялись долгое время. Старики-крестьяне точно указывали ее местонахождение.
Косино
28. У восточного берега Белого озера и была построена верфь и пристань, о которой говорили деды. Тут плавали петровские карбасы и шнаки.
 
С переносом потешной флотилии па Переяславское озеро Петр не забывал Косина, приезжал помолиться, отдать дань церквушке, построенной в царствование его отца, Алексея Михайловича.
Косино
29. Леcтница в колокольне.
 
В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная его ближайшим сподвижником, графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Впоследствии она прославилась многими чудесами и стала почитаемой не только в селе, но и далеко за его пределами.
Косино
30.С давних пор в Косино шли паломники. Они направлялись к Святому озеру, где когда-то по преданию явилась икона святого Николая, в озеро окунались.
 
Нашла отражение в окружающей Косино местности и Екатерининская эпоха. В нескольких километрах от Косина, за железной дорогой, на границе деревни Жулебино и бывшей деревни Выхино (теперь там большой мост для разворота автомобилей) стояла древняя деревянная о семи дубовых бревен невероятной толщины, сохранившаяся с Екатерининских времен изба, бывший постоялый двор, названная в память посещения ее великим полководцем А. В. Суворовым — «Суворовской».
Косино
31. Деревья напротив того места, где была усадьба.
 
Как передавалось из поколения в поколение, Суворов с женой Варварой Ивановной (урожденной Прозоровской), навещая родственников жены — князей Голицыных в Кузьминках (село Влахернское) и князей Баратынских в Люберцах, заезжал на постоялый двор, который находился в старинной избе о семи бревнах. В деревне Жулебино, да и по всей округе, хозяев постоялого двора Кокориных с тех пор и прозывали не иначе, как Суворовы.
Косино
32. Ограда трикотажной фабрики закрыла место, где 100 лет назад находилась усадьба.
 
Так это прозвище и осталось за ними до наших дней. (В настоящее время эта изба — ценнейшая достопримечательность данной местности как в архитектурном, так и в историческом отношении, зачем-то оторвана от родных мест и перенесена в Истринский Архитектурно-этнографический музей народного деревянного зодчества Московской области, где она, естественно, не может выполнять той огромной роли, которую должна была бы выполнять на ее родном месте, напоминая жителям о вехах русской истории в данном конкретном месте).
Косино
33. Трикотажная фабрика похожа на тюрьму за колючей проволокой.
 
Видела суворовская изба, как мимо нее (в начале ноября 1774 г. провезли плененного тем же Суворовым, закованного в цепи, Емельяна Ивановича Пугачева (казнен 10 января 1775 г. по ст. стилю).
Косино
34. Старая ограда.
 
В Отечественную войну 1812 года в Косине стояла конница маршала Франции Мюрата. Французы разрушили много крестьянских домов, поместье Телепневых и старый дом Калиты, а в деревянной церкви устроили конюшню.
Косино
35. Старая часть Косино.
 
Жители ушли в леса, началась партизанская война. Много французов полегло в косинских лесах. Два захоронения было в Косине: одно "у трех сосен" (недалеко от позже построенной железной дороги), второе - в болоте с восточной стороны села, после чего оно стало называться "Поганое болото". Так крестьяне ответили завоевателям."
Косино
36. Один из старых домов.
 
Во владении Телепневых Косино находилось 197 лет: с 1617 г. по 1814 г., когда последняя владелица села Косина из рода Телепневых, Елена Васильевна Телепнева, продала Косино со всеми угодьями и 29 душами мужского пола (женщины в счет не шли) богатому московскому купцу 1 гильдии и коммерции, советнику Дмитрию Александровичу Лухманову. Он приобрел село разоренным французами.
Косино
37. Церковь Тихона, патриарха Всероссийского, в Косине, 1986 год.
 
Как купец, он не имел права владеть крепостными крестьянами на правах помещика, и поэтому владельцами Косина числились подставные лица.
Косино
38. Успенский храм, 1823 год.
 
Церковный комплекс создавался в первой половине XIX века, стараниями московского купца Д.А. Лухманова.
Косино
39. Часовня Филарета, митрополита Московского, 1818-1839 годы.
 
Рядом с древним деревянным Никольским храмом (XVII в.) были построены каменные - сначала Успенский (1818-1823 гг.), затем - теплый Никольский с колокольней. К 1839 г. сооружена ограда с башнями, построены также несколько каменных домов притча.
Косино
40. С чьей помощью были отлиты новые колокола для Никольской церкви.
 
Так, с 1814 по 1820 год значится помещицей подпоручица Марфа Афанасиевна Татаринова, 1821—1829 гг. — секунд-майор Иоанн Акимович Мальцев, 1830—1836 гг. — действительный статский советник и кавалер Павел Федорович Степанов, 1837—1848 гг. — вдова-капитанша Екатерина Афанасиевна Стараго-Милюкова.
Косино
41. Каменная церковь Успения Богоматери - храм-ротонда в стиле классицизма.
 
Наконец, высочайшим повелением государя императора Николая I 16 июля 1851 г., на 10 лет раньше царского манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, косинские крестьяне были изъяты из владения Лухмановых и перечислены в крестьян государственных имуществ.
Косино
42. В церкви находились обе известные иконы - св. Николая и Моденской Богоматери в дорогой ризе, украшенной бриллиантами и алмазами.
 
Этот день — 16 июля — крестьяне праздновали как день освобождения от крепостной зависимости — Вольный День.
Косино
43.
 
В 1867 г. усадьбу со всеми пристройками (ныне территория Косинской трикотажной фабрики) и дачу на южном берегу Белого озера купило императорское техническое училище, состоявшее в ведомстве императрицы Марии Федоровны.
Косино
44. В 1841 году владелец усадьбы Д.А.Лухманов умирает - его хоронят в Успенской церкви; об этом напоминает плита на полу у входа в храм.
 
С переходом технического училища в 1886 г. в ведение Министерства народного просвещения, косинская дача осталась в ведомстве императрицы Марии и была передана воспитательному дому.
Косино
45. Часовня Филарета. В ней освящают воду.
 
Летом 1888 г. воспитанницы императорского Мариинского училища проживали на этой даче, но ведомство воспитательного дома признало косинскую дачу неудобной и продало ее с торгов.
Косино
46.
 
Усадьбу и дачу купил в 1889 г. московский купец 2-й гильдии и фабрикант Михаил Елисеевич Горбачев. Он устраивает здесь ленточную фабрику. Позже она преобразовалась в трикотажную фабрику, существующую и поныне (здания юго-западнее трёх церквей).
Косино
47. Церковь Николая Чудотворца в Косине, 1826 г.
 
Ещё в конце XIX в. Косино стало местом научных исследований - гидробиологи проводили изучение озёр. В 1908 году профессор Григорий Александрович Кожевников организует Биологическую станцию Московского университета.
Косино
48. В стороне от Успенского храма построены дома для церковного причта.
 
В 1930 году она была преобразована в Лимнологическую станцию Гидрометеослужбы СССР, но в 1940 году её закрыли. Осталось несколько томов научных трудов, которые до сих пор сохраняют своё значение.
Косино
49. Две эпохи.
 
В 1920-х годах на площади 54,5 га был организован Косинский государственный заповедник, включавший все три озера и участок, заросший лесом. К сожалению, просуществовал он недолго и был закрыт.
Косино
50.
 
В 1984 году Косино стало частью Москвы, деревянную церковь времен Алексея Михайловича, сгоревшую в 1947 году, отстроили заново, два других храма восстановили и все вместе вернули Русской Православной Церкви.
Косино
51.
 
Моденская икона Божией Матери вернулась, а вот древняя икона Николая Чудотворца, явленная на Святом озере и изъятая из храма в 1940 году, пока нет. Но прихожане надеются и верят, что это непременно произойдет.
Косино
52.
 
Не забыли и о косинском храмоздателе купце Дмитрии Александровиче Лухманове: в 2004 году в Кожухове, неподалеку от Святого озера, появилась Лухмановская улица, названная в его честь.
Косино
53. Церковное кладбище.
 
Косинским храмам просто повезло, что настоятелем прихода в 1990 году назначили протоиерея Михаила Фарковеца. За 17 лет отец Михаил (ум.21.12.2007 г.) сделал очень многое, хотя многие ему и мешали.
Косино
54. Церковь Тихона выстроена на месте старой деревянной церкви, простоявшей 300 лет.
 

Косино — маленькая точка, затерявшаяся в дремучем лесу, среди болот и озер. Одно из этих озер — Святое и с ним связана легенда, передававшаяся из поколения в поколении и рассказанная нам дедами и родителями, старожилами Косина. В большей или меньшей степени ее знает каждый житель поселка.

Косино
55. Тихон.
 
«В давние и далекие времена, когда Русь раздирали междоусобные войны князей в борьбе за княжество, а христианская религия после крещения Руси (998 г.) еще не окрепла и шла борьба между религиозными сектами, бежал в косинские дремучие леса священник и жил здесь пустынником. Сюда же скрылся от княжеского и людского гнева разбойник….
Косино
56. Вид на Святое озеро от Кожухово.
 

…Однажды во время богослужения церковь с народом стала медленно опускаться, из-под земли выступила вода и залила все вокруг, образовалось озеро с непроходимым окружающим его болотом. И долго над поверхностью озера стоял купол с крестом, но и они постепенно скрылись под водой. Позже на этом озере всплыла икона Чудотворца Николая»

Косино
57. Святое озеро сейчас быстро зарастает.
 

А вот как описывает эту легенду И. Цветков (Косинский священник середины XIX в.) легенду, в которой большое внимание уделяется Москве как городу будущего. «...На том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся тут, ушедшим из одного города, разоренного междоусобной войной удельных князей, старцем-священником, уединение с которым разделил некто пустынник Букал и помогал священнику в совершении божественной службы. ….

Косино
58.
 

…Впоследствии Букал поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам навещая своего друга, косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, среди которого он и жил, возникнет город Москва, который понесет много испытания от нашествия врагов и от пожаров, впоследствии же он прославится и будет выше всех городов русских. …

Косино
59. Святое озеро имело круглую форму.
 

….Долго размышлял Букал о своем видении и в таких мыслях пошел в пустынное Косино и поведал о своем видении старцу-священнику. Тогда они оба вошли в церковь и со слезами молили бога и его пречистую матерь за православный народ русский и за будущий град — Москву. ….

Косино
60. Бышая деревня Кожухово.
 

….Священник начал совершать божественную литургию, во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, и церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода, и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе Святым, возлюбленным самою Божией Матерью….

Косино
61. Храм во имя иконы Божией Матери Живоносный Источник на Святом озере.
 

…Пустынник же Букал, бывший свидетель сего дивного события, при начале опускания церкви и всей этой части земли вниз, отошел в сторону на более твердую почву. …

Косино
62. Бывшая насосная станция. Передана Русской православной церкви в 2004 году.
 

….Когда же церковь и окружавшая оную местность земля совершенно погрузилась, и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого впоследствии действительно возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль. Позже на этом озере, по преданию, явилась икона святителя Николая, во имя которого и был устроен первый в Косине храм».

Косино
63. Здание отреставрировано и перестроено. Малое освящение храма совершил 16 апреля 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Александр.
 
До какого-то времени все три Косинские озера "единогласно" считались ледниковыми. В настоящее время "ледниковая гипотеза" происхождения Косинских озёр не очень популярна.
Косино
64. Вода Святого озера целебна: донный ил содержит в своем составе йод, серебро, бром). Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой.
 

: "В масштабах времени, измеряемого непродолжительной жизнью человека, озёра кажутся постоянными компонентами ландшафтов. Однако в геологических масштабах времени озёра преходящи. Они рождаются обычно в катастрофах, достигают зрелости и тихо и незаметно умирают".

Косино
65. Доброты и радости.
В Светлый день Крещения!
Не забудьте окунуться)
 
В Чёрном озере ещё в XX в. велись торфоразработки (это на две трети торфяной карьер).
Косино
66. Торф из Косинского озера. Экспонат в Люберецком краеведческом музее.
 
Косино
67. Экспонат в Люберецком Краеведческом музее.

Продолжение в следующей части...
Tags: Горбачевы, Косино, Лухмановы, Москва, Петр I, Телёпневы, ампир, курганы, надгробия, парки, усадьбы, фото 2012, церкви
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo vadimrazumov.ru july 7, 22:32 16
Buy for 100 tokens
В это трудно поверить, но сегодня - 7 июля, 15 лет назад, я сделал первую "усаде​**ую" публикацию в ЖЖ. И это, без преувеличения, стало одним из самых важных и переломных моментов в моей жизни. Сначала появились новые друзья и знакомые. С частыми путешествиями по усадьбам моя жизнь заиграла новыми…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal