22 декабря 2012 г. Усадьба КОСИНО Часть 1 История усадьбы Косино, храмового комлпекса и косинских озер. Телёпневы, Лухмановы, Горбачевы М О С К В А |
Усадьба Косино. 1 часть. История усадьбы Косино, храмового комлпекса и косинских озер.
Усадьба Косино. 2 часть. Старые карты и фотографии Косино.
Люди жили в Триозерье с очень давних времен. |
2. Белое озеро. Крестьяне очень следили за озером, заботились об его чистоте и ежегодно весной чистили, сетями выбирая все посторонние предметы и различную грязь. Рыбу, попавшую в сети, выпускали обратно в озеро. |
На территории Косина и его окрестностей в конце прошлого века были обнаружены 4 группы курганов (всего их 15) и 2 неолитические стоянки. Люди так называемой абашевской культуры эпохи бронзы жили здесь еще во 2-м тысячелетии до н.э. |
3. Вид на Храмовый комплекс. Усадьба Косино располагалась справа на месте трикотажной фабрики. Белое озеро - самое большое из трёх, овальной или грушевидной формы, с пологими и сухими берегами, ровным песчаным или местами илистым дном. |
Три группы курганов, находящихся между Белым и Святым озерами, раскопаны, а одна группа — близ Жулебино - еще ждет раскопок. Обнаруженные в косинских курганах предметы находятся в музее антропологии Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова. |
4. Леса рядом с Косино назывались: Караванчик, Ельня, Сеча, Кожуховский, Бор, Орешник, Морозовский лес, Новокосинский бор. В настоящее время частично сохранились как напоминание о некогда непроходимых лесах Ельник и Кожуховский лес в малых размерах. |
В период с VII века до нашей эры по VII век нашей эры, эту территорию занимали люди так называемой "дьяковской культуры", принадлежащие к финно-угорской языковой группе. |
5. Косино окружали поля: Жулебинское, Выхинское, Кожуховское, Береснюшка, Пожарище, Крутицкое, Владыченское, Морозовское и другие. |
На территории Косина появились эстонские, финские и мордовские племена. К концу периода на эту территорию пришли племена литовской группы (балтские), а затем племя голенды (голядь), первоначальные поселения которых обнаружены в Мазовии. |
6. |
Они были охотниками, а дремучие леса, окружающие Трехозерье, были прекрасными охотничьими угодьями. |
7. Маленькое сельцо Косино с церковью и помещичьей усадьбой расположено на берегу чистейшего Белого озера ледникового происхождения. |
Славяне появились на этой территории только в VIII веке нашей эры. Это были племена вятичей, пришедшие с юга. Украшения, найденные в раскопанных курганах, имеющихся на территории Косина и его окрестностей, подтверждают это. |
8. К северу от Белого озера — Черное озеро, окруженное топким непроходимым болотом, заросшим кустарником и низкорослыми деревьями. |
После прихода вятичей остатки финно-угорской и балтской культур постепенно ассимилировались славянами. |
9. Life is Kosino 90-91 г. Жизнь - это Косино. |
Доказательством наличия на этой территории населения различных этнических групп — расположение тел в захоронениях: славянские — головой на запад, неславянские — круговые. |
10. Слева направо: Церковь Николая Чудотворца с высокой колокольней, Церковь Успения Пресвятой Богородицы и трикотажная фабрика. |
Весной 1147 года в Москве встретились князья киевской династии Юрий Долгорукий — основатель Москвы — пригласил к себе новгород-северского князя Святослава, который, исполняя волю Юрия, завоевал "люди Голядь", живших на реке Протве. Сын Святослава, Олег, посланный отцом вперед, привел к Юрию толпу пленных голядцев. |
11. Зеленый пляж. Летом здесь много людей в плавках и купальниках. |
Юрий, лелеявший мысль об укреплении юго-западных границ своего княжества, был рад даровым рабочим рукам. Поселил он голядцев недалеко от косинских озер. Возможно, с тех пор и стала называться речка Голеденкой (она протекала с западной стороны Белого озера). |
12. Еще совсем недавно Белое озеро было исключительно чистым. В 1996-1997 году озеро каким-то образом прочистили, и оно предстало перед нами во всей своей красе: кристально чистая вода, видимость в которой составляла несколько метров и идеально чистые берега. |
Происхождение названия «Косино» до сих пор неизвестно. Может быть оно балтское? Или финно-угорское? Так же, как и происхождение названия нашей столицы — «Москва», происхождение названия села Косино - загадка. Е.М. Поспелов, в своем топонимическом словаре, предполагает, что " название происходит от неканонического личного имени Коса или от фамилии Косин (Коса Красная, Ивашка Косин)". |
13. Крестьяне почти круглый год, за исключением короткого летнего купального сезона, пили из Белого озера воду, которая обладала исключительной мягкостью и хорошим вкусом. |
Впервые название «Косино» обнаруживается в источниках XIV века, т. е. во времена образования Серпуховского княжества. Первый Великий князь Московский, собиратель Московского государства, Иван I Данилович "Калита"(княжил 1328—1340 гг.), раздавая уделы своим сыновьям, отдал своему младшему сыну Андрею Ивановичу в удел г. Серпухов. |
14. Мостик между Белым и Черным озером. Черное озеро было окаймлено болотом, изобиловало кочками и «окнами» в трясине. Водились ядовитые змеи. Для крестьян большой неприятностью было, когда в это болото попадал скот: спасти животное было трудно. |
Сын его, Владимир Андреевич, расширил свои владения покупкой многих подмосковных сел и деревень и между ними упоминается село Косино с тремя озерами. |
15. |
Другой источник утверждает, что "В своем завещании в 1336 году великий московский князь Иван Калита, распределяя свои владения между наследниками, отдал своей жене Ульяне среди прочих и "село у озера"). |
16. МКАД. Между Черным озером и Белым располагалось болото. В Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. и несколько лет после нее в этом болоте добывался торф, в результате чего образовались искусственные водоемы. Тот водоем, что теперь люди по привычке называют Черным озером, как раз и есть бывшее место добычи торфа. Историческое Черное озеро находится севернее. |
В завещании князя Владимира Андреевича Серпуховского в 1410 году село Косино упоминается как его вотчина: «А из московских сел да есмь княгине своей: Коломенское село со всеми луги и деревнями, Нагатинское со всеми дуги и деревнями, Косино с тремя озеры и Обухове. А в Косинском селе и Обухове княгиня моя вольна которому сына дати, а дети мои в те села не вступаются». |
17. Хозяственная постройка тоже несет культурную мысль. |
После смерти князя Владимира Андреевича, в мае 1410 г., Косино перешло во владение к его супруге, Елене Ольгердовне, дочери великого князя Литовского. |
18. Огородничество и садоводство запрещено! |
Княгиня Елена Ольгердовна постриглась в монахини и вступила в Московский Рождественский девичий монастырь, а в 1452г. в своем духовном завещании передала Косино монастырю, и оно стало вотчиной Рождественского монастыря (по другим сведениям в 1433 году Елена Олеговна, вдова князя Владимира Андреевича, умирая, в своем завещании отказала "Косино с озеры" Рождественскому монастырю в Москве). |
19. Тополиная аллея с северной части Белого озера. |
Следующее упоминание о Косине и его владельцах содержится в писцовых книгах 1576—1578 гг. Косино здесь называется пустошью. Без сомнения, в Косине в то время уже была церковь, так как оно упоминается как село, но иногда в документах называется сельцом или пустошью. |
20. Забор. |
Первым священником в Косине, о котором упоминается в книге патриарших приказов, был отец Тимофей (1646—1670 гг.). В 1617 г. первый царь из дома Романовых — Михаил Федорович — передал по дарственной грамоте село Косино с храмом во имя Чудотворца Николая и с пятью крестьянскими дворами детям Василия Григорьевича Телепнева: Юрию, Степану и Даниле. |
21. Огромной высоты дубы, липы, березы и орешник — оставшиеся представители древнего, некогда дремучего непроходимого леса. |
В царствование Алексея Михайловича (1645—1676) владельцем села Косина Иваном Степановичем Телепневым в 1673 г. была построена маленькая деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая вместо старого, древнего, обветшавшего. |
22. Старое Косино, так теперь неправильно называют это место. |
Эта прекрасная церковка простояла более 300 лет, так как была выстроена из очень толстых деревянных брусьев, обшита снаружи тесом, что и помогло ей простоять до наших дней. (Несколько лет назад она сгорела, а в настоящее время (уже порядка 20 лет) восстановлена по старым чертежам). |
23. Косинский Храмовый комплекс создавался в первой половине XIX века. |
Гордятся и твердо хранят жители Косина предание о пребывании здесь Петра Великого. Его потешный флот существовал уже в 1687 году в Преображенском потешном городке на Яузе. Яуза – река узкая, не устраивала Петра, и он перебрался на Просяной пруд, а затем в Косино на Белое озеро. |
24. Приходская школа напротив храмов. |
Об этом косвенно свидетельствуют слова С. М. Соловьева из «публичных чтений о Петре Великом» (М., Наука, 1984): «...Вода — его любимая стихия, он ищет все больше простора на ней; из подмосковного пруда переходит на озеро, с одного меньшего озера на большее, от последнего к морю». (С. 45). |
25. Незадолго до Великой Отечественной войны косинские церкви были закрыты, в них располагались складские и производственные помещения. |
Можно почти с уверенностью утверждать, что Соловьевым описан следующий путь Петра к большому российскому флоту: Просяной пруд — косинское Белое озеро — Переяславское озеро — Белое море. |
26. По описанию 1623-1624 годов в селе уже был храм Николая Чудотворца, двор помещиков, и пять крестьянских дворов. На фото колокольня Никольского храма. |
Здесь, в Косине, у восточного берега Белого озера и была построена верфь и пристань, о которой говорили деды. Тут плавали петровские карбасы и шнаки. Поэтому мы уверены, что Косино имеет касательство к зарождению русского флота. |
27. В 1839 году весь комплекс церковных строений обносится красивой каменной оградой с башенками и бойницами. |
Но здесь Петр задержался недолго, его влекли более широкие масштабы плавания. Внимание его привлекло большое Переяславское озеро, куда и была перенесена вся потешная флотилия. Следы пристани, построенной Петром I, сохранялись долгое время. Старики-крестьяне точно указывали ее местонахождение. |
28. У восточного берега Белого озера и была построена верфь и пристань, о которой говорили деды. Тут плавали петровские карбасы и шнаки. |
С переносом потешной флотилии па Переяславское озеро Петр не забывал Косина, приезжал помолиться, отдать дань церквушке, построенной в царствование его отца, Алексея Михайловича. |
29. Леcтница в колокольне. |
В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная его ближайшим сподвижником, графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Впоследствии она прославилась многими чудесами и стала почитаемой не только в селе, но и далеко за его пределами. |
30.С давних пор в Косино шли паломники. Они направлялись к Святому озеру, где когда-то по преданию явилась икона святого Николая, в озеро окунались. |
Нашла отражение в окружающей Косино местности и Екатерининская эпоха. В нескольких километрах от Косина, за железной дорогой, на границе деревни Жулебино и бывшей деревни Выхино (теперь там большой мост для разворота автомобилей) стояла древняя деревянная о семи дубовых бревен невероятной толщины, сохранившаяся с Екатерининских времен изба, бывший постоялый двор, названная в память посещения ее великим полководцем А. В. Суворовым — «Суворовской». |
31. Деревья напротив того места, где была усадьба. |
Как передавалось из поколения в поколение, Суворов с женой Варварой Ивановной (урожденной Прозоровской), навещая родственников жены — князей Голицыных в Кузьминках (село Влахернское) и князей Баратынских в Люберцах, заезжал на постоялый двор, который находился в старинной избе о семи бревнах. В деревне Жулебино, да и по всей округе, хозяев постоялого двора Кокориных с тех пор и прозывали не иначе, как Суворовы. |
32. Ограда трикотажной фабрики закрыла место, где 100 лет назад находилась усадьба. |
Так это прозвище и осталось за ними до наших дней. (В настоящее время эта изба — ценнейшая достопримечательность данной местности как в архитектурном, так и в историческом отношении, зачем-то оторвана от родных мест и перенесена в Истринский Архитектурно-этнографический музей народного деревянного зодчества Московской области, где она, естественно, не может выполнять той огромной роли, которую должна была бы выполнять на ее родном месте, напоминая жителям о вехах русской истории в данном конкретном месте). |
33. Трикотажная фабрика похожа на тюрьму за колючей проволокой. |
Видела суворовская изба, как мимо нее (в начале ноября 1774 г. провезли плененного тем же Суворовым, закованного в цепи, Емельяна Ивановича Пугачева (казнен 10 января 1775 г. по ст. стилю). |
34. Старая ограда. |
В Отечественную войну 1812 года в Косине стояла конница маршала Франции Мюрата. Французы разрушили много крестьянских домов, поместье Телепневых и старый дом Калиты, а в деревянной церкви устроили конюшню. |
35. Старая часть Косино. |
Жители ушли в леса, началась партизанская война. Много французов полегло в косинских лесах. Два захоронения было в Косине: одно "у трех сосен" (недалеко от позже построенной железной дороги), второе - в болоте с восточной стороны села, после чего оно стало называться "Поганое болото". Так крестьяне ответили завоевателям." |
36. Один из старых домов. |
Во владении Телепневых Косино находилось 197 лет: с 1617 г. по 1814 г., когда последняя владелица села Косина из рода Телепневых, Елена Васильевна Телепнева, продала Косино со всеми угодьями и 29 душами мужского пола (женщины в счет не шли) богатому московскому купцу 1 гильдии и коммерции, советнику Дмитрию Александровичу Лухманову. Он приобрел село разоренным французами. |
37. Церковь Тихона, патриарха Всероссийского, в Косине, 1986 год. |
Как купец, он не имел права владеть крепостными крестьянами на правах помещика, и поэтому владельцами Косина числились подставные лица. |
38. Успенский храм, 1823 год. |
Церковный комплекс создавался в первой половине XIX века, стараниями московского купца Д.А. Лухманова. |
39. Часовня Филарета, митрополита Московского, 1818-1839 годы. |
Рядом с древним деревянным Никольским храмом (XVII в.) были построены каменные - сначала Успенский (1818-1823 гг.), затем - теплый Никольский с колокольней. К 1839 г. сооружена ограда с башнями, построены также несколько каменных домов притча. |
40. С чьей помощью были отлиты новые колокола для Никольской церкви. |
Так, с 1814 по 1820 год значится помещицей подпоручица Марфа Афанасиевна Татаринова, 1821—1829 гг. — секунд-майор Иоанн Акимович Мальцев, 1830—1836 гг. — действительный статский советник и кавалер Павел Федорович Степанов, 1837—1848 гг. — вдова-капитанша Екатерина Афанасиевна Стараго-Милюкова. |
41. Каменная церковь Успения Богоматери - храм-ротонда в стиле классицизма. |
Наконец, высочайшим повелением государя императора Николая I 16 июля 1851 г., на 10 лет раньше царского манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, косинские крестьяне были изъяты из владения Лухмановых и перечислены в крестьян государственных имуществ. |
42. В церкви находились обе известные иконы - св. Николая и Моденской Богоматери в дорогой ризе, украшенной бриллиантами и алмазами. |
Этот день — 16 июля — крестьяне праздновали как день освобождения от крепостной зависимости — Вольный День. |
43. |
В 1867 г. усадьбу со всеми пристройками (ныне территория Косинской трикотажной фабрики) и дачу на южном берегу Белого озера купило императорское техническое училище, состоявшее в ведомстве императрицы Марии Федоровны. |
44. В 1841 году владелец усадьбы Д.А.Лухманов умирает - его хоронят в Успенской церкви; об этом напоминает плита на полу у входа в храм. |
С переходом технического училища в 1886 г. в ведение Министерства народного просвещения, косинская дача осталась в ведомстве императрицы Марии и была передана воспитательному дому. |
45. Часовня Филарета. В ней освящают воду. |
Летом 1888 г. воспитанницы императорского Мариинского училища проживали на этой даче, но ведомство воспитательного дома признало косинскую дачу неудобной и продало ее с торгов. |
46. |
Усадьбу и дачу купил в 1889 г. московский купец 2-й гильдии и фабрикант Михаил Елисеевич Горбачев. Он устраивает здесь ленточную фабрику. Позже она преобразовалась в трикотажную фабрику, существующую и поныне (здания юго-западнее трёх церквей). |
47. Церковь Николая Чудотворца в Косине, 1826 г. |
Ещё в конце XIX в. Косино стало местом научных исследований - гидробиологи проводили изучение озёр. В 1908 году профессор Григорий Александрович Кожевников организует Биологическую станцию Московского университета. |
48. В стороне от Успенского храма построены дома для церковного причта. |
В 1930 году она была преобразована в Лимнологическую станцию Гидрометеослужбы СССР, но в 1940 году её закрыли. Осталось несколько томов научных трудов, которые до сих пор сохраняют своё значение. |
49. Две эпохи. |
В 1920-х годах на площади 54,5 га был организован Косинский государственный заповедник, включавший все три озера и участок, заросший лесом. К сожалению, просуществовал он недолго и был закрыт. |
50. |
В 1984 году Косино стало частью Москвы, деревянную церковь времен Алексея Михайловича, сгоревшую в 1947 году, отстроили заново, два других храма восстановили и все вместе вернули Русской Православной Церкви. |
51. |
Моденская икона Божией Матери вернулась, а вот древняя икона Николая Чудотворца, явленная на Святом озере и изъятая из храма в 1940 году, пока нет. Но прихожане надеются и верят, что это непременно произойдет. |
52. |
Не забыли и о косинском храмоздателе купце Дмитрии Александровиче Лухманове: в 2004 году в Кожухове, неподалеку от Святого озера, появилась Лухмановская улица, названная в его честь. |
53. Церковное кладбище. |
Косинским храмам просто повезло, что настоятелем прихода в 1990 году назначили протоиерея Михаила Фарковеца. За 17 лет отец Михаил (ум.21.12.2007 г.) сделал очень многое, хотя многие ему и мешали. |
54. Церковь Тихона выстроена на месте старой деревянной церкви, простоявшей 300 лет. |
Косино — маленькая точка, затерявшаяся в дремучем лесу, среди болот и озер. Одно из этих озер — Святое и с ним связана легенда, передававшаяся из поколения в поколении и рассказанная нам дедами и родителями, старожилами Косина. В большей или меньшей степени ее знает каждый житель поселка. |
55. Тихон. |
«В давние и далекие времена, когда Русь раздирали междоусобные войны князей в борьбе за княжество, а христианская религия после крещения Руси (998 г.) еще не окрепла и шла борьба между религиозными сектами, бежал в косинские дремучие леса священник и жил здесь пустынником. Сюда же скрылся от княжеского и людского гнева разбойник…. |
56. Вид на Святое озеро от Кожухово. |
…Однажды во время богослужения церковь с народом стала медленно опускаться, из-под земли выступила вода и залила все вокруг, образовалось озеро с непроходимым окружающим его болотом. И долго над поверхностью озера стоял купол с крестом, но и они постепенно скрылись под водой. Позже на этом озере всплыла икона Чудотворца Николая» |
57. Святое озеро сейчас быстро зарастает. |
А вот как описывает эту легенду И. Цветков (Косинский священник середины XIX в.) легенду, в которой большое внимание уделяется Москве как городу будущего. «...На том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся тут, ушедшим из одного города, разоренного междоусобной войной удельных князей, старцем-священником, уединение с которым разделил некто пустынник Букал и помогал священнику в совершении божественной службы. …. |
58. |
…Впоследствии Букал поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам навещая своего друга, косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, среди которого он и жил, возникнет город Москва, который понесет много испытания от нашествия врагов и от пожаров, впоследствии же он прославится и будет выше всех городов русских. … |
59. Святое озеро имело круглую форму. |
….Долго размышлял Букал о своем видении и в таких мыслях пошел в пустынное Косино и поведал о своем видении старцу-священнику. Тогда они оба вошли в церковь и со слезами молили бога и его пречистую матерь за православный народ русский и за будущий град — Москву. …. |
60. Бышая деревня Кожухово. |
….Священник начал совершать божественную литургию, во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, и церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода, и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе Святым, возлюбленным самою Божией Матерью…. |
61. Храм во имя иконы Божией Матери Живоносный Источник на Святом озере. |
…Пустынник же Букал, бывший свидетель сего дивного события, при начале опускания церкви и всей этой части земли вниз, отошел в сторону на более твердую почву. … |
62. Бывшая насосная станция. Передана Русской православной церкви в 2004 году. |
….Когда же церковь и окружавшая оную местность земля совершенно погрузилась, и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого впоследствии действительно возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль. Позже на этом озере, по преданию, явилась икона святителя Николая, во имя которого и был устроен первый в Косине храм». |
63. Здание отреставрировано и перестроено. Малое освящение храма совершил 16 апреля 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Александр. |
До какого-то времени все три Косинские озера "единогласно" считались ледниковыми. В настоящее время "ледниковая гипотеза" происхождения Косинских озёр не очень популярна. |
64. Вода Святого озера целебна: донный ил содержит в своем составе йод, серебро, бром). Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой. |
: "В масштабах времени, измеряемого непродолжительной жизнью человека, озёра кажутся постоянными компонентами ландшафтов. Однако в геологических масштабах времени озёра преходящи. Они рождаются обычно в катастрофах, достигают зрелости и тихо и незаметно умирают". |
65. Доброты и радости. В Светлый день Крещения! Не забудьте окунуться) |
В Чёрном озере ещё в XX в. велись торфоразработки (это на две трети торфяной карьер). |
66. Торф из Косинского озера. Экспонат в Люберецком краеведческом музее. |
67. Экспонат в Люберецком Краеведческом музее. |
Продолжение в следующей части...
Journal information