«усадебная» киноновинка! Итак, поехали!
Сколько же дамских слез было пролито во время просмотра сцены со свадебным танцем из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»! А известный каждому вальс, написанный композитором Евгением Догой, после этого фильма стал по-настоящему культовым. Его называют одним из самых знаковых музыкальных произведений XX века. Но мало кто знает, что этот вальс Евгений Дога написал в усадьбе Валуево всего за одну ночь - настолько сильно вдохновили его виды старинного имения! Сегодня я предлагаю вам погрузиться в сюжет фильма «Мой ласковый и нежный зверь» и «усадебную» составляющую его съемок.
Режиссер: Эмиль Лотяну
Сценарий: Эмиль Лотяну, Антон Чехов
Оператор: Анатолий Петрицкий
В фильме снимались: Галина Беляева, Олег Янковский, Кирилл Лавров, Леонид Марков и др.
Страна: СССР, Германия (ФРГ)
Премьера: 31 июля 1978
2. Фильм снят по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте».
После выхода на экраны вызвавшей фурор цыганской драмы «Табор уходит в небо» у режиссера Эмиля Лотяну наступает период творческого затишья. В течение нескольких лет Лотяну искал тему для своего нового фильма, пока ему в руки не попалось одно из ранних произведений Чехова — повесть «Драма на охоте». Режиссеру понравилась история, но при работе над сценарием он решил перенести акцент на драматизм сюжета. В 1978 году картина становится одним из лидеров проката, заняв 16 место по посещаемости в стране. Одним из мест съемок для фильма стала подмосковная усадьба Валуево, где с 1960 года вплоть до настоящего времени располагается одноименный санаторий «Валуево».
Конец XIX века, барское имение в лесах центральной России. Дочь лесничего — Ольга Скворцова (Галина Беляева) — красивая девушка 19 лет. По первому впечатлению Ольга естественна и легка как «ангел во плоти», однако позже выясняется, что она по-житейски расчётлива и тщеславна. В неё влюбляются трое немолодых мужчин, которые живут в усадьбе и окрестностях: 50-летний мрачноватый вдовец Урбенин (Леонид Марков), ещё более старший по возрасту, но моложавый и игривый граф Карнеев (Кирилл Лавров) и статный красавец, 40-летний судебный следователь Камышев (Олег Янковский). Ольга, желая избавиться от пагубной нищеты, необдуманно выходит замуж за управляющего имением — дворянина Урбенина. В день своей свадьбы она убегает с торжества и признаётся в любви Камышеву, однако отказывается уехать с ним. В душе Камышева — высокого, широкоплечего, изысканно одевающегося мужчины, вспыхивают сильная страсть и жгучая ревность. Он тайно надеется, что ему удастся склонить выбор Ольги в свою пользу. Та рассчитывает, что Камышев богат и с ним можно будет вырваться из бедности, однако скоро узнаёт, в каких непритязательных условиях живёт её возлюбленный. После этого разочарования Ольга становится сожительницей весельчака — графа Карнеева, в то время как её законный муж Урбенин медленно спивается и деградирует в городе.
3. Парадные ворота, конец XIX века.
4. Кирилл Лавров в роли графа Алексея Юрьевича Карнеева (справа) и Леонид Марков - Урбенин (слева).
Во время осенней охоты и пикника у Ольги происходит драматическое объяснение с яростно ревнующим Камышевым, а через несколько минут в глубине лесной чащи при загадочных обстоятельствах Ольга получает смертельное огнестрельное ранение. От большой кровопотери юная женщина спустя пару дней умирает, так и не сообщив следствию, от кого именно она потерпела нападение на охоте. Необоснованно подозревают и ссылают на каторгу её мужа Урбенина, там спустя четыре года его ждёт смерть. Терзаемый муками совести, Камышев пишет повесть о драматических событиях и представляет её для публикации в журнал. После прочтения повести Камышева проницательному редактору становится понятно, кто на самом деле является истинным убийцей Ольги.
5. Олег Янковский в роли Сергея Петровича Камышева в главном доме усадьбы.
В 1978 году картина стала одним из лидеров проката, заняв 16 место по посещаемости — фильм посмотрели 26 миллионов зрителей.
Участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля (1978).
Номинировался на Государственную премию СССР в 1979 году.
6.
Большая часть съемок фильма проходила в подмосковном Валуево, в усадьбе XVIII века, некогда принадлежавшей Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину. Изначально, фильм должен был получить название «Клетка», но в окончательном варианте режиссер Эмиль Лотяну все же решил внести поправки не только в сюжет, но и в название киноленты.
7.
По признанию Лотяну, он стремился «снять пародийный слой чрезмерных страстей, сделать сценарную основу более прозрачной и легкой» и, вместе с тем, «оставить ощущение надвигающейся катастрофы, вечной драмы несоответствия душевных порывов и жизненных обстоятельств».
8.
9.
На роль главной героини Эмиль Лотяну пригласил 16-летнюю студентку Воронежского хореографического училища Галину Беляеву, для которой фильм «Мой ласковый и нежный зверь» стал первой работой в кинематографе. Роль Оленьки Скворцовой принесла юной дебютантке всесоюзную известность. Кроме того, в процессе создания картины отношения между Галиной Беляевой и Эмилем Лотяну из исключительно рабочих довольно быстро перешли в романтические.
10.
11.
Через пару лет после окончания съемок, когда начинающая актриса достигла совершеннолетия, Лотяну и Беляева поженились. В следующем фильме Эмиля Лотяну, «Анна Павлова», в котором Галина Беляева вновь сыграла главную роль, актриса снималась, уже будучи супругой режиссера.
«Когда я впервые увидела Эмиля Владимировича, абсолютно не допускала мыслей, что мы можем быть с ним вместе. Но он был таким интересным и замечательным человеком, что в него нельзя было не влюбиться. Он занимался моим воспитанием не только как актрисы, но и всерьез и ненавязчиво повышал мои знания», — вспоминала Беляева позднее. — «Этот фильм стал не просто моим дебютом. Тогда я была поглощена своей первой влюбленностью и счастьем. И это было началом новой жизни…»
12.
13.
Олег Янковский, по его собственному признанию, получив приглашение исполнить главную мужскую роль в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», не сразу ответил согласием:
«Когда Эмиль Лотяну предложил мне роль Сергея Камышева, у меня было много сомнений. Я знал «Драму на охоте», но, прочитав сценарий, задался вопросом: а при чем здесь Чехов? Но я также знал Лотяну по его прежним работам. К тому времени он уже снял фильм «Лаутары» — романтическую историю о бродячих молдавских музыкантах — и «Табор уходит в небо» со Светланой Тома. И, конечно, перспектива работать с таким художником была заманчивой. Не забывайте, тогда существовал в стране другой кинематограф. И снимать красочные сцены с цыганами, поэтическую картину со страстью, любовью было в те годы роскошью».
14.
История появления на свет «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», кстати, тоже красноречива одним «моментиком», о котором рассказал композитор. Когда приступили на «Мосфильме» к работе над этой картиной, Э. Лотяну все время наставлял Е. Догу, что это — не «Табор» и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире.
15. Грот и "Охотничий домик" украшает четырёхколонный портик.
Лотяну имел обыкновение снимать фильмы под фонограмму. Принципиально. Может быть, потому, что так он яснее видел динамику кадра, или музыка помогала ему чувственно проникнуться смыслом сцены — неизвестно. Вся съемочная группа томилась в ожидании: вальса к ключевой драматической ситуации фильма, первой сцене свадьбы Оленьки, не было, не было «кардиограммы» фильма, как потом образно назвал вальс Лотяну.
16.
… Все это время Дога, однако же, не бездельничал — он пропадал в архивах музея Глинки, искал вальсы времен 80-х годов XIX века, пытался что-нибудь скомпилировать, но найти ничего не мог, ничего не нравилось. Старые записи на металлических дисках казались ему дребеденью: «Такую дребедень я и сам напишу!».
17. Актер Леонид Марков в роли Петра Егоровича Урбенина
И буквально за два деня до съемок врывается разъяренный Лотяну и коротко спрашивает: «Где вальс?». Дога стал наигрывать что-то банальное, как он сам сейчас говорит, эскизы одного, другого, третьего. Лотяну свирепеет. А в стороне лежал эскиз, написанный зеленой пастой, так, как бы «для себя».
18.
Дога подхватил ноты, проиграл первые фразы, и Лотяну убедил его, что это оно самое и есть. Вальс не мог не изменить и не одухотворить сцену. Режиссер начал выкладывать ее драматургию. В 11 вечера он ушел, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато.
19. Светлана Тома в роли Тины. На территории усадьбы.
К утру следующего дня все было сдано в работу, а вечером сыграно оркестром кинематографии. На следующий день, а это было начало лета, в Валуеве, под Москвой, съемочная группа, лежа на траве, десятки раз прослушивала вальс.
20.
— По словам Галины Беляевой, мысль вставить в картину сцену вальса появилась у Лотяну после того, как он узнал о хореографическом образовании актрисы.
21.
Сейчас Валуево максимально пользуется своей популярностью по фильму «Мой ласковый и нежный зверь» и предлагает праздновать на своей территории свадьбы и другие торжественные мероприятия.
22. Последние кадры фильма показывают нам главный дом и флигели.
23.
24. Главный вход во дворец.
В архивах «Мосфильма» есть любопытный документ. Оказывается, из-за фильма «Мой ласковый и нежный зверь» пострадали другие невинные кинематографисты. Так, съемочной группе другой картины - «Взрослый сын» - управление базы отдыха «Валуево» запретило снимать в своих стенах. «Мы вынуждены ответить группе отказом, - пишет начальник управления Ф. Кузнецов на «Мосфильм». - Потому что работавшая у нас в прошлом году группа «Мой ласковый...» нанесла дому отдыха громадные убытки: осталась неразобранная декорация, испорчены колонны центрального здания, не убран кустарник на съемочной площадке, посаженный группой, на острове озера не убрана декорация, попорчены зеленые насаждения».
25. Левый флигель.
26.
Journal information