В это трудно поверить, но Сретенско-Михайловская церковь в Красной Ляге была построена в 1665 году! Несмотря на то, что она несколько раз перестраивалась, ей удалось дойти до наших дней. Разве это не чудо?
В наши дни храм в Красной Ляге остается «живым» благодаря стараниям энтузиастов из разных уголков России. На месте ушедшего села регулярно собираются архитекторы, историки и волонтеры. Все они приезжают сюда потому, что верят – Русский Север обязательно возродится. И помочь ему в этом можем только мы!
В чем состоят уникальные особенности Сретенско-Михайловской церкви в Красной Ляге? Какова история храма и населенных пунктов, расположенных около него? Кто сейчас спасает и возрождает церковь? И как каждый из нас может помочь уникальным храмам Русского Севера?
Сретенско-Михайловская церковь в Красной Ляге появилась еще тогда, когда эти земли были процветающим регионом нашей страны. Здесь, несмотря на сложные погодные условия, дружно и славно жили многие семьи. Ремесленники, воины, купцы и духовенство – сильные, выносливые и очень любящие свою Родину люди.
Сретено-Михайловская церковь, фото XIX в. (1884 год). Опубликовано в книге Г. П. Дурасова.
Строительство Сретенско-Михайловского храма в Красной Ляге началось во второй половине XVII века. В ту пору территорию нынешнего храма окружали несколько крупных поселений. Самым масштабным из них было село Красная Ляга, в которой было 30 крупных дворов и Кучепалда, в которой на тот момент жили 469 человек. Соседние населенные пункты были менее многочисленными, но тоже активно развивались. Это, в первую очередь деревни Максимовская, в которой проживали 148 человек и Часовенская, население которой составляло всего 9 человек.
2.
Красноляжский клевер, местный сорт Волна.
Жители всех этих деревень составляли общий церковный приход. Известно, что в XVII веке рядом со Сретнско-Михайловской церковью находился еще один храм – церковь Рождества Богородицы. Он предназначался для службы в холодное время года. Сегодня Сретенско-Михайловский храм находится в чистом поле, однако, к моменту его открытия и освящения он располагался посреди погоста.
3.
Строительство храма завершилось в 1665 году. Имя архитектора, создавшего это чудо из дерева, неизвестно. Вероятнее всего, над возведением храма трудились сразу несколько первоклассных мастеров, умения которых граничили с искусством.
4.
1901 год. Красная Ляга. Журнал "Художественные сокровища России".
5.
Благодаря научно-архитектурной экспертизе, которая была проведена в 2010 году, команде исследователей удалось установить, как выглядел храм в своем первоначальном виде, до перестроек. Одним из тех научных деятелей, который внес огромный вклад в изучение этого храма, стал научный деятель, архитектор, реставратор и специалист по объектам деревянного зодчества Андрей Борисович Бодэ. Итогом его продолжительных научных изысканий стала брошюра под названием «Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге». В ней содержатся исчерпывающие сведения об архитектурной истории этого храма, которые я приведу вам ниже.
6.
1940-е годы.
Андрей Борисович Бодэ обнаружил, что Сретенско-Михайловская церковь в Красной Ляге пережила три основных строительных этапа:
1. Классический восьмериковый храм с шатровым завершением, где монументальный основной объем был окружен галереей на консолях с двумя крыльцами (1665 – 1840-е годы).
2. Такое же решение, но без галереи и с одним упрощенным крыльцом. Внутри западного прируба устроена лестница и стена, отделяющая его от молитвенного помещения (1840-е – 1894 год).
3. Перебранный восьмерик с прирубами остался в габаритах XVII в. Из первоначальных покрытий сохранилась только бочка алтаря. Шатер и покрытие притвора были сделаны заново. Перестройка сопровождалась устройством ярко раскрашенной декоративной обшивки стен, новых окон и нового крыльца (с 1895 года).
7.
8.
На первоначальном этапе строительства храм представлял собой осьмерик с двумя прирубами с востока и запада. Восьмерик покрыт шатром, в основании которого устроен небольшой постамент. Над алтарным прирубом возвышается бочка, притвор имеет простое двухскатное покрытие.
9.
Церковь стоит на белокаменном ленточном фундаменте. Стены имеют обильно декорированную обшивку. По всем сторонам восьмерика устроены в два яруса одинаковые по величине высокие окна, внутри восьмерика образуется высокое двухсветное пространство.
10.
1950-е годы.
11.
Восьмигранные в основании храмы считаются одними из древнейших в русском деревянном зодчестве. Этот тип церквей получил наибольшее распространение в бассейне Северной Двины. В Поонежье восьмигранные шатровые храмы известны только в верхнем и среднем течении. Сретено-Михайловская церковь остается единственным на Онеге подобным памятником, ведущим свою историю с XVII в.
12.
13.
Второй этап архитектурной истории храма пришелся на 1840-е – 1894 годы. Реконструктивная история памятника прослеживается с 1842 г., когда был составлен проект перестройки. Судя двум архивным планам, первоначально церковь имела галерею-паперть, огибавшую здание с трех сторон.
14.
15.
На галерею вели два крыльца, южное было на два всхода. На северной и южной стене восьмерика были дверные проемы. На проектном чертеже изображено здание с удаленной папертью и устроенным новым входом. Притвор, раньше соединявшийся с молитвенным помещением, теперь отделен от него стеной. Внутри него устроена лестница.
16.
Результаты этой перестройки мы видим на фотографии конца XIX в., хранящейся в Каргопольском музее. На южной стене восьмерика прочитываются следы удаленной паперти. Частично заложен дверной проем, на его месте устроено окно. Первоначальные сдвоенные и одинарные небольшие окна сохранилось на северной стене алтаря и на восьмерике.
1970-е годы.
17.
Судя по высоте крыльца, лестница, как и предполагалось, была устроена внутри притвора. Снаружи – скромное крыльцо, лишенное той парадности, что предусматривалась в проекте. Очевидно, что к концу XIX в. назрела необходимость капитального ремонта здания, что и было произведено в 1894 – 1895 гг. Срубная часть здания была перебрана и собрана в основном из старого материала в течение 1894 г., о чем имеется соответствующая документальная запись. После реконструкции церковь стала однопрестольной и была заново освящена в честь Архистратига Михаила.
18.
19.
В ту пору некоторые первоначальные элементы храмового декора были утрачены. А некоторые, напротив – стали ее новым эклектичным декором.
20.
21.
Однако, несмотря ни на что, храму удалось выжить, замечательно сохраниться, не подвергаться воздействиям пожаров и других негативных факторов. А затем настал переломный XX век. Некоторое время привычный уклад жизни в северных деревнях еще сохранился.
22.
23.
Но с развитием процессов урбанизации и угасания натурального хозяйства, жители северных деревень начали покидать свою Родину. Некоторые делали это сознательно, некоторые – вынуждено, а некоторые, и вовсе – под воздействием природных явлений, как это было с Кучепалдой.
24.
25.
Так или иначе, деревни Русского Севера опустели и лишились своей былой жизни. Уютные деревянные дома стали бесхозные, а намоленные храмы лишились своих прихожан. В условиях этой непростой ситуации спасти памятники можно было только благодаря вере и энтузиазму небезразличных людей. И, к счастью, таковые нашлись.
1950-е годы. Жители красноляжских деревень Зенково, Шейна и Петровская. Скорее всего точка съемки от входа в церковь.
26.
Когда мир стал ускоряться, а наша жизнь все больше стала напоминать ежедневный марафон с препятствиями, многим людям стали жизненно требоваться покой и уединение. Многие архитекторы, историки и фотографы всерьез задумались о судьбе памятников Севера. Огромную роль в активизации восстановления храмов на Севере сыграло русское духовенство.
27.
Все понимали: уникальный архитектурный пласт российской культуры может навсегда исчезнуть. И тут, все объединились и начали действовать. Команды энтузиастов начали восстанавливать храмы и памятники Русского Севера.
28.
29.
Сретенско-Михайловская церковь не стала исключением. Она постепенно изучалась и восстанавливалась усилиями активистов нескольких проектов.
1970-е годы.
30.
В 2011-2012 году работы в Красную Лягу прибыли активисты фонда «Общее дело». Они собрали значительную сумму денег, которая позволила им выполнить первоочередные восстановительные работы.
31.
Огромную роль в спасении этого храма сыграл известный сайт Соборы. Ру. Храм в Красной Ляге стал символом этого портала, украсив своим видом главную страницу сайта. Руководители сайта начали сбор средств на восстановление храма. Активное участие в организации благотворительного сбора на храм стал Михаил Ильин, который вел просветительскую деятельность и всячески способствовал тому, чтобы о проблемах северных храмов узнали как можно больше наших соотечественников.
32.
1950-е годы.
33.
Посетители сайта живо откликнулись на призыв о помощи. Необходимая сумма денег потихоньку начала собираться. В результате этого, реставрационные работы в Красной Ляге продолжились.
34.
35.
К удивительному храму стали приезжать все больше волонтеров и туристов. Каждый из них вносил свой посильный вклад в сохранение этого уникального памятника. Постепенно, Стеренско-Михайловская церковь стала принимать свой былой облик. Угроза миновала. Нам всем предстоит еще много работы по спасению и дальнейшему уходу за храмами Русского Севера. Поэтому нам очень важна ваша помощь!
36.
Присоединяйтесь к проектам, которые помогают достопримечательностям Русского Севера обрести вторую жизнь! Ваша помощь не обязательно должна быть материальной. Если вы хотите помочь храму, то можно смело присоединяться к одной из экспедиций на Север.
37.
38. Высохшая ляга.
39. Вдалеке за лесом слева находится деревня Кучепалда.
Карта конца XVIII века.
Если вы умеете строить, работать с деревом, выполнять противоаварийные работы, рассказывать о храмах в СМИ и блогах, если вы аккуратны и хозяйственны и можете навести порядок в храме, то Русский Север просто нуждается в Вас! Давайте вместе спасать наше национальное достояние!
40.
Источники:
http://poeziasevera.ru/author.php
https://vk.com/album-38050953_186579890
http://sobory.ru
Journal information