Саркастические картины о международных отношениях, сцены из трудной жизни работников колхоза, булгаковская Маргарита со свечой, «памятник» русским усадьбам и сюрреалистичный Козьма Прутков, с грустью смотрящий на свое разрушенное имение в Павловке — все это можно увидеть здесь, в Музее-усадьбе «Край Долгоруковский».
История музея — это уже разрыв шаблонов! Однажды житель небольшого села Долгоруково в Липецкой области Иван Христенко основал музей своего родного края. Будучи примерным советским гражданином и ярым коммунистом он, однако, очень жалел о том, что несколько местных усадеб исчезли с лица земли. Особенно дорого было ему имение братьев Жемчужниковых, которые в тандеме с Алексеем Толстым, создали литературный образ Козьмы Пруткова.
Собрав все свои идеи воедино, Иван Христенко решил создать собственную импровизированную усадьбу. В ней он отразил всю многовековую историю района. Экспонаты музея активист часто создавал из подручных материалов, а то, и вовсе — мусора. Его музей получился настолько сюрреалистичным, что во всем мире у него едва ли найдутся аналоги.
Какие безумные идеи воплотились в музее? Почему Иван Христенко принципиально не принимал поддержки спонсоров? Как он, выпускник МГУ и известный на всю страну юрист, оказался в Долгоруково и создал там музей? Какие проблемы музей испытывает в настоящее время? Давайте разбираться во всем вместе!
На этой неделе блогосфера особенно жарко обсуждает современное искусство и его деятелей. Люди спорят о том, существуют ли грани той странности, которую предлагают нам творцы. И тут я понял: пришло время показать вам самый сюрреалистический сельский музей в мире! К сожалению, я не смог снять его внутри и мы осмотрим только фасады музея и его двор. Надеюсь, что в следующий раз я проведу детальную фотосъемку интерьеров.
2. Этот необычный памятник Козьме Пруткову находится недалеко от бывшей усадьбы Жемчужниковых. В нем невооруженным глазом виден художественный почерк Ивана Христенко.
Ивана Александровича Христенко многие называют «человеком не от мира сего». Он всегда был натурой очень творческой, принципиальной и имел свое видение на любые вещи. В юности Иван Христенко никак не мог и предположить, что когда-то он свяжет свою жизнь с музейным делом. Он учился в самом престижном вузе Страны советов – МГУ. И не где-нибудь, а на юридическом факультете. В ту пору эта специальность была по-настоящему редкой.
Иван Александрович Христенко. Фото: http://lipetskmedia.ru
Христенко обладал удивительной памятью, аналитическими способностями и необходимой юристам въедливостью. Практически сразу после окончания института он стал успешным юристом-практиком и был распределен в Долгоруковский район Липецкой области. Он стал невероятно компетентным специалистом в своем деле. Христенко не боялся браться за самые сложные дела и мог распутать любую правовую «заваруху». Слава о его профессионализме распространилась далеко за пределы Липецкой области. За правовой консультацией в Долгоруково стали приезжать люди из многих городов.
3. В советские годы долгоруковские власти получили разнарядку о создании музея от вышестоящих чинов. Первое время музей получал незначительное финансирование, а потом - он стал развиваться только за счет Ивана Христенко.
Иван Христенко с уважением относился к советской власти и был глубоко порядочным гражданином. Однажды местному руководству дали разнарядку на создание в Долгоруково музея. Власти решили поручить это дело Христенко – как одному из самых ответственных долгоруковцев.
4.
И тут Иван Анатольевич начал творить. На создание музея долгоруковцам практически не выделили денег. Пришлось создавать шедевр, фактически, из подручных материалов. И Ивану Христенко удалось создать нечто безумно-замечательное! Он никогда не был связан с музейным делом. Но он с детства был очень творческим, образованным и начитанным. Он очень любил образ Козьмы Пруткова, а впоследствии, и вовсе – считал себя «исполняющим обязанности Козьмы Пруткова». Долгоруковский музей стал своеобразной реинкарнацией усадьбы «создателей» Пруткова – братьев Жемчужниковых, которая находилась в нескольких километрах от села.
5.
Первыми экспонатами музея стали предметы, связанные с Великой Отечественной войной. Однако, вскоре местному руководству стало «не до музея» и вся ответственность за все его дальнейшее развитие легла на Ивана Христенко.
6. Обычный сельский дворик.
Однако, именно эти сложные времена и «сделали» лицо музей уникальным. Иван Христенко принялся мастерить экспонаты из подручных материалов. Порой, ими становились ненужные вещи и даже – содержимое помоек. Иван Александрович мастерил свои работы в неповторимом стиле – миксе различных направлений современного искусства.
7.
В интервью одной из местных газет нынешний директор музея – дочь Ивана Христенко, Надежда, вспоминала забавный случай о реакции зарубежных посетителей на экспозицию музея отца. Путешественники смеялись до слез.
8. Здесь все было сделано своими руками.
- Эта миниатюра из папье-маше, где на спине стоящего на карачках Горбачева стоит Ельцин и теннисной ракеткой разбивает КПСС на куски, а рядом сидит американец, который положил ноги на перестройку, никого не оставляет равнодушной,- рассказывает Надежда Христенко.
9. Козьма Прутков смотрит в сторону своей разрушенной усадьбы с башни-колокольни.
Рядом с фантазией на тему международных отношений – грустные реалии жизни работников колхозов. Скульптура крестьянки, сгорбленной под тяжелым снопом сена – это история про то, как женщина, вымотанная бесплатными трудоднями в колхозе не выдержала нагрузки и умерла.
10.
Любимый персонаж Ивана Христенко Козьма Прутков встречает туристов во дворе музея. Он сидит на символическом башенке-колокольне и с грустью смотрит на свою разоренную усадьбу в Павловке.
11. Нельзя объять необъятное. Но у Ивана Христенко это получилось.
По соседству с Козьмой Прутковым находятся другие скульптуры – Спинозы, боярыни Морозовой, бюст Ленина на груде кирпичей.
12.
Во дворе находится и уникальный экспонат усадебной тематики, который меня поразил. Перед вами – инсталляция «Барская усадьба». Очевидно, что Ивану Христенко было очень больно за судьбу многих памятников российской архитектуры.
13. А вы так представляли себе князя Долгорукова?
14.
Даже в самые трудные для музея минуты он отказывался от спонсорской помощи – терпеть не мог «буржуев» и рассматривал только помощь от государства.
15. То, чем сейчас восхищаются в столичных арт-пространствах, существовало в Долгоруково несколько десятилетий назад.
16.
17. Владимир Ильич как арт-объект.
На протяжении всего времени своего существования посещение Музея-усадьбы «Край Долгоруковский» было бесплатным. Это было одной из принципиальных позиций Ивана Христенко, которую поддерживает и его дочь Надежда.
18. Инсталляция "Барская усадьба".
19. Вход в музей всегда был бесплатным.
Судьба этого удивительного арт-центра остается неопределенной до сих пор. Иван Александрович Христенко тяжело болен и прикован к постели. Его дочь Надежда искренне верит в то, что государство поможет детищу его отца и дальше удивлять туристов.
20. Руководство музея по-прежнему относится негативно к любой спонсорской помощи. Что будет с музеем дальше - неизвестно.
Карты
1832 год.
1870 год.
1937 год.
1942 год.
1950 год.
1984 год.
2000 год.
2017 год. Yandex.
Journal information