Вид на Таргим от башенного комплекса Эгикал.
2.
По одной из версий название поселения сложилось, когда ингуши, покинув равнины Даькъасте («Земля отцов»), ушли в горы. По преданию мощные замковые крепости Таргим, Эгикал и Хамхи в долине ГIалгIай Коашке («Галгайские дворы») основаны тремя братьями — сыновьями легендарного Аьлби-ерда (в других источниках Га). Самым младшим из них был Таргим (ТIаргам), который поселился за рекой Асса, по другой версии ТIаргам переводится как «щит».
3.
Таргим я снимал днем и уже вечером, когда солнце уже начало закрывать горы.
4.
Из Таргима произошли следующие ингушские фамилии: Мальсаговы, Плиевы, Бековы, Арчаковы, Горбаковы, Оскановы, Озиевы, Гойговы, Угурчиевы, Тимурзиевы, Султыговы, Тутаевы, Гайсановы, Погоровы, Умаровы, Ганижевы, Эльдиевы, Медовы, Чемхильговы, Ганиевы, Гамкартиевы, Кодзоевы, Хабриевы, Джугутхановы, Эжиевы, Арсамаковы, Актемировы, Бязиевы, Наурузовы, Татиевы, Чариевы, Бахматовы, Алмазовы, Чапановы, Чабиевы, Бараковы, Гасаровы, Гатиевы, Тазиевы, Бакаевы, Ямиевы, Видиговы.
Портрет девушки из селения Таргим. Экспедиция Н.Ф. Яковлева – Е.М. Шиллинга. Осень 1921 года.
С дрона видно как раньше река Асса разливалась перед селением.
5.
В районе селения Таргим можно видеть заброшенное столпообразное святилище и святилище Аушасел в виде домика и руины храма Алби-Ерды.
6.
Местные мужчины на протяжении многих веков заслуженно считались многоопытными военачальниками. Особенно здесь выделялся род Мальсаговых, покровительствовавших слабым и малочисленным тейпам и фамилиям. Стоит отметить, что данное поселение славилось и кольчатыми доспехами, которые изготавливались местными девушками-мастерицами.
7.
Вид от храма Алби-Ерды на Таргим.
8.
Вид на Таргим из храма Алби-Ерды.
9.
Здесь же проживали талантливые зодчие Тэт-Батык Эльдиев и Мальсаг, которые возводили сложные замковые комплексы и боевые башни. Ряд сооружений Таргима был воздвигнут знаменитыми строителями-универсалами Баркинхоевыми из поселка Бархин.
10.
На территории Таргима зафиксированы остатки мегалитических циклопических жилищ, датируемые II-I тыс. до н. э.
11.
Съемка с дрона.
12.
90 лет назад он выглядел так.
38. Башенный комплекс с. Таргим. 1929 год.
На левой стороне реки Ассы расположен храм, который привлекает внимание исследователей еще с конца XIX века. Называется он Алби-Ерда (Алби-Ерды). Храм перекликается по своей структуре с храмом Тхаба-Ерды, представяя собой "трехцерковную базилику".
13.
Обратимся к исследованиям Валентина Александровича Кузьмина:
"Странным является то, что никто сегодня не может объяснить смысл названия соседнего храма - Алби-Ерды. Как мне объяснили ингуши, смысл названия забылся. А это признак того, что название неингушское. Оно могло быть заимствовано у другого этноса.
Чувствуется созвучие ингушского Алби-Ерды и осетинского Аларды. В.Миллер отмечал, что «Аларды у осетин – это святой, насылающий оспу. Его боятся более других святых. Во время эпидемии осетины приносят в жертву ягненка. Имя Аларды не звучит по-осетински и вероятно представляет искажение какого-нибудь иностранного».
Л.Семенов в своих "Разысканиях" пишет: "Шантр сообщает, что на Ассе находятся два храма – Твирлис-Цминда и Тхаба-Ерды (Twirlis-Tsminda – воскресение). Мы предполагаем, что первый – Алби-Ерды".
Исследователи в большинстве сошлись во мнении, что храм был построен грузинами. Время сооружения – 830 г. (Д.Бакрадзе), VIII-IX вв. (Г.Чубинашвили), IX-X вв. (Г.Гамбашидзе), XII в. (В.Миллер, М.Энгельгардт), после XIII в. (Е.Крупнов). Храм отражает деятельность христианских миссионеров из Грузии с целью обращения туземцев в свою веру.
В академической науке сложилось мнение, что наиболее квалифицированное исследование храма провел Г.Чубинашвили. Авторитетный в Грузии историк архитектуры академик Г.Чубинашвили обследовал храм в 1940-41 гг. с целью разработки концепции реставрации. Он обнаружил древний фундамент, который датировал VIII веком. По его мнению, древний храм был разрушен, и на его месте построен в IX в. новый. Но он также был разрушен и в XII в. построен другой, в виде "трехцерковной базилики" (термин введен автором, и обозначает он сугубо «грузинский феномен» в архитектуре: три церкви в одном объеме, и в каждой стоит престол). Декор на западной стене он относит к этому строительному периоду. Позже две боковые церкви были разрушены, а средняя в XVI в. претерпела реконструкцию. В частности, в интерьере поставили три арки.
В 1969-70-х гг. грузинские коллеги под руководством архитектора Л.Химшиашвили провели ремонтно-восстановительные работы на храме. Тогда они спасли памятник от полного разрушения. Честь и хвала им."
14.
Солнце совсем уходит.
15.
Центральный храм в плане прямоугольный. Две двери располагаются в западной и южной стенах. В последней 3 окна, из них среднее - более высокое, в отличие от боковых. Одно окно прорезано и в западной стене. Стены сложены из сланца на известковом растворе. Снаружи и изнутри они были оштукатурены.
16.
Внутри храма сохранились фрагменты настенной живописи. В апсиде имеются остатки креста и затитлованной древнегрузинской надписи Христа. Правее от алтарного окна сохранилось изображение святого с надписью "святой".
17.
18.
К центральному храму с севера и юга примыкали апсидные помещения (церкви-притворы).
19.
20.
Чтобы попасть в Таргим, надо перейти вброд реку Ассу.
21.
22.
23.
Рядом с Ассой есть небольшое место для пикника с видом на Таргим.
24.
Раньше здесь был мост.
25.
На юго-восточной окраине, на территории раннемусульманского кладбища, фиксируются 3 полуподземные и 2 наземные коллективные склеповые усыпальницы, также относящиеся к позднему сдредневековью. Первые можно отнести к XIII-XV вв., а вторые к XVI-XVIII вв. Здесь же располагается сильно-поврежденный мавзолей. Его сохранившаяся высота - 0,8 м
26.
В позднем Средневековье Таргим территориально входил в Хамхинский шахар.
27.
Четыре стройные боевые башни.
28.
На северо-восточной окраине поселка располагается склеповый некрополь, состоящий из 12 наземных коллективных усыпальниц позднего средневековья. В настоящее время они сильно повреждены. Из них: 4 - башнеобразные, 2 - 3-этажные,с квадратным основанием и пирамидально-ступенчатым покрытием. Остальные 2-этажные с двухскатно струпенчатой крышей. Данные склепы датируются в пределах XI-XVIII вв.
29.
Так могильник выглядел 90 лет назад.
Склеповый могильник с. Таргим. 1921 год.
Вид на Таргим от башенного комплекса Хамхи.
30.
31.
Северо-западнее поселка, близ левого высокого берега реки Ассы, в толще земли обнаружена часть полотна благоустроенной средневековой дороги. Считается, что это участок Великого Шелкового пути. Часть полотна дороги состоит из аккуратной каменной вымостки, укрепленной по краям бордюрами из вертикально поставленных крупным камней.
32.
Чуть выше над Таргимом размещается башенный комплекс Гериты, с хорошо заметной полубоевой башней.
33.
На северной окраине на правом берегу реки местное население вплоть до середины XIX в. добывало охристую глину. Она шла на приготовление краски, широко использовалась в строительном деле и керамическом производстве.
34.
Река Асса уводит нас к другим селениям. Слева заметен солярный знак, символ Ингушетии, за ним башенный комплекс Исмаил-Ков и далее храм Тхаба-Ерды, о котором речь пойдет в других постах.
35.
Карты
39. Генеральная карта Российской Империи 1776 года Трускотта и Шмидта.
40. Карта Кавказа 1885 года.
41. Карта Кавказского военного округа 1903 года.
42. Карта Кавказского края 1903 года из приложения к календарю.
43. Карта СССР послевоенных лет 1946 года.
44. Подробная топографическая карта юга России. 1999 год.
45. Карта Google. 2017 год.
Journal information