Вадим (vadimrazumov.ru) wrote,
Вадим
vadimrazumov.ru

Category:

Башенный комплекс ФАЛХАН, Ингушетия, Джейрахское ущелье

После Эрзи в первый день пребывания в Ингушетии я посетил башенный комплекс Фалхан, который также расположен в Джейрахском ущелье на горе Мат-Лам, в 1,2 км севернее Лежги. Здесь моему взору открылись оборонительные сооружения, жилые строения и склепы, которые помогли мне в полной мере окунуться в многовековую историю ингушского народа. Несмотря на то, что многие из построек полуразрушенны, они поражают своим величием. Перед поездкой я задался вопросом, что послужило поводом для строительства башен? В горах, где основным строительным материалом является камень, сама природа определяет строительство каменных сооружений. Башенные постройки возвышаются на длинном узком мысе. Возле каждой жилой "гала" располагается боевая "воу". Почти вплотную к ним примыкает кладбище, состоящее из девяти склепов. В них до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся кости умерших...

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.




Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
2.

Немало сил требуется, чтобы добраться до каждого башенного комплекса. Путь в горы нелегкий, каменистые тропинки, петляя, круто поднимаются вверх, но оно того стоит. Отсюда открывается прекрасный вид. Эти места хранят воспоминания о тех непростых, но красочных событиях, которыми всегда была наполнена жизнь здешнего народа. Нужно лишь уметь остановиться и прислушаться к легким дуновениям ветерка и шорохам осыпающихся камней.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
3. Вид на строения с квадрокоптера.

Согласно сведениям, записанным в 1961 году М.У. Мурзабековым, поселение Фалхан было основано в стародавние времена неким Ферхастом и его тремя сыновьями, спустившимися из высокогорного селения Тярш из-за малоземелья. О древности селения Фалхан свидетельствуют записи Е.И. Крупнова, полученные им от Алихана Мурзабекова в 1929 году с перечислением 12 имён его предков. На основании этих данных можно говорить о том, что селение Фалхан возникло примерно в XII-XIII вв.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
4.

По полевым материалам, древнее ущелье и горная котловина Джейрахского района, куда входило селение Фалхан, в прежние времена назывались Дз1архе/Дз1оархе, что означает «ограда-охрана», т.е. «защитное/защищённое/заградительное место», где «дз1ар/дз1оар» – «щит/ограда/, а «хе» (-ха) – «охрана». Слово «дз1ар» в давние времена имело и другое значение, т.е. означало «проход». До сих пор сохранилось выражение «Дз1ар-даьккхад шоана?», в значении «Вам что, проход открыли?».

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
5.

Согласно «Ведомости ингушских селений Кистинского округа», в 1810-1811 гг. в Фалхане насчитывалось 30 дворов. Большую часть его жителей составляли Дзараховы. В селении также проживали Аджиевы, Берсановы, Умаровы и Котиевы. На тот момент селение состояло из нескольких самостоятельных, но все же объединенных между собой замковых комплексов. В основе слова «Фалхан», по мнению А.Сулейманова, лежит ингушское слово «фала», означавшее «свободный».

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
6.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
7.

Жизнь в селении Фалхан продолжалась вплоть до 1944 года. К тому времени в горных селениях были размещены солдаты. Последние жители покинули Фалхан 23 февраля 1944 года, в день депортации ингушского народа. По воспоминаниям очевидцев, с раннего утра из всех горных селений потянулись колонны людей. Шли пешком, а на повозках везли еду. В тот день сердце Фалхана остановилось навсегда.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
8.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
9.

Найденные в Ингушетии и Чечне, в районе башенных построек, монеты, обломки посуды XII-XIV веков свидетельствуют, что строительство башен велось особенно интенсивно в период наступления татаро-монгольских орд. Постройки того периода почти не сохранились, но в преданиях, посвященных боевым башням, фигурируют враги, которые, осаждая башни, жили в юртах, кибитках.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
10.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
11.

Боевые башни селения Фалхан 5-этажные, имели плоскую крышу и высокий парапет. Археолог М.Б. Мужухоев предполагает, что такие башни строились в местах труднодоступных, с точки зрения рельефа местности. На сегодняшний день лучше всего в Фалхане сохранилась боевая башня Дзараховых, возвышающаяся над обрывом. Вход в нее осуществлялся из жилой башни, с которой она была соединена.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
12.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
13.

В периоды бесконечных распрей между фамилиями, главной причиной которых являлась кровная месть («доу»), боевые башни служили укрытием для местных жителей.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
14.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
15.

Внутрисемейные убийства не вызывали кровной мести, о таких случаях ингуши говорили с иронией: «Собака сожрала свое собственное молоко», но если убийца или убитый не были родственниками, то близкие убитого должны были убить или убийцу, или его ближайшего родственника. Потерпевшие родственники собирались воедино, образуя своеобразное войско – «бо», а затем двигались «войной» («туом») к дому убийцы. Осажденные укрывались в боевой башне – «воу». При кровной вражде «война» у башни порой велась лишь формально, осажденные боялись убить кого-либо из осаждавших, так как это ухудшило бы их положение. Но убийство кого-либо из осажденных, наоборот, могло привести к относительному перемирию. В дальнейшем убийца мог получить за выкуп (в виде быков) право безопасно находиться на территории своей усадьбы, но не далее. Рано или поздно карающий удар настигал его, ибо в средние века ценой крови («пхя») была кровь. Часто во время таких войн угоняли скот, уводили людей для продажи в рабство.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
16.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
17.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
18.

Жилые башни 2-4-этажные, более простые по своей конструкции, возникли раньше боевых. Точно назвать время их появления нельзя, но, судя по манере их кладки, конструкции дверных и оконных проемов, башни жилого типа существовали в X-XII вв. Профессор Л.П. Семенов пишет: «Каждый род владел одной или несколькими такими башнями, примыкавшими одна к другой и представлявшими просторное и надежное укрепление».

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
19.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
20.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
21.

Переходными от жилых к боевым постройкам являются башни «гала», которые снабжены не только оконными и дверными проемами, но и бойницами для стрельбы из лука и боевыми балкончиками, с которых осажденные могли защищать входы в свою башню.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
22.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
23.

Поселиться здесь было не просто, так как в окрестностях Фалхана в те времена буйствовало племя Г1ам-наькъан во главе с предводителем Г1ам. Были они надменными и сильными: умыкали людей для продажи в рабство, грабили жителей и уносили всё, что им попадало под руку. Они обладали богатством, у них был скот и земли. Общество решило, что наградит значительными земельными угодьями тех, кто сможет с ними справиться.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
24.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
25.

Одного из сыновей Ферхаста звали Токъ (Точ). Его сын Дзарах стал родоначальником фамилии Дзараховых. Легенды передают, что он был невероятно сильным и мужественным человеком. Его избрали главой дружины, охранявшей территорию от вражеского нашествия. По всей видимости, фамилия Дзараховых получила своё название от слов «дз1ар-ха» (страж ущелья)(«дз1ар» - ограда; «ха» - охрана). О мужестве и физической сноровке Дзараха в народе шла молва: «1аьржача ферта юкъе дото пела ловздаь Дзарах», что означает, что Дзарах мог пустить коня во весь опор и при этом не разлить воды из серебряного стакана, стоявшего на его плече поверх чёрной бурки. Он также мог на полном скаку вытащить за рога барана из ямы, что было под силу не каждому всаднику. Он смело вступал в схватку с врагами, невзирая на их численность.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
26.

Племя Г1амнаькъан, уверенное в своей безнаказанности, продолжало буйствовать. Совершив очередное нашествие, награбив и захватив жертвы, они разбегались в разные
стороны. Поселенцы Фалхана постепенно окрепли. От братьев Дзараха, Мурзабека, Шовхала и их сводного брата Кота произошли следующие фамилии: Дзараховы (Сампиевы), Шоухаловы, Мурзабековы, Котиевы. Согласно преданиям, однажды фалхановцы объединились и выступили сообща против племени Г1амнаькъан. Им удалось хитростью заманить их в село, щедро угостить, напоить одурманивающими настоями трав и перебить. Оставшиеся в живых несколько человек скрылись и ушли через Грузию в Турцию. В результате жителям Фалхана достались значительные земельные угодья, леса, пастбища в округе и на Столовой горе. Султан Дзарахов говорил о том, что селение Йоарх1аче (от слова «сорняки»), где были убиты воинствующие Г1амнаькъан, стало называться Бейни (от слова «гибель»), а место их захоронения – Кашете (от слова «каш», т.е. «могила; место кладбищ»).

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
27.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
28.

Склепы селения Фалхан достойны отдельного внимания. Фалханский некрополь считается одним из крупнейших на Центральном Кавказе. Эти постройки красиво выделяются на фоне голубого неба с плывущими белыми облаками. Снаружи стены покрыты желтоватой облицовкой. А внутри на разном уровне расположены выступающие плиты с отверстиями, в которые раньше вставляли древки с белыми погребальными флагами.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
29.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
30.

В районе Фалхана имеются полуподземные склепы. В погребальные камеры ведет обычно лаз, размещенный на уровне земли. Сверху склеп почти не заметен, а внутри устроены полки, на которые клали тела умерших. Как и во всей горной Ингушетии, в склепах Фалхана хоронили представителей одной фамилии.
Вайнахи верили, что загробная жизнь - продолжение земной, только солнце для мертвых светит ночью. Этнограф Чах Архиев писал: "После жатвы в ингушской семье устраивали специальный ужин – «марс-порр», на котором хозяйка дома, дотрагиваясь до кушаний щипцами, приговаривала: «Да будешь пищей (такому-то покойнику)». Обойдя таким образом все яства, она выливала из чаши, находившейся у нее в руках, брагу около очага, затем уже все члены семейства принимались за кушанья…"

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
31.

«В 60-х гг. ХХ века в склепах селения Фалхан мы видели мумию застывшей матери над люлькой с ребёнком и мумию мужчины, стоявшего в рост с посохом в руке», – вспоминает житель села Ляжги М.Точиев. На тот период, как отмечал исследователь В.И.Марковин, «тела умерших сохранялись: блеклая совершенно высохшая кожа обтягивала руки, лица...». Однако не думайте, что среди ингушей были специалисты-мумификаторы. Это дело случая, а главным образом местного климата: высоко в горах воздух чист, прохладен, в нем мало микробов, в склепах же с тремя-четырьмя лазами, устроенными с разных сторон, - неплохая вентиляция. Поэтому в данном случае речь идет об естественной мумификации. В настоящее время в солнечных могильниках хранятся лишь кости.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
32.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
33.

В склепах Фалхана были найдены различные предметы и изделия: зеркала, серьги, кольца из серебра и золота, истлевшая от времени женская шёлковая одежда, рогообразные головные уборы «курхарсы», украшенные орнаментами и серебряными заставками, которыми покрывали головы состоятельные женщины. «Наибольшее количество женских головных рогообразных уборов, называемых «курхарс», было собрано экспедициями бывшего Ингушского научно-исследовательского института краеведения в Мецхальском районе, в окрестностях селения Фалхан».

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
34.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
35.

Жители Фалхана хранили народные знания, накопленные их предками в течение веков и основанные на их опыте и наблюдениях. Так, для определения времени дня они пользовались острым камнем, установленным на склоне горы. И когда с установленной точки на склоне видели, что остриё камня и середина солнечного диска совпадают, люди знали, что наступил полдень. В зависимости от этого они определяли время суток. Распространёнными были знания народного календаря.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
36.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
37.

Известно, что официальной религией ингушов является ислам. Но так было не всегда. Первоначально их вероисповеданию были присущи некоторые черты христианства.
В районе села Фалхан имеется ограждённое ранне-мусульманское кладбище с надмогильными камнями без надписей, высотой от 30 см до 1 метра. Позже мусульманское кладбище появилось уже за чертой селения с датированными надмогильными камнями и надписями на арабской графике.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
38.

Во второй половине ХIХ века в селении Фалхан была заложена мечеть, в которой собирались на пятничную молитву жители близлежащих сёл. По решению Совета старейшин мечеть была построена перед солнечным некрополем. «В этой мечети будут совершаться совместные молитвы жителями сёл, лежащих вокруг», – сказал исламский просветитель Мурдал-хаджи, широко известный в горах Ингушетии. Здесь же располагалось медресе, где обучались исламской грамоте мальчики из селения Фалхан и близлежащих сёл.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
39.

Каждый склон Фалхана хранит в себе тайну. Лежащий над селением горный склон «Лоам бердашке», раньше назывался «Безалаьрха гув» (Священный склон), и на нём издревле происходили обряды жертвоприношения. После завершения какого-либо важного мероприятия – строительства жилья, удачной торговли и др. – жители совершали на нем обряд «Синнел даккхар» (раздача милостыни). Склон оставался местом совершения жертвоприношений и после принятия ислама. На этом Священном склоне собирались старейшины для решения важных вопросов.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
40.

Над Фалханом находился священный лес, почитаемый всеми жителями округи, и священный родник, «Фалхан хьаст», к которому сходились три тропы, ведущие из сёл Фалхан, Мецхал и Ляжги. Вода из этого родника и камень-валун, нависающий над ним, считались целебными. Дзарахова Фадиман, жившая в селении Фалхан до депортации, вспоминала: «Село было дружное. Работали допоздна, кто в поле, кто дома. Помогали друг другу. Выращивали картофель, кукурузу, пшеницу, лён. Лён считался целебным. Лучшую часть урожая откладывали для загат (пожертвование), которое давали нуждающимся и представителям духовенства. Сельчане держали крупный и мелкий рогатый скот, домашних птиц».

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
41.

Селение Фалхан всегда славилось своими мастерами-умельцами. Например, выходцами из селения Фалхан являлись представители фамилии Котиевых - известные «искусники камня», к тому же специализировавшиеся на строительстве плоскокровельных башен. Были известны мастера по изготовлению лучного оружия, изделий из рога, кости и дерева.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
42.

Сегодня Фалхан является частью Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного музея заповедника под открытым небом. Созданный в 1988 году Музей заповедник признан в 1995 году объектом исторического и культурного наследия федерального значения.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
43.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
44.

На этом наше знакомство с башенным комплексом Фалхан подходит к концу, но путешествие продолжается. Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас культурой вайнахов, их самобытным зодчеством, потому что впереди вас ждет знакомство с не менее интересными памятниками архитектуры этого народа.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
45. Фалхан. Дата съемки неизвестна.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
46. Фалхан. Дата съемки неизвестна.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
47. Карта Кавказа. 1840 год.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
48. Карта Кавказского края. 1870 год.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
49. Карта Чечено-Ингушской АССР. 1937 год.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
50. Американская карта Кавказа. 1941 год.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
51. 1985 год.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
52. Подробная топографическая карта юга России. 1999 год.

Башенный комплекс Фалхан, Ингушетия, Джейрахское ущелье.
53. Яндекс карты. 2017 год.



Список использованной литературы:

1. Антология ингушского фольклора. Т.1. Составитель Дахкильгов И.А., -Нальчик, -2003.
2. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. -М., -1973.
3. Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей//Ингуши. Сборник статей и очерков по истории и культуре ингушского народа. Составитель А.Х. Танкиев. -Саратов, -1996.
4. Горепекин Ф.И. Краткие сведения о народе «ингуш»//История Ингушетии. Ростов-на-Дону. -2013.
5. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. -М. -1972.
6. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. -М.-1971.
7. Кобычев В.П. Поселения и жилища народов Северного Кавказа в X1X-XX вв. -М., -1982.
8. Марковин В.И. В стране вайнахов. -М., -1969.
9. Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией в Х1Х-начале ХХ в. -Тбилиси, -1990.
10. Мровели Леонти. Жизнь картлийских царей. -М., -1979.
11. Мужухоев М.Б. Ингуши. Страницы истории, вопросы материальной и духовной культуры. Саратов, -1995.
12. Ингуши. Отв. ред. М.С.-Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева. -М. -2013.
13. История Ингушетии. -Ростов-на-Дону. -2013.
14. Посемейный список с.Фалхан, 1886г//Посемейные списки населённых пунктов Владикавказского округа Терской области 1886 года. Т.IV. -Магас, -2016.
15. Робакидзе А.И. Жилища и поселения горных ингушей//Кавказский этнографический сборник. Ч.II. -Тбилиси, -1968.
16. Семёнов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. -Грозный, -1963.
17. Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Ч. II. -Грозный, -1978.
18. Христианович В.П. Горная Ингушия. -Ростов-на-Дону, -1928.
19. Цороева М.Следы древних цивилизаций в языках и культуре ингушей и еченцев. -Москва-Париж, 2014.
20. Цискаров И. Картина Тушетии//Газета «Кавказ». -№ 50. -20 июля 1846 г.
21. Чахкиев Д.Ю. Древности горной Ингушетии. -Назрань, 2003; Чахкиев Д.Ю. Оружие//Ингуши. -М., -2003.
22. Щеблыкин «Искусство ингушей в памятниках материальной культуры»//Известия ИНИИК. -Владикавказ, -1928.
23. Эланидзе В.А. Вопросы истории Тушетии. -Тбилиси, -1988.
24. «ГIалгIай гIарчIож». Альбом. Владикавказ, 1924. Личный архив Г.М. Ахильгова.
Tags: Джейрахское ущелье, Ингушетия, Ольгетти, Фалхан, башни, башни Ингушетии, ингушские башни, фото 2016
Subscribe

Posts from This Journal “Ингушетия” Tag

promo vadimrazumov.ru 23:09, wednesday 13
Buy for 100 tokens
"Живой журнал" отметил юбилей - 25 лет. Уже много лет наблюдаю за тем, как многие рассуждают об уходе эпохи ЖЖ. И много лет не нахожу для себя ничего лучше этой платформы - для описания усадеб она подходит идеально! За 15 лет ведения блога "Живой журнал" преподнес мне множество…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “Ингушетия” Tag