От усадьбы остались две церкви, мавзолей, парк, пруды и старый акведук. Почему усадьба Троицкое-Кайнарджи называется Кайнарджи, и где Гоголь читал главы из 2го тома «Мертвых душ»? Почему владельца усадьбы Румянцева прозвали Румянцевым-Задунайским? Куда исчез памятник Екатерине П., который был воздвигнут в 1834 году в Троицком и где познакомился С.П. Румянцев с А.С. Пушкиным? Как раньше выглядела усадьба, какой был генплан усадьбы и где находится старый акведук? Давайте ответим на эти вопросы и просто обсудим новый лимонный цвет Троицкой церкви и мавзолея!
В 1770 году во время Русско-турецкой войны русская армия под командованием Петра Александровича Румянцева разгромила турецко-татарские войска при Ларге и Кагуле фактически предрешив исход войны. В 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджийский договор, а талантливый полководец рескриптом Екатерины II пожалован двенадцатью высочайшими наградами, среди которых: грамота с прописями побед, фельдмаршальский жезл, шпага, лавровый венок, медаль с его изображением, деньги, картины, наименование «Задунайский» и пять тысяч крепостных крестьян. На фотографии воскресное утро возле Троицкой церкви.
После официальных торжеств в Москве фельдмаршал Румянцев-Задунайский с неменьшим размахом принимал императрицу в своем подмосковном имении Троицком. К приезду государыни спешно строился дворец-павильон, стилизованный под одну из турецких крепостей. Встреча была торжественной. Великолепный бал и народное празднество с песнями, русскими плясками и фейерверками продолжалось до утра. Прощаясь с Троицким, Екатерина в честь одержанных побед пожелала «месту сему» дать название Кайнарджи, одна из ферм стала именоваться Кагул, три пустоши вокруг имения получили названия Румянцевская, Кагульская, Задунайская. На фотографии вид на дорогу от Троицкого храма, вдалеке видна огромная свалка.
Впервые село Троицкое упоминается в 1571 году. Тогда оно принадлежало Андрею Сабурову «со товарищи». По писцовым книгам за 1623 год, в селе построена церковь: «деревянная клеть с приделом св. Николая, а в церкви образа и книги, и ризы, и колокола, и все церковные строения вотчинниковы. У церкви во дворе поп Кондратий Моисеев, во дворе пономарь Девятко Быков». В дальнейшем селом владели Голицыны, затем Н.Ф. Языкина, А.А. Репнин. В 1760 году Троицкое переходит к П.А. Румянцеву, и с этого времени начинается период его расцвета. На фото вид от церкви на Фенино, слева святой источник.
Род Румянцевых получил известность при Петре I. Александр Иванович Румянцев (1680—1749) был приближенным царя. В 1717 году А.И. Румянцев и Петр Андреевич Толстой по указу государя нашли за границей царевича Алексея и доставили его в Россию. С этого события и началось возвышение А.И. Румянцева. Петр I выдает за него знатнейшую и богатейшую красавицу Марию Андреевну Матвееву, по преданию, одну из своих сердечных привязанностей. За три месяца до появления первенца Александра Ивановича посылают послом в Турцию. Императрица Екатерина I явилась восприемницей новорожденного Петра Александровича Румянцева, будущего фельдмаршала. Пять лет пробыл А.И. Румянцев за границей и вернулся домой только при Анне Иоанновне. При Елизавете Петровне он становится сенатором, получает графское достоинство. Умер Александр Иванович на 70-м году жизни и похоронен в Златоустовском монастыре в Москве. Усадебный комплекс начинает формироваться с деревянного дома, заменённого уже в 1779 г. каменным замком с угловыми башнями. Псевдоготическим его вряд ли можно было назвать - стрельчатые завершения проёмов, присущие готике здесь отсутствовали. На фотографии руины насосной станции
Имение было большим, и так случилось, что основная забота о Троицком-Кайнарджи легла на супругу фельдмаршала — Екатерину Михайловну (1714—1779), дочь известного петровского фельдмаршала, князя М.М. Голицына (1675—1730). В 34 года она стала женой П.А. Румянцева, который на 11 лет был младше ее, и этим, видимо, можно объяснить тот факт, что их брак не оказался счастливым. В согласии супруги жили около шести лет. Тогда же у них родились три сына: Михаил, Николай, Сергей. Однако большее время супруги жили отдельно друг от друга, ведя переписку. В письмах к мужу Екатерина Михайловна просит разрешения приехать к нему, ревнует, напоминает о родительских обязанностях к детям, о хозяйских делах, в том числе и Троицком-Кайнарджи: «Я коли чего не попрошу к тебе ехать куда, так все невозможность была. Сам, батюшка, рассуди, чем мне останется жить, а занимать скучно» (1769). На фото вид на Балашихинский противотуберкулезный диспансер, рядом с церковью, скорее всего усадьба была на этом месте. Далее за диспансером огромный усадебный парк и пруды. На деревьях мерзнут стаи ворон.
В последний год своей жизни графиня все чаще упоминает о подмосковной усадьбе Троицкое-Кайнарджи, называя просто «Канаржи». «Посылаю к тебе счеты, на которых усмотришь, что в нонешнее лето в Канаржи употреблено денег на разные строения и что еще надобно будет сверх же этого счету... План я с сыном к тебе посылаю, из которого увидишь, где церковь построена, где я хочу дорогу прорубить, чтобы в лицеях ездить, гулять по рощам до прудов». Следы этих дорог можно разглядеть и сегодня, сохранилось также несколько прудов. В феврале 1779 года Екатерина Михайловна пишет: «...хочу на сих днях ехать в Канаржи посмотреть, как дорогу чистят и тамошним воздухом попользуюсь». Это писалось незадолго до смерти. Е.М. Румянцева скончалась 22 августа 1779 года и погребена в малом соборе Донского монастыря. На фотографии: сейчас из усадьбы можно наслаждаться красивым видом на новый район Москвы - Кожухово
Наибольший художественный интерес в усадьбе представляет Троицкая церковь стиля французского классицизма, выстроенная Бланком в 1778 г., отделанная снаружи и внутри к 1784 г. и возобновленная после 1812 г. Она создана по проекту неизвестного "искуснейшего" архитектора, который был откорректирован Бланком по рисунку Румянцева, желавшего видеть у храма западные башни. Бытует мнение о связи памятника с кругом построек В.И. Баженова. Однако чуждый творчеству мастера образный строй сооружения и отсутствие в 1770-х гг. деловых контактов зодчего с Румянцевым исключают эту гипотезу.
Кирпичное оштукатуренное здание с нарядным лепным и белокаменным убранством принадлежит к типу двухколоколенных церквей. Храм в форме одноглавого четверика со срезанными, снаружи скругленными углами перекрыт высоким сомкнутым сводом с люкарнами, извне частично скрытым массивным аттиком. Небольшая трапезная, алтарь и боковые притворы с портиками коринфского ордера сообщают постройке крестчатый характер. С большим мастерством решен главный западный фасад в виде триумфальной арки, фланкированной двумя стройными башнями трехъярусных колоколен со шпилями. Торжественность его композиции подчеркнута широкой парадной лестницей с чугунными светильниками. Многоплановость структуры стенных плоскостей, обилие креповок, колонн, а также
Кирпичная с деталями из белого камня Воскресенская церковь сооружена в 1867 г. по заказу В.С.Мухановой над могилой ее мужа. Эклектичная архитектура здания основана на переработке ряда приемов и форм национального зодчества XVII ст. В трехчастной композиции постройки доминирует двусветный бесстолпный четверик храма. Поверх купольного свода он увенчан двумя ярусами кокошников и сквозным восьмигранным барабаном с миниатюрным шатром в основании главы. К храму примыкают пониженные объемы развитой трехлопастной апсиды и притвора. Высокие декоративные качества сооружения усиливаются контрастным сочетанием краснокирпичной поверхности фасадов с белеными и белокаменными элементами убранства, которые сосредоточены в его завершении. Под зданием — склеп. Иконостас и отделка интерьера утрачены..
Кирпичная с каменным покрытием ограда церковного комплекса стилистически принадлежит рубежу XVIII—XIX вв. Столбы расчленяют ее на прясла с арочным проемом, заполненным кирпичной решеткой. В центре западной и северной сторон имеются аналогичные друг другу ворота с боковой калиткой. Их металлические полотнища с ажурным заполнением — второй половины XIX в. Участок огибает старая липовая аллея.
Из трех сыновей фельдмаршала Румянцева-Задунайского нам особенно хотелось бы остановиться на судьбе младшего — Сергея Петровича.* В 80-х годах XVIII века Сергей Петрович был русским посланником в Пруссии, в Швеции, а позднее становится членом Коллегии иностранных дел. Указом Александра I от 21 апреля 1802 года он назначается членом Государственного совета. Именно в это время Сергей Петрович обращается к императору с предложением об увольнении крестьян в свободные хлебопашцы. Вопрос был рассмотрен в Госсовете, одобрен и утвержден, после чего и последовал указ «О Вольных хлебопашцах». Спустя 30 лет и сам М.П. Румянцев дал вольную своим крепостным крестьянам.
Скончался граф СП. Румянцев в 1838 году и похоронен на территории усадьбы Троицкое-Кайнарджи, в мавзолее, который был сооружен в том же году. Благодаря удачным пропорциям и хорошо прорисованному декору здание это занимает незаурядное место среди памятников зодчества. В самом мавзолее сохранилось надгробие из темной яшмы с надписью «Граф Сергей Петрович Румянцев», а с трех сторон — северной, восточной и южной — небольшие иконостасы.
В 1834 году в Троицком был воздвигнут памятник Екатерине П. Памятник этот интересен не только с исторической, но и с художественной точки зрения. Его автор — выдающийся скульптор начала XIX века Василий Иванович Демут-Малиновский. Великая императрица представлена талантливым мастером в облике богини победы Ники в полный рост. Она опирается на постамент с бюстом древнеримской богини Минервы, покровительницы ремесел, искусств и мудрости, войны и городов. К постаменту прикреплена доска с двумя основными надписями: «От Екатерины II дана сему месту знаменитость, оглашающая навсегда заслуги графа Румянцева-Задунайского». И вторая, более мелким шрифтом: «Крестьяне приобрели безвозмездную свободу в 1833 году от благоговеющей благодарности графа Сергея Румянцева».
Мавзолей С.П. Румянцева — небольшая кирпичная и оштукатуренная центрическая часовня стиля ампир. Выстроенная в 1830-х гг. сыном фельдмаршала для перезахоронения останков отца, она стала его собственной усыпальницей. Бесстолпный куб здания, перекрытый плоским куполом на приземистом световом барабане, обработан четырьмя белокаменными тосканскими портиками с фронтонами. Декорация в оформлении фасадов и интерьера отсутствует. Благодаря удачно найденным пропорциям и деталям здание стоит в ряду незаурядных построек своего времени.
Центр мавзолея занимает надгробие Румянцева в виде яшмового саркофага, вдоль стен — рокайльные резные киоты с иконами XVIII—XIX вв. Пол из каменных плит. В мавзолее также погребены дочь С.П.Румянцева — кн. В.С. Голицына н ее муж кн. П.А.Голицын. Несколько погребений Голицыных и Апраксиных находятся вне часовни, у ее северной стены.
Скульптурный памятник Екатерине II работы В.И.Демут-Малиновского, поставленный в 1833 г. у деревни Фенино в память посещения усадьбы императрицей, передан ГНИМА им. А.В.Щусева.
Справа за проводам видно Николо-Угрешский монастырь
Кирпичная с деталями из белого камня Воскресенская церковь сооружена в 1867 г. по заказу В.С.Мухановой над могилой ее мужа. Эклектичная архитектура здания основана на переработке ряда приемов и форм национального зодчества XVII ст. В трехчастной композиции постройки доминирует двусветный бесстолпный четверик храма. Поверх купольного свода он увенчан двумя ярусами кокошников и сквозным восьмигранным барабаном с миниатюрным шатром в основании главы. К храму примыкают пониженные объемы развитой трехлопастной апсиды и притвора. Высокие декоративные качества сооружения усиливаются контрастным сочетанием краснокирпичной поверхности фасадов с белеными и белокаменными элементами убранства, которые сосредоточены в его завершении. Под зданием — склеп. Иконостас и отделка интерьера утрачены.
Многое в Кайнарджи принадлежало замыслу К.И. Бланка - это и генеральный план, и основные сооружения, и их интерьеры. Следует отметить, что П.А. Румянцев был "несносным" заказчиком, он постоянно вмешивался в процесс проектирования с новыми пожеланиями и доработками, навязывал свои решения. Однако, именно ему, мы обязаны появлением в Троицком изысканного храма стиля французского классицизма с двумя западными башнями. Церковь св. Троицы выстроена, вне всякого сомнения, Карлом Бланком, а вот "искуснейший" автор проекта так и остался неизвестным.
Такого никогда не видел
Котов здесь навалом, поймать не удалось
Еще один интересный факт: СП. Румянцев был знаком с А.С Пушкиным. Он состоял членом Петербургского литературного общества «Арзамас». Сергей Петрович — «человек отменного ума, большой образованности», по характеристике П.А. Вяземского, посещал «субботы» В.А. Жуковского и там с 1817 года по май 1820-го встречался с А.С. Пушкиным.
Живописный высокий левый берег речки Пехорки, скрывающийся за деревьями, постоянно притягивал в эти места отдыхающих. Несколько раз имение посещали высокие гости, а в 1826 году сюда приезжали императрица Мария Федоровна и великая княгиня Елена Павловна.
Позже на дачах отдыхали профессора М.Н. Тихомиров, А.П. Павлов, С.П. Шевырев и другие. Было известно, что С.П. Шевырев подробно знакомился со вторым томом «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, находясь в 1851 году на одной из подмосковных дач. Но где именно — никто не знал. Найти это место помогла Е.С. Смирнова-Чикина. В рукописном отделе Российской государственной библиотеки в Москве в материалах Н.В. Гоголя она обнаружила визитную карточку Шевырева, где его рукой сделана приписка с адресом: «Спасская застава у Покровского монастыря по Рязанскому шоссе, поворот налево, 12—15 верст в село Троицкое или Кагулово». Вот, оказывается, где Шевырев слушал «Мертвые души» и, возможно, в исполнении самого автора. Позже по рукописной копии, снятой с оригинала СП. Шевыревым, впервые Пыли опубликованы главы второго тома бессмертного произведения.
Через все имение, Троицкое и Зенино, с севера на юг протекает речка Пехорка. Поэтому новая владелица начала с ее очистки, строительства мостов, плотин. Затем последовало возведение хозяйственных построек, строительство на левом берегу Пехорки господского дома. Напротив дома возникли два островка, которые с помощью мостиков соединились с берегами. Сегодня можно увидеть только полуостров да один разрушенный мост. Были выбраны наиболее сухие места для посева пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса и т.д. Из бутового камня, добываемого на собственной каменоломне в Бушево, проведено пятиверстное шоссе, огибающее собою все имение. И ныне сохранилась часть его. В пяти кирпичных оранжереях выращивались виноград, ананасы, персики, абрикосы, слива, а два воздушных сарая предназначались для вишен и черешен. Воду брали из колодца, от которого через подземные трубы и акведук, частично ныне сохранившийся, она поступала в оранжереи, теплицы, к огородам. На фото вид на Фенино и свалку
Село Фенино
Вот такие красавцы разъезжают здесь по выходным
Вторая дочь Сергея Петровича Румянцева Зинаида Сергеевна (по мужу Дивова) получила в наследство земли южнее - Троицкого-Кайнард-жи по реке Пехорке и бывшее селение Корнеево. В связи с именем владелицы Корнеево было переименовано в Зенино. На фото - акведук, который соединял водоканал от Троицкое-Кайнарджи до усадьбы Зенино.
До наших дней сохранился частично подземный водопровод и акведук, одна его часть в поле, а другая – около дороги, соединяющей, г. Железнодорожный с Зенино. Кирпичи, из которых сложен акведук, имеют клеймо «П.И.Милованова», принадлежавший заводу Пелагеи Ивановны Миловановой. Завод был основан в 1875 г. ее мужем Д.О. Миловановым (клеймо “Миловановъ“) и стал принадлежать ей после смерти мужа в 1890 г. Постановлением правительства Московской области (от 15 марта 2002 г. N 84.9) усадьба «Зенино» вошла в список памятников истории и культуры местного значения, в составе усадьбы упоминаются «акведуки (два), нач. XX в.»
Старые карты местности
Генплан усадьбы
1766 год. На карте еще нет Обираловки.
1797 год. Село уже переименовано в Троицкое-Кайнарджи.
1849 год. На карте появилось Зенино.
1860 год. Появилась Обираловка.
1925 год.
1931 год. На карте появилось Павлино. Зенино называется Марусино-Зенино.
2010 год. Google Earth - то, что сейчас.
Старые фотографии
Вот такая была усадьба
Вот такая была усадьба 2
План Троицкой церкви
План мавзолея
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/31556811
http://www.panoramio.com/photo/31556793
http://www.panoramio.com/photo/31556768
http://www.panoramio.com/photo/31556799
http://www.panoramio.com/photo/31556761
http://www.panoramio.com/photo/31743082
Ссылки
История подмосковной усадьбы Троицкое-Кайнарджи и ее обитателей
Павлино
ФЕНИНО (Троицкое, Троицкое-Кайнарджи)
Книга "Румянцевы и их усадьба Троицкое-Кайнарджи"
Усадьба Троицкое-Кайнарджи
Про акведук
Фото в качестве
Вид на Фенино и Кожухово 4288х2848, 10мб
Мавзолей 4288х2848, 8мб
Троицкая церковь 4288х2848, 10мб
Акведук 4288х2848, 8мб
Спасибо, есть что добавить?
Journal information