В 1957 году на территории бывшего имения Салтыковых был установлен памятник писателю-сатирику. А в год 160-летия Салтыков-Щедрин, храме Преображения Господня был открыт музей. В нем и сейчас вы можете увидеть много мемориальных вещей: герб рода Салтыковых, календари-месяцесловы (XVIII – XIX вв.), курительную трубку отца писателя Е.В. Салтыкова, документы, рукописи, фотографии, письма (XIX-нач. ХХ вв.), и многое другое.
«Я вырос на лоне крепостного права,
вскормлен молоком крепостной кормилицы,
воспитан крепостными мамками и, наконец,
обучен грамоте крепостным грамотеем…»
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Мелочи жизни».
Рядом со Спас-Углом в Ермолино находится усадьба мамы Салтыкова-Щедрина с сохранившимся парком, а в соседнем селе Станки сохранился храм, где находилось ее надгробие. Пост подготовлен совместно с Администрацией Талдомского района.
На второй день после своего рождения М.Е. Салтыков-Щедрин был крещен в родовой церкви господ Салтыковых, храме Преображения Господня, священником села Спасского Иваном Новоселовым.
По совершении крещения московский мещанин Дмитрий Михайлов Курбатов (крестный отец Михаила Евграфовича) пророчествовал, что младенец сей будет «воин», «супостатов покоритель».
2. Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Отец М.Е. Салтыкова-Щедрина - Евграф Васильевич Салтыков был потомственным дворянином. Мать Ольга Михайловна Забелина была купеческого рода. Оба родителя, по утверждению Щедрина, были «настоящими поместными дворянами, которые забились в самую глушь Пошехонья, без шума сбирали дани с кабальных людей и скромно плодились...». Евграф Васильевич знал много иностранных языков, и являлся образованнейшим человеком своего времени. Ольга Михайловна была любящей матерью большого семейства и прекрасной хозяйкой имения. Знакомые называли ее «министр в юбке», «кулак-баба». При ней владения семьи увеличились с 275 душ и 3,5 тысяч десятин земли до 2600 крепостных душ и 17,5 тысяч десятин земли. В результате чего Салтыковы из небольших помещиков стали крупнейшими землевладельцами Тверской губернии.
Миша Салтыков в раннем детстве. 1827(?)г.
3. Преображенский храм был построен старанием бабушки писателя помещицей Н.И. Салтыковой в 1797 году.
Маленький Михаил был самым выделяющимся среди своих братьев и сестер. Он отличался резкой прямотой и живостью характера. Уже в три года он знал азбуку, в четыре – «со слуха» научился болтать по-немецки и по-французски, а в семь лет начал обучаться грамоте крепостным живописцем Павлом Соколовым. В восемь лет Миша уже сам прочитал Евангелие, которое пробудило в нем жалость к простому мужику. «Оно поселило в моём сердце зачатки общечеловеческой совести», - вспоминал писатель в «Пошехонской старине».
4. Макет главного дома усадьбы "Спас-Угол".
В первые годы советской власти порядок в парке поддерживала молодежь. Здесь проводили субботники, высаживали цветы. Барский амбар был приспособлен под театр. В начале войны на территории усадьбы построили колхозный птичник, внешний вид имения из-за которого был сильно испорчен. Также ухудшилось и состояние усадебных парков. Вода в прудах почернела, а верхний пруд был частично засыпан. Церковь была закрыта и разорена, ее использовали под склад: хранили зерно, доски и минеральные удобрения.
5.
В 1868 году М.Е. Салтыков-Щедрин отставил службу и полностью занялся литературой, став также редактором знаменитого журнала «Отечественные записки». Его служба в качестве чиновника дала ему богатейший материал для творчества. В результате, им были созданы произведения самых разных жанров.
Наблюдения над самодержавным порядком вещей и крепостническим бытом окружающих мест помогли писателю создать такие произведения, как «Господа Головлевы», «Убежище Монрепо», «Благонамеренные речи» и другие произведения.
6.
В музее находятся реликвии семьи Салтыковых: герб рода Салтыковых, календари-месяцесловы (XVIII – XIX вв.), курительная трубка отца писателя Е.В. Салтыкова, документы, рукописи, фотографии, письма (XIX-нач. ХХ вв.). Когда Михаилу было десять лет, он поступил в Московский Дворянский институт, его сразу взяли в третий класс. А через два года будущий писатель был переведен в Царскосельский лицей, в котором когда-то учился А.С. Пушкин. Михаил Евграфович любил великого поэта, и он даже пробовал писать стихи. В журнале «Библиотека для чтения» в 1841 году был опубликован его первый стих «Лира».
После окончания Лицея в 1844 году с чином Х класса, как и А.С. Пушкин, Михаил Евграфович служил в канцелярии Военного министерства коллежским секретарем. Будучи в ссылке в Вятке, он был чиновником особых поручений при губернаторе. После этого служил вице-губернатором в Рязани и Твери, а также был председателем Казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.
7.
В 1957 году на территории усадьбы был установлен памятник М.Е. Салтыкову-Щедрину. Это копия работы 1881 года знаменитого скульптора Л.А. Бернштама. Сам писатель при жизни считал этот бюст «весьма удачным», завещав установить его на своей могиле.
В середине XX века бывшее имение Салтыковых стало усадьбой совхозов «Спутник» и «Красное знамя».
8.
Многолетняя кропотливая работа сотрудников Талдомского краеведческого музея во главе с директором Т.Н. Куликовой стала залогом открытия музея М.Е. Салтыкова-Щедрина на его родине в селе Спас-Угол. Также активное участие приняли местные энтузиасты: редактора районной газеты «Заря» В.П. Саватеев, заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии А.П. Кузнецов, педагог Л.Н. Нешумова и многие другие почитатели творчества сатирика.
9. Среди музейных экспонатов также книги, мебель, панно «Панорама села Ермолина», сделанное из пробкового дерева, церковная утварь, предметы труда и быта крестьян, одежда конца XIX-начала ХХ веков, а также макеты господских домов, находившихся в селах Спас-Угол и Заозерье.
10.
В 1976 году распоряжением Совета Министров РСФСР и решением исполкома Мособлсовета, принятыми в год 150-и летнего юбилея со дня рождения великого русского писателя-сатирика М Е. Салтыкова-Щедрина, на его родине в селе Спас-Угол было предусмотрено: «восстановить историко - мемориальную усадьбу Салтыкова – Щедрина в с. Спас – Угол Талдомского района». В результате, был намечен целый ряд мероприятий: восстановление усадебного дома Салтыковых, реставрация церкви и фамильного кладбища при ней, перенос праха матери писателя и других родственников, захороненных при храме великомученика Григория Победоносца у деревни Станки, на фамильное кладбище в Спас-Угле; благоустройство парка, прудов, создание охранной зоны, установление нового памятника писателю. Было также намечено строительство нового клуба, кафе и гостиницы для туристов.
11. Схема усадьбы Салтыковых.
В музее широко представлены работы по произведениям Салтыкова-Щедрина известных художников: Бориса Ефимова, Сергея Алимова, Валентина и Галины Караваевых, Ипполита Новодережкина, Сергея Лемехова., Анатолия Зыкова.
Фото до 1918 года. Спас-Угол. Источник: Книга "Подмосковье" - Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. - Московский рабочий 1962 год.
Рабочий проект восстановления планировки и озеленения усадьбы Салтыковых был разработан Гослесхозом СССР, Всесоюзным Государственным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз». 3 июля 1976 года, при большом стечении народа, на территории усадьбы состоялся первый Всесоюзный литературный Щедринский праздник. На празднике выступали председатель правления Союза писателей РСФСР С.В Михалков, щедриноведы С.А. Макашин, А.С. Бушмин и другие.
12.
В 1970-х годах было решено отреставрировать единственный из сохранившихся памятников архитектуры - родовую церковь Салтыковых. И в ней открыть музей М.Е. Салтыкова-Щедрина до восстановления сгоревшего господского дома. Восстановительные работы в храме вели специалисты треста «Мособлстройреставрация» под руководством архитектора Л.П. Поляковой. Авторская группа Московского областного краеведческого музея во главе Л.Г. Невзоровой совместно с художниками Тайдаковыми создали уникальную экспозицию музея в созвучии с последним романом писателя «Пошехонская старина».
13. До нас дошло также родовое кладбище у стен храма, где покоятся дед и бабушка, отец и братья, сестры и другие родственники великого писателя.
27 июля 1986 году, в год 160-летия писателя, храме Преображения Господня был открыт музей М.Е. Салтыкова – Щедрина, ставшего филиалом Талдомского историко-литературного музея». В 1989 году восстановлена церковная ограда.
14.
В 1994 году часть экспозиционной площади музея (алтарная и храмовая части) были переданы Спасскому приходу. Два учреждения в одном здании-музей и приход - мирно соседствуют и несут духовность в массы.
Фото 1997 года. Село Спас-Угол, церковь Спаса-Преображения. Источник: pastvu.com.
15. Восстановленная часовня во имя Корсунской Божьей Матери (2012г.).
16.
В наше время все музейное пространство связано с романом «Пошехонская старина». «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными няньками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…» писал о себе Салтыков-Щедрин. Атмосфера, быт десятилетнего Михаила легко представляются посетителям музея с помощью многочисленных экспонатов, детально рисующих село начала Х1Х века.
17.
18. На этом месте находился господский дом Салтыковых.
19.
На родине Салтыкова-Щедрина состоялись премьеры фильмов Н.П. Бурляева, Н.С. Бондарчук, И.М. Хуциева «Пошехонская старина» и С.М. Овчарова «Оно».
20. В своих воспоминаниях Салтыков-Щедрин сетовал, что гулять в парке в детские годы не доставляло удовольствия, т.к. не было тени. Липы были маленькие и их стригли на иностранный манер.
21.
Очень часто после экскурсий люди заново открывают для себя Салтыкова-Щедрина. За 45 минут перед посетителями пролетают исторические факты, воспоминания. Экспонаты будто оживают и подтверждают сказанное. Выстраивается временная лестница и выхватывает из реальности.
22.
23. Колодец.
В своих воспоминаниях Михаил Евграфович часто вспоминал и описывал свои родные места. В «Губернских очерках» он объяснялся в любви к дорогому уголку России: «Я люблю эту бедную природу, может быть, потому, что какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной точно так же, как и я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого». Эти впечатления нашли наиболее яркое отражение в последнем романе «Пошехонская старина». Известный щедриновед С.А .Макашин назвал его «топонимическим памятником» Спас - Углу.
24.
25.
26.
Салтыков-Щедрин писал: «...Видения детства, отрочества и юности… оставили по себе и нечто такое, что залегло во мне довольно прочно». В произведении «Убежище Монрепо» есть строки: «Замечательно, что я родился и вырос в деревне». А в одном из своих писем П.Г. Елисееву Щедрин написал «…Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то все-таки оттуда, из десятилетнего деревенского детства…».
27.
28. В ХХ веке облик бывшей господской усадьбы Салтыковых претерпел сильные изменения. Родной дом писателя сгорел в 1919 году, большое количество старых деревьев погибло. Сохранились только хвойные и липовые аллеи, каскад прудов и источник Иорданка.
Как-то в музей приезжали японцы. Они готовились к постановке спектакля по произведению «Господа Головлевы» на сцене нового драматического театра в Токио. Во время их посещения экскурсовод ответил на многие вопросы о Салтыкове-Щедрине. Они не понимали, откуда он – дворянин-так правдиво знал все тонкости жизни при крепостном праве. Главный режиссер нового драматического театра в Токио, независимый продюсер и костюмер дизайнер внимательно изучали экспозиционный зал, а после возложили цветы на родовое кладбище Салтыковых. Гости из Японии побывали на колокольне, на усадьбе обнимали вековые липы, и вдыхали полной грудью спасский воздух, чтобы впитать в себя «дух Салтыковский». На прощанье они даже собрали шишки, чтобы положить их на сцену во время премьеры для связи с родиной писателя.
29.
«Пусть нас меньше почитают, но больше читают», - завещал потомкам Салтыков-Щедрин.
30. Преображенский храм в селе Спас-Угол. Внутри храма находится и музей М.Е. Салтыкова – Щедрина.
Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И.Н. Крамского.
Рядом со Спас-Углом есть еще два интересных места, которые нужно посетить. Это усадьба Ермолино, мамы писателя. О.М. Салтыкова приобрела Ермолино у корнета Петра Александровича Нащокина и полковника Павла Александровича Нащокина в 1836 году, деревня тогда состояла из 33 дворов. Здесь помещица выстроила дом и хозяйственные постройки, разбила сад и парк, вырыла пруд. В соседнем селе Станки находится заброшенная Георгиевская церковь 1807 г. в стиле классицизм, перестроенная в 1850-х гг. на средства О.М. Салтыковой, в которой были надгробия её, И.Е. Салтыкова и его дочери.
31. Церковь Святого Георгия в соседнем селе Станки. 32. Первое упоминание о церкви Святого Георгия относится к 1796 году.
33. Архитектура церкви типична для сельских храмов конца XVIII - начала XIX веков. У здания обычная трехчастная схема – основной объем храма, трапезная и колокольня, которые располагались на одной оси с востока на запад.
34. Основной объем храма был построен по традиционной схеме «восьмерик на четверике» и завершен восьмилотковым сводом.
35. Сейчас у церкви Святого Георгия отсутствует колокольня, когда-то она примыкала к западной стене трапезной.
36. Сохранились сведения «О прихожанах церкви». В них указано, что «в сельце Ермолино жительствует помещица коллежская советница Ольга Михайловна Салтыкова». Сельцо от церкви находится в 2-х верстах.
37.
В.П. Саватеев в своей книге «Летописи Салтыковской вотчины» описал вклад О.М. Салтыковой в обустройство храма в деревне Станки: "В 1836 году 25 ноября Ольга Михайловна отправляется из Спасского в Ермолино. Наутро 26 ноября она ездила к Станкам (в двух верстах от Ермолина), в церковь святого Георгия, что на Хотче. В то первое посещение церковь на погосте была еще деревянная. Каменный храм при усердии Ольги Михайловны, был отстроен и освящен в сентябре 1853 г. в присутствии, кстати, Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки".
38. 39.
40. Храм интересно сочетает в себе мотивы классики и древнерусского кирпичного узорочья XVII века.
41.
От усадьбы мамы писателя остался парк и пруд.
42. Усадебный парк в Ермолино.
43. Пруд в Ермолино.
Journal information